Экономика

"Бирюзовая Катунь": инфраструктура строится, резиденты ждут

Два года назад 2 августа под аккомпанемент солнечного затмения прошла федеральная презентация туристско-рекреационной зоны "Бирюзовая Катунь" ("БК") — гордости алтайских властей. На самом флажке перед кризисом. При поддержке пяти инвесторов и главное — федеральных властей. Сегодня "БК" — фактически единственная туристическая зона в России, где работы активно ведутся. И это плюс. Но прокладка коммуникаций и дорог вопреки первоначаль­ному плану и упразднение РосОЭЗ остановили порыв инвесторов. И это минус.

"Бирюзовая Катунь".
"Бирюзовая Катунь".
Олег Богданов

"Бирюзовая Катунь" — один из удивительных примеров того, насколько перспективными могут стать частные инвестиции. Если бы 10 лет назад предприниматель Александр Коваль не решил создать около Тавдинских пещер искусственное озеро, особой экономической зоны (ОЭЗ) здесь сегодня могло бы не быть. Но он создал. И сейчас активно ведутся работы. Все перекопано. Строится дорога, прокладываются коммуникации. И власти, и бизнес признают, что делать это необходимо. Однако есть в этом вопросе два "но".

Во-первых, упразднение федерального агентства по ОЭЗ и его местного управления в конце прошлого года внесло изрядную долю бардака в процесс. Во-вторых, именно создание инфраструктуры, как ни странно, существенно застопорило реализацию планов инвесторов. Впрочем, обо всем по порядку.

Дорога в будущее

Немного важных цифр. По данным Главного управления экономики и инвестиций края, в создание инженерной инфраструктуры "БК" по состоянию на 1 июля было уже вложено около 900 млн. рублей (из них 340 млн. — из краевого бюджета). В этом году планируется инвестировать максимальный за все годы строительства объем госсредств — более 3,8 млрд. рублей. Еще 919 млн. рублей — в 2011 году, 394 млн. — в 2012-м.

На внутреннюю инфраструктуру, по уточненным данным, всего предполагается потратить около 8 млрд. рублей. Еще 3,3 млрд. — на внешнюю: на строительство дороги от Алтайского до "БК", моста через Катунь, на прокладку газопровода и реконструкцию бийского аэропорта. Однако справиться с этим одному краевому бюджету сложно, финансо­вой поддержки из федерального бюджета на создание внешней инфраструктуры пока нет. Скажем, одной из ключевых ее точек заявлен бийский аэропорт. Он включен в ФЦП "Развитие транспортной системы". Выделения средств на его реконструкцию губернатор края с завидным упорством добивается уже больше года. Однако из-за кризиса финансирование так и не было заложено. Решение вопроса сдвигается на следующий год.

Дорогу, мост через Катунь край в данный момент строит на собственные средства. Для завершения работ администрация заключила соглашение с Минфином об оформлении бюджетного кредита до 2015 года объемом 365,4 млн. рублей. Строительство газопроводов и газораспределительных станций включено в инвестпрограмму "Газпрома", деньги должны поступить уже в текущем году.

Инвесторы в растерянности

Вся эпопея со строительством инфраструктуры была задумана с одной целью — чтобы территорию могли "обживать" частные инвесторы с выгодой для себя и бюджета и без вреда для окружающей среды. Однако уже существующие резиденты (на данный момент их девять), особенно те, что заявляли о крупных проектах, столкнулись в этом году с двумя препятствиями.

Сначала они были "обрадованы" тем, что упраздняется федеральное агентство Рос­ОЭЗ, а вместе с ним и местное управление. А с этой проблемой оказалась связана и вторая — первоначальные границы участков, выделенных резидентам, из-за строительства инфраструктуры сильно подкорректировали. И теперь инвесторы не могут найти уполномоченного, способного разрешить эту коллизию.

Проблема оказалась в том, рассказывают резиденты, что дорога и коммуникации сегодня ведутся вразрез с первоначальным проектом планировки, подготовленным "Омскгражданпроектом". Оказалось, что нормы строительства объектов не позволяют провести, например, дорогу так, как это было сначала задумано, и ее сместили. В результате у некоторых резидентов размеры участков съежились в разы. Межевание приходится делать по-новому. Некоторые границы не определены по сей день. А это значит, что планировать какое-либо строительство трудно. Ситуация осложняется и тем, что некоторые резиденты физически не могут попасть на свои участки даже на автомобилях высокой проходимости — так все вокруг перекопано.

"Процесс предоставления земельных участков до сих пор не завершен, непонятно, кто и когда этим будет заниматься. И это проблема не только наша, но и других инвесторов, — говорит Юрий Качкалда,руководитель компании-резидента "Жемчужина Катуни". И продолжает: — Часть предоставленных нам в свое время РосОЭЗ участков не совпадает с площадью, заявленной в нашем бизнес-плане. Например, по утвержденному бизнес-плану нам должны были выделить 40 га, а по проекту "Омскгражданпроекта" предоставили только 12 га. Дорога должна была пройти ближе к скалам, но из-за большого количества скальных выступов ее пришлось переносить к реке. Такое стало возможным потому, что договоры аренды на землю тер­управлением РосОЭЗ были заключены с нами задолго до окончания проектирования объектов инфраструктуры ОЭЗ".

Об этом же рассказывает и Юрий Гордиенко, гендиректор компании "Алтай-Известь плюс": "Сначала проводилось межевание по одним контурам коммуникаций. Мы уже собрались идти подписывать договор аренды, когда оказалось, что сети пошли иначе. Пришлось делать межевание участка по-новому".

Изменение границ участка автоматически влечет за собой отказ от прежних проектов их застройки. "Приходится корректировать проектную документацию, а это большие затраты", — рассказывает Юрий Качкалда. Андрей Ефимов, глава компании-резидента "АНТЕ", говорит: "Мы уже дважды делали проекты, но они оказались неактуальны, поскольку менялся проект всей турзоны. Поэтому окончательный вариант мы будем делать исходя из тех условий, которые будут нам предоставлены. Мы будем ждать, пока не станет полностью ясна картина по коммуникациям. Тогда и межевание можно будет провести по-новому, четко определить границы участка".

Самое грустное в этой ситуации состоит в том, что резиденты, столкнувшиеся с данной проблемой (справедливости ради скажем, что она коснулась не всех), до сих пор толком не знают, с кем ее решать.

Скажем, по словам Юрия Качкалды, еще до упразднения местного управления его компании было обещано компенсировать отрезанный сетями участок. Однако окончательное решение принято не было. "Теперь я не знаю организации, которой можно было бы задать вопрос на эту тему", — сетует он.

Резиденты делают вывод: коррекция сроков строительства произойдет почти наверняка. Однако, говорят они, и эти временные трудности они готовы преодолеть. Главное, чтобы государство не передумало развивать ОЭЗ на данном этапе.

Сложности временные и будут решены

Свой комментарий по поводу возникших у резидентов проблем с земельными участками предоставили в Главном управлении экономики и инвестиций:

В связи с тем, что соглашения с первыми шестью резидентами подписывались еще до утверждения проекта планировки территории ОЭЗ (31 июля 2008 года), площадь земельных участков указывалась ими в бизнес-планах приблизительно, учитывая их конфигурацию на тот период времени. В настоящий момент процесс межевания завершен, и эти резиденты получили в аренду земельные участки той площадью, которая позволяет им выполнить все взятые на себя обязательства в рамках соглашений. Кроме того, резиденты могут представить заявки на аренду дополнительных участков, необходимых для реализации их бизнес-планов. Однако это не во всех случаях целесообразно: на большинстве участков, запрашиваемых ранее, сегодня проектом планировки территории ОЭЗ не предусмотрено строительство, на них расположены горы, леса и т. д. Следовательно, они не будут приносить дополнительный доход, а резиденты будут нести дополнительную финансовую нагрузку в виде арендной платы.

Стоит отметить, что лето является не только туристическим, но и строительным сезоном. Поэтому сейчас на территории комплекса действительно ведется активное строительство, которое включает в себя прокладку коммуникаций, взрывные, дорожные работы и т. д. Они осуществляются за счет бюджетных средств для создания условий резидентам, которые в дальнейшем будут обеспечены самой современной инфраструктурой для эффективной реализации заявленных проектов. Поэтому все сложности, связанные с ведением строительных работ, временные и в ближайшее время будут устранены.

Следует отметить, что все текущие вопросы решаются в оперативном порядке с Мин­экономразвития. Так, 15 июня состоялась встреча с замминистра экономического развития РФ Олегом Савельевым, в ходе нее был рассмотрен широкий спектр вопросов создания ОЭЗ, в том числе связанных с предоставлением в аренду земельных участков действующим резидентам, а также сроки рассмотрения бизнес-планов потенциальных резидентов экспертным советом.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость