Еще накануне публикации документа первые лица края комментировали основные принципы его формирования. В краевом парламенте состоялось обсуждение проекта. Вице-губернатор Владимир Притупов сообщил, что бюджет будет напряженным, а дефицит — предельным. "Мы вынуждены ограничивать расходы", - отметил главный финансист края.
Вместе с тем, основными принципами формирования бюджета его разработчики называют создание условий для экономического роста, оказание качественных госуслуг, обеспечение социальной стабильности, безопасности общества и государства.
Фактически на прежнем уровне останутся затраты на социальную поддержку населения и на финансовую помощь муниципалитетам. Однако ожидать индексации каких бы то ни было выплат не приходится.
Сократятся расходы на ключевые социальные отрасли — образование, здравоохранение, культуру, спорт. При этом в документе о бюджетной политике (прилагается к проекту) отмечается, что в сфере образования будет делать ставка на "предоставление качественного и доступного образования и подготовку квалифицированных специалистов", а в здравоохранении — "на обеспечение доступной медицинской помощи, повышение качества деятельности медицинских организаций".
Снизится также объем средств, предусмотренных на выплату зарплат, он составит 95% к уровню текущего года. По этому направлению региональную казну сильно "подрезали" в Минфине: из федерального бюджета край на оплату труда получит вполовину меньше средств, чем в 2015 году. Тем не менее в документах, прилагаемых к проекту, говорится, что один из приоритетов - "финансовое обеспечение принятых решений по оплате труда работников <...>, предусмотренных Указами Президента".
При этом финансисты края утверждают, что большое внимание уделили выбору структуры расходов: "В условиях жесткого ограничения необходимо обеспечить всестороннее повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств, ограничить темпы роста бюджетных расходов".
Динамика основных параметров бюджета (в млрд. рублей)
Для покрытия дефицита краевого бюджета власти края запланировали бюджетные заимствования в объеме 6,8 млрд. рублей.
Структура собственных доходов краевого бюджета на 2016 год
Налог |
Сумма |
Доля в общем объеме |
Динамика к уровню 2015 года (к оценке поступлений по итогу года) |
НДФЛ |
14,8 млрд |
36,10% |
3,00% |
Акцизы |
9,9 млрд. |
24,10% |
3,70% |
Налог на прибыль |
7,7 млрд. |
18,80% |
0,80% |
Налог на имущество организаций |
4,2 млрд. |
10,20% |
1,70% |
Транспортный налог |
1,7 млрд. |
4,1 |
1,10% |
УСН |
1,3 млрд. |
3,20% |
3,70% |
Неналоговые доходы |
950,3 млн. |
2,40% |
-13,60% |
Налог на добычу полезных ископаемых |
188,5 млн. |
0,50% |
42,00% |
Государственная пошлина |
130,1 млн. |
0,30% |
- |
Налог на горный бизнес |
25,5 млн. |
- |
- |
Собственные доходы, по прогнозу, составят 41 млрд. рублей (60,5% от общей суммы). Прогнозируемые поступления бюджета показывают хоть и небольшую, но положительную динамику к тем показателям, которые краевые власти надеются получить по итогам 2015 года - + 800 млн. рублей. Однако нужно учитывать, что некоторые налоги в регионе в этом году будут собраны в меньшем объеме, чем планировалось изначально (недоберут более 1 млрд.). Например, согласно первой редакции бюджета на 2015 год, в крае предполагали получить 8,4 млрд. налога на прибыль, а реально поступит около 7,6 млрд. Ожидается, что в 2016 году налоговые поступления в лучшем случае сохранятся на уровне текущего года.
Основные направления расходов краевого бюджета на 2016 год и их динамика в сравнении с 2015 годом
Сумма расходов |
Доля в общем объеме |
Динамика к бюджету 2015 года |
|
Социальная политика |
18 млрд. |
25,00% |
0,6% (+108,7 млн.) |
Здравоохранение |
15,7 млрд. |
23,60% |
- 5,1% (-837,8 млн.) |
Образование |
15,1 млрд. |
21,00% |
- 5,8% (-928,5 млн.) |
Национальная экономика |
14,6 млрд. |
20,30% |
24,5% (+2,9 млрд) |
ЖКХ |
2,5 млрд. |
3,50% |
0,3% (+6,6 млн.) |
Межбюджетные трансферты |
1,8 млрд. |
2,50% |
- 28,8 млн. |
Общегосударственные вопросы |
1,8 млрд. |
2,30% |
11,5% (+182,3 млн.) |
Культура и кинематография |
714 млн. |
1,00% |
0,7% (+ 5,2 млн.) |
Национальная безопасность |
441,8 млн. |
0,60% |
- 8 млн. |
Физическая культура и спорт |
340 млн. |
0,50% |
- 5,2% (-18,4 млн.) |
СМИ |
207 млн. |
0,30% |
- 4,7% (- 10.1 млн.) |
Сельское хозяйство — 3,085 млрд. рублей (в 2015 году — 2,3 млрд.), в том числе:Основные статьи расходов по некоторым отраслям
- растениеводство — 1,566 млрд.
- животноводство — 875,6 млн.
- техническая модернизация — 186,3 млн.
- малые формы хозяйствования — 51,2 млн.
ЖКХ:
- переселение из ветхого и аварийного жилья — около 1 млрд. рублей
- приобретение угля в краевой резервный фонд — 120 млн.
- расчеты за уголь муниципалитетами — 520 млн.
Образование:
- дошкольное — 2 млрд. (в 2015 — 2,2 млрд.)
- общее — 10,3 млрд. (в 2015 — 10,5 млрд.)
- среднее профессиональное — 2 млрд. (в 2015 — 2,2 млрд.)
Здравоохранение:
- стационарная помощь — 2,8 млрд.
- амбулаторная помощь — 281 млн.
- скорая помощь — 43 млн.
Дорожный фонд Алтайского края — 7,3 млрд. рублей (в 2015 году — 7,7 млрд.)
Капитальное строительство:
- В строительство краевых и муниципальных капитальных объектов будет инвестировано 2,2 млрд. рублей, в том числе 300 млн. - в газификацию.
Некоторые капитальные вложения (осуществляются по принципу софинансирования):
- Краевой перинатальный центр — 519 млн. рублей
- Туркластер "Белокуриха-2" - 39,7 млн. рублей
- Туркластер "Золотые ворота" - 1,7 млн. рублей
- Туркластер "Барнаул — Горнозаводской" - 50 млн. рублей
Факт
Удельный вес расходов в рамках госпрограмм:
- 2014 год: 64 программы — доля в расходах 73%,
- 2015 год: 51 программа — доля в расходах 85%,
- 2016 год: 32 программы — доля в расходах 81%.
Самое важное - в нашем Telegram-канале