Экономика

Бум депозитов. Как меняются банковские привычки жителей Алтайского края

В начале 2025 года жители Алтайского края и Республики Алтай продолжают менять свое отношение к деньгам: вклады растут рекордными темпами, кредиты граждане берут все осторожнее, а мошенники становятся изобретательнее. О ключевых трендах и новых вызовах для клиентов рассказал управляющий ВТБ в регионе Дмитрий Горбунов.

Дмитрий Горбунов.
Дмитрий Горбунов.
Фото предоставлено ВТБ.

Высокая конкуренция за вклады

Дмитрий Горбунов отметил, что банк сегодня представлен в девяти населенных пунктах региона, а общее число охваченных территорий продолжает расти за счет выездного сервиса — сотрудники приезжают к клиентам домой или на работу, чтобы предоставить полный спектр банковских услуг.

Один из главных трендов — стремительный рост объема привлеченных средств. По словам спикера, на конец первого квартала совокупный кредитный портфель банка в регионе составил 101 млрд рублей, а привлеченные средства — 159 млрд.

Что касается клиентской базы, 357 тыс. в ВТБ сегодня составляют физлица и 15,2 тыс. — юрлица.

Пассивы растут быстрыми темпами, которые банковский сектор практически никогда раньше не видел. За прошлый год рынок в целом по стране вырос на 28%. Наши аналитики прогнозируют, что по итогам первого полугодия портфель привлеченных средств физлиц на рынке может вырасти на 6%, — пояснил Горбунов.

Банки продолжают держать ставки по вкладам на привлекательном двузначном уровне и позволяют опережающими инфляцию темпами наращивать капитал.

Осторожность и влияние ЦБ

Розничное кредитование куда менее активно: граждане двух Алтаев взяли в ВТБ кредитов на 1,75 млрд рублей за первый квартал, объемы ипотеки за этот же период перешагнули 0,9 млрд рублей, автокредиты — 200 млн рублей, а кредиты наличными — 640 млн рублей.

Дмитрий Горбунов отметил, что рынок кредитов сейчас охлаждается, и это отражает политику регулятора:

Охлаждение рынка кредитования — это та задача, которую регулятор осуществляет через высокую ключевую ставку и жесткую денежно-кредитную политику.

Особое внимание уделяют льготным программам для бизнеса. В целом, в структуре корпоративного кредитного портфеля примерно треть приходится на агропромышленный комплекс, 25% — на торговлю, 12% — на сферу услуг.

По прогнозам банка, темпы кредитования в 2025 году продолжат падать и сократятся примерно на 30%. Сильнее всего это скажется на выдаче ипотеки и потребкредитов.

Что даст объединение с «Почта Банком»

Дмитрий Горбунов подробно остановился на деталях интеграции «Почта Банка», подчеркнув, что с конца прошлого года этот процесс находится в активной фазе.

По его словам, речь идет не просто о формальном объединении двух структур, а о комплексном изменении подхода к обслуживанию клиентов, особенно в малых населенных пунктах. Объединение позволит 60 тыс. человек перейти на обслуживание в ВТБ.

Интеграция позволит использовать инфраструктуру Почта Банка для расширения географии присутствия ВТБ на 17 новых населенных пунктов. Это значит, что банковские продукты и услуги станут ближе к жителям небольших городов и сел.

Мы сможем прийти туда, где раньше были только почтовые отделения, и предложить полноценный спектр банковских услуг. Это и открытие счетов, и выдача карт, и оформление кредитов, и консультации по финансовым вопросам, — сказал Дмитрий Горбунов.

Мошенники стали хитрее

Вопрос о мошенничестве и финансовой безопасности в этот раз прозвучал в контексте новых уловок, с которыми сталкиваются клиенты банков в Алтайском крае и Республике Алтай. Дмитрий Горбунов отметил, что за последний год мошеннические схемы стали изощреннее, но при этом подчеркнул: массового всплеска новых видов атак в регионе не наблюдается, а основные угрозы остаются прежними.

Основные схемы — это звонки с попытками получить персональные данные, сообщения о якобы подозрительных операциях, предложения перевести деньги на «безопасные счета». Все это давно известно, но, к сожалению, клиенты по-прежнему попадаются на такие уловки, — объяснил спикер.

Особое внимание спикер уделил вопросу информирования клиентов. Он подчеркнул, что банк продолжает активно работать над повышением финансовой грамотности, чтобы люди могли вовремя распознать угрозу.

Мы постоянно напоминаем: не сообщайте никому свои пароли, коды из смс, не переводите деньги по сомнительным просьбам. Если есть сомнения — лучше перезвонить в банк по официальному номеру, — отметил Дмитрий Горбунов.

Управляющий подчеркнул, что защита от мошенников — это совместная задача банка и клиента:

Мы делаем все возможное, чтобы предупредить и защитить наших клиентов, но важно, чтобы и сами люди были внимательны к своим финансам. Бдительность и осторожность — это сегодня главные инструменты против мошенников.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

При подготовке материалов используются сервисы экосистемы для бизнеса Контур

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Рассказать новость