Экономика

Андрей Паньков: "10% - не так много, как хотелось бы"

Андрей Паньков с марта 2009 года исполняет обязанности начальника краевого Управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры. За это время в газете "Ваше дело" было несколько публикаций с критикой в адрес этого подразделения администрации края. Тем не менее г-н Паньков согласился встретиться и ответить на все вопросы редакции.

Андрей Паньков пока не удовлетворен уровнем личного взаимодействия с малым бизнесом. Поэтому он хочет внедрить новые каналы связи с предпринимателями.
Андрей Паньков пока не удовлетворен уровнем личного взаимодействия с малым бизнесом. Поэтому он хочет внедрить новые каналы связи с предпринимателями.
Анна Зайкова

— Андрей Иванович, складывается впечатление, что 2009 год и по объему средств, и по количеству мероприятий может стать рекордным в части финансово-кредитной поддержки предпринимательства. О каких итоговых показателях можно говорить уже сейчас?

— В регионе действует программа "О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2008–2010 годы". На финансово-кредитную поддержку в этом году было предусмотрено 57 млн. рублей. Благодаря этому объему средств нам удалось привлечь из федерального бюджета еще 230 млн. рублей. Здесь надо отдать должное губернатору Александру Карлину, который грамотно взаимодействует с федеральным центром. Ведь понятно, что политическая составляющая, как правило, за первым лицом, а мы уже выполняем техническую часть по привлечению и последующему распределению этих ресурсов.

Теперь по порядку о том, каким образом распределяются деньги краевого бюджета и средства, привлеченные из федеральной казны. 35 млн. рублей предназначены на субсидирование части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым предпринимателями. 25 млн. рублей направлены на оказание грантовой поддержки начинающим предпринимателям. 150 млн. рублей — на капитализацию Алтайского гарантийного фонда. 75 млн. рублей — на формирование фонда микрозаймов, который был создан в этом году.

— Грядет конец бюджетного года, и возникает резонный вопрос: все ли деньги будут освоены?

— Краевые средства на данный момент освоены в полном объеме. Что касается федеральных средств, то мы направили в Минэкономразвития запрос о санкционировании кассовых расходов на капитализацию Алтайского гарантийного фонда. Это 120 млн. рублей. Чуть позже направим документы на раскассирование средств для Алтайского фонда микрозаймов.

В продолжение темы гарантийного фонда хочу добавить следующее. Председателем правительства России принято решение о дополнительной капитализации в этом году региональных гарантийных фондов. Из федерального бюджета на эти цели выделяется 7,5 млрд. рублей. 2 ноября конкурсная комиссия Минэкономразвития определила лимит для Алтайского края в 200 млн. рублей. Это максимальная сумма, пре­дусмотренная для регионов, в которых выстроена и работает инфраструктура развития предпринимательства. Отмечу, что данные средства могут быть предоставлены лишь на условии софинансирования. Региональный бюджет должен выделить 10,5 млн. рублей, и это произойдет уже в этом году. Таким образом, нетрудно подсчитать, что объем капитализации Алтайского гарантийного фонда будет составлять 460 млн. рублей.

— Что означает эта сумма в пересчете на конкретных получателей господдержки?

— Умножьте 460 млн. на три и вы получите общий объем кредитных ресурсов, которые смогут привлечь предприниматели для реализации своих инвестиционных проектов. Для сравнения: на сегодняшний день гарантийный фонд предоставил 84 поручительства на сумму 120 млн. рублей, в результате чего предприниматели смогли привлечь на развитие бизнеса 450 млн. кредитных рублей, а также сохранить в период экономического кризиса порядка 2 тыс. рабочих мест.

— Какая же доля предпринимателей в целом сможет получить финансово-кредитную поддержку в 2009 году?

— В пределах 10%. Это не столь высокая цифра, как хотелось бы. Но бюджет не в состоянии оказать поддержку всем, кто на нее рассчитывает.

— Известно, что работа в части субсидирования процентных ставок по кредитам начиналась не очень гладко. Сейчас этот механизм налажен? И насколько дисциплинированно предприниматели выполняют взятые на себя обязательства?

— Субсидированием части процентной ставки воспользовались 245 субъектов малого предпринимательства. Как правило, все они выполняют требования, которые к ним предъявляются. Лишены права на получение данной господдержки не более 15 субъектов.

— Материальные санкции к ним применяются?

— По условиям договора они обязаны вернуть полученные ранее деньги в бюджет. Если этого не происходит, мы вправе обращаться в суд. Однако до сих пор таких судебных процессов не было. Пока удается действовать методами убеждения.

— Какой инструмент господдержки, на ваш взгляд, сейчас наиболее востребован, а к какому интерес предпринимателей еще не проявлен?

— Я не могу выделить какой-то один вид господдержки, потому что предприниматели активно пользуются каждым из них. Видимо, это обусловлено той непростой экономической ситуацией, которая наблюдалась в 2009 году. Так, на конкурс по предоставлению грантов было несколько сотен заявок.

300 тысяч — это серьезно

— Кстати, что же все-таки случилось с первыми грантами? "ВД" сообщало о недовольстве многих предпринимателей, которые, на их взгляд, своевременно не получили обещанные деньги.

— С грантами ничего не произошло. И задержки средств как таковой не было. В связи с тем, что предоставление грантов для нас являлось новой формой господдержки, мы постарались максимально снизить риск ошибок. Ведь 300 тыс. рублей — это серьезные деньги. И получить их хотели бы многие. Причем некоторые хотели бы получить их, как говорится, просто так. Поэтому мы очень серьезно проверили получателей грантов.

— Проверили уже после того, как договоры с ними были заключены?

— Да. Но при проверке четырех проектов мы выявили нарушения. Кое-кто, например, заявлял, что уже ведет определенный бизнес, но когда мы выехали на место, то убедились, что никакого бизнеса нет. Плюс некоторые субъекты допустили фальсификацию документов, скрыв наличие задолженности по налогам. Поэтому по данным грантополучателям было принято решение о расторжении договора в одностороннем порядке.

— Фермер из Советского района получил обещанные средства лишь спустя полгода. И, по его словам, из-за этого погряз в долгах. Как вы это можете прокомментировать?

— В договорах не оговаривались сроки перечисления денежных средств. Мы понимали, что у этого фермера хороший проект. Но нам пришлось включить проверочные процедуры, и получилась такая растяжка по времени.

— Стоит надеяться, что все необходимые выводы вами были сделаны?

— Да, мы сделали корректировки. Например, во втором туре, который проходил не так давно, все 29 потенциальных победителей были приглашены на заседание конкурсной комиссии, где мы каждого заслушали. Начинающие предприниматели планируют заняться производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, организацией туризма, оказанием бытовых услуг. По прогнозам, грантополучатели создадут порядка 295 новых рабочих мест со средним уровнем заработной платы в размере
8 670 рублей.

ИКЦ не "похоронят"

— Как будет корректироваться краевая программа поддержки предпринимательства на 2010 год?

— Напряженная ситуация с бюджетом продиктовала необходимость сокращения объемов финансирования программы. В следующем году мы, скорее всего, не будем работать по капитализации гарантийного фонда. При этом все основные параметры программы удалось сохранить.

— Можете сказать, как сократится финансирование программы в денежном выражении?

— Я буду готов озвучить эти цифры после принятия краевого бюджета на 2010 год.

— Муниципальные бюджеты также подверглись секвестру. В связи с этим есть опасения за судьбу информационно-консультационных центров (ИКЦ), которые финансируются в основном за счет районной казны.

— Скажу откровенно: мы не дадим муниципалитетам возможность "похоронить" ИКЦ. И у меня есть уверенность в том, что серьезных сокращений по финансированию ИКЦ в бюджетах районов не будет.

Кроме того, я сейчас могу сказать о новом направлении, в рамках которого будут выделяться определенные финансовые ресурсы для поддержки муниципальных программ развития предпринимательства. Чтобы данные программы не были декларативными, муниципалитеты должны будут закладывать в них конкретные мероприятия с соответствующим финансированием. Затем будет проведен конкурс муниципальных программ, и ряд территорий края сможет получить дополнительные средства на условиях софинансирования. С одной стороны, это позволит муниципалитетам, вкладывая собственный финансовый ресурс, получать на поддержку предпринимательства федеральные и краевые средства. С другой стороны, этот механизм подтолкнет районные власти более тесно работать с малым бизнесом.

Справедливая критика

— Как корректировка краевого бюджета повлияет на деятельность Управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры?

— Лимит финансирования управления на 2010 год снижен на 10%. Сейчас можно пойти двумя путями: уменьшить выплаты работникам либо сократить штатную численность. Окончательного решения нет, но сотрудники уже предупреждены о возможном снижении денежного содержания или сокращении.

— Сокращение может коснуться даже работников непредпенсионного возраста?

— В принципе, да. Перед нами стоит задача сохранить дееспособную структуру и иметь возможность качественно выполнять функциональные обязанности, возложенные на управление. Поэтому нам придется достаточно серьезно подумать над предстоящей оптимизацией.

— Предприниматели говорят, что им не хватает обратной связи с возглавляемым вами управлением. Лично вы удовлетворены уровнем взаимодействия с малым бизнесом?

— Нет, конечно. И не отрицаю, что есть определенные проблемные моменты. Я перед всеми работниками управления поставил задачу: максимально подробно доводить информацию до тех, кто в ней нуждается. Плюс мы стараемся информировать предпринимателей через СМИ и через нашу страницу на сайте администрации Алтайского края. Сейчас есть намерение создать для управления собственный сайт, чтобы предприниматели могли выходить на нас напрямую.

— Вице-губернатор Михаил Щетинин недавно призвал вас "не тащить предпринимателей в хоромы ЦПП", а больше работать с районами. Справедливое замечание?

— В принципе, да. И Александр Карлин на совещаниях периодически отмечает, что мы в своей работе должны дойти до уровня сельских поселений. Чтобы каждый глава села понимал, что развитие предпринимательства для него является приоритетным направлением, которое обеспечивает рабочие места, налоги и т. д. К сожалению, не все главы сельских поселений адекватно это воспринимают. И недавнее совещание, проведенное губернатором в селе Боровлянка, это подтвердило.

Конфликт, которого не было

— Можете рассказать, с чем связана недавняя отставка директора КГУ "Алтайский бизнес-инкубатор" Маргариты Горшуновой?

— Вашей газете мы уже предоставили официальную информацию на эту тему: контракт расторгнут по инициативе работодателя. Если вас интересуют детали, я могу о них сказать. Вы знаете такое понятие "неэффективный менеджер". Задачи и функции, которые возлагались на этого человека, не были выполнены. Мы пытались скорректировать ситуацию, но пришли к выводу о необходимости расторжения трудового договора.

Кстати, если вы слушали послание президента России, то знаете, что из его уст прозвучала инициатива Алтая о формировании бизнес-инкубаторов на базе вузов. Нам придется над этим очень серьезно работать. Именно работать, а не рассуждать.

— Есть мнение, что между Андреем Паньковым и Маргаритой Горшуновой существовал давний личностный конфликт.

— У меня никогда не было межличностных конфликтов. Есть вопросы, которые связаны с конкретным участком работы, на котором человек либо справляется с обязанностями, либо нет.

— Накануне отставки директор бизнес-инкубатора в интервью "ВД" поставила под сомнение дееспособность комиссии, проводящей отбор резидентов. В частности, было сказано, что в комиссии нет ни одного эксперта.

— Эксперты в комиссии есть. Да, они могут ошибаться, ведь человеческий фактор никто не отменял. Но я скажу другое: с резидентами бизнес-инкубатора надо было не ссориться, а плотнее работать. И именно от руководства этой структуры зависела максимальная результативность резидентов.

— Вам известно, что три новых резидента с августа по октябрь размещались в бизнес-инкубаторе без соответствующих договоров, у них не было телефонной связи и Интернета?

— Да, я встречался с этими людьми. И дал поручение руководству "Алтайского бизнес-инкубатора" в течение 10 дней оформить все необходимые документы.

— Можете назвать фамилии людей, которые в 2010 году будут возглавлять бизнес-инкубатор и управление по развитию предпринимательства?

— Что касается управления, то это решит губернатор. Фамилию же нового директора КГУ "Алтайский бизнес-инкубатор" вы узнаете 30 декабря.

— Ходят слухи, что управление по развитию предпринимательства может быть переведено в подведомственность Главэкономики. Что вы на это скажете?

— Да, и такие слухи муссируются в основном СМИ. Лично я пока не вижу смысла в том, чтобы управление по развитию предпринимательства стало одним из структурных подразделений Главэкономики. Тогда мы просто растворимся в общей массе Главэкономики, и, как следствие, канал связи предпринимателей с органом власти будет несколько ограничен. На сегодняшний день я для этого предпосылок не вижу. В любом случае окончательное решение будет за губернатором.

О чем еще рассказал собеседник

О жизненных примерах

— До регистрации предпринимательской деятельности 10 победителей конкурсных отборов были безработными. Сейчас они уже приступили к реализации своих бизнес-проектов. Так, Александр Ефремов из Калманского района займется пчеловодством, Татьяна Новикова из Угловского района организует разведение животноводческого хозяйства, а Галина Зикратова откроет в селе Николаевка Михайловского района мини-пекарню.

О работе с районами

— У нас в настоящее время есть план выездных мероприятий. Для встречи будут приглашаться главы сельских поселений, представители администрации района, предприниматели. Думаю, нам придется повлиять на психологию руководителей некоторых сельских поселений, которые еще не осознали, чем им необходимо заниматься.

О теневом бизнесе

— Мы запросили в районах информацию по нелегальному предпринимательству. Такой мониторинг проводится впервые. Его результаты будут проанализированы на декабрьском заседании Общественного совета по развитию предпринимательства при губернаторе. Однако прежде чем принять какое-то решение, нам важно понять, что же в действительности происходит в районах. Известно, что многие владельцы личных подсобных хозяйств, производящие товарное мясо и молоко, стоят на бирже труда и получают пособие по безработице. Кто-то оказывает услуги такси, другие собирают грибы и ягоды, а третьи ремонтируют квартиры… Мы будем смотреть, каким образом можно мотивировать этих людей зарегистрироваться предпринимателями и работать официально.

Кто такой Андрей Паньков

Родился 21 июня 1963 года в Усть-Калманском районе Алтайского края.

Окончил Алтайский сельскохозяйственный институт по специальности "Инженер-механик", а также Высшую комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ. Работал в райкоме, крайкоме ВЛКСМ, в администрации Барнаула, после чего в администрации Алтайского края в должности заместителя председателя комитета по поддержке предпринимательства. С 2006 года — заместитель начальника Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.

С марта 2009 года исполняет обязанности начальника управления.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость