О себе
— Моя история очень короткая. Мне было 13 лет, я жил в глуши и решил открыть свою компанию. Население нашей деревушки было менее 300 человек. Мои родители решили растить своих детей на ферме, где, естественно, никакой поддержки бизнеса не было.
Определенные предпринимательские гены я получил от своего дедушки, основателя небольшой телекоммуникационной компании под названием Nokia. Моим первым бизнес-ангелом стала мама. Наша семья была не очень состоятельной. Мама работала медсестрой, я был старшим из пяти детей, поэтому у нас денег было не так много. Я получил 2 тыс. финских марок, купил себе подержанный автомобиль, нанял на работу соседа (ему было 18 лет, у него по крайней мере права были) и начал разъезжать по клиентам. И до сих пор это делаю, чтобы учиться.
В 1994 году я изобрел первый в мире интернет-банк. В эту идею никто особо не верил, но сегодня все люди этим пользуются.
Затем я отошел от дел, приехал в Россию за три года исколесил всю страну. Как-то раз упомянул, что хочу вернуться в бизнес. Мне позвонили и сказали, что у них есть прекрасная идея: "Если тебе Сколково надоело, может быть, ты займешься модернизацией одного ультраклассного, современного, сексуального бизнеса — "Почта России"?".
Зря вы смеетесь, классная организация. На самом деле она очень важная, особенно в российских регионах. Если "Почта России" не взлетит, если мы не сможем ее модернизировать, если во всех регионах страны не будет обеспечена базовая логистика "Почты России", если будут отсутствовать банковские учреждения типа "Почта Банка", то половина страны вымрет. Поэтому прислушайтесь, я обещаю, что все сделаю для того, чтобы модернизировать "Почту России".
Об открытости и знаниях
— Часто ко мне как к инвестору приходит человек и говорит: "Пеккушка, дай миллион долларов на три года, через три года позвони, помощь не нужна". Я его спрашиваю: "Ты точно знаешь, как бизнесом заниматься?". Он говорит: "Да, конечно, я патриот, я прочитал книжку Стива Джобса, я готов зарабатывать деньги". В таких людей я никогда не инвестирую. Этот человек не понимает природу инноваций и бизнеса вообще.
Все предприниматели, с которыми я имел удовольствие общаться, разрабатывают свой продукт так, чтобы он подходил для всего мира. Неважно большой это бизнес или малый. Если у вас прачечная, вы рубашки стираете, посмотрите, как построены прачечные сети всего мира.
Русские любят прятать свои ошибки. В Финляндии тоже любят, это нормально. Но в России вы почему-то любите прятать и свои успехи, то, что у вас хорошо получилось. И до тех пор пока это будет продолжаться, Россия развиваться не будет. Обмена знаниями не происходит, связи в предпринимательском сообществе не нарабатываются.
Моя книжка называется "Без страха". Это не значит, что нужно безбоязненно ко всему относиться. Это, прежде всего, значит, что ты ни в коем случае не должен бояться людей. Нельзя вести бизнес и бояться, что кто-то что-то у тебя украдет.
Вот человек из аудитории улыбается. Наверное, бизнесмен. На моей лекции сидит, никто его не заставляет, значит, хочет чему-то научиться. А теперь давайте посмотрим на него глазами русского человека: "Улыбается? Подозрительно. У него папа кто? Из какого вуза?" Столько вопросов, что бизнеса никакого сделать не получится. "Без страха" означает, что ты должен по определению людям доверять, потому что именно доверие предполагает успех.
Об обучении клиентов
— Предприниматели, изобретатели создают нечто такое, чего клиенты еще не видели. Поэтому предприниматель выступает еще и учителем, он объясняет аудитории, как работать с его продуктом.
Когда в конце 1994 года мы выпустили первый интернет-банк в Финляндии, который позволял оплачивать счета в глобальной сети, никто не верил в его успех. Мама мне говорила, что интернет опасен и мышкой двигать сложно. Нам пришлось учить каждого жителя Финляндии (5,5 млн человек), как использовать интернет-банк. На это потребовалось шесть лет. А в 2001 году 97% банковских сервисов страны было оцифровано.
Когда Стив Джобс представлял в Нью-Йорке iPad, он был очень воодушевлен. На следующее утро в Wall Street Jornal написали, что никто не будет печатать на экране, все серьезные люди будут использовать исключительно клавиатуру. Как вам кажется, что сделал Джобс, услышав все это? Он, как нормальный русский или финн, купил бутылку водки и плакал всю ночь? Нет, он всего лишь решил научить 6 млрд людей пользоваться айпадом.
О скорости изменений
— Советский стиль планирования, мышления в пятилетках, не подходит для предпринимателей сегодняшнего дня. Ты не можешь расписать план для своей компании на пять лет вперед. Технологические циклы стали сегодня столь короткими, что 5 или 3 года могут показаться вечностью.
Мой друг господин Бейтс (Тони Бейтс, президент, член совета директоров Go Pro — прим. altapress.ru), который управляет компанией Go Pro, лидером на рынке экшн-камер, рассказал, что когда они выпускали уже пятую версию камеры, то публично заявили — цикл жизни этого продукта составит 9 месяцев. То есть за этот срок им нужно продать ее всем людям на планете и в то же время заниматься инновациями, придумывать шестую версию продукта. Это реальность мира глобальных технологий.
О ценности разных мнений
— Вы знаете почему Дональда Трампа ненавидит большая часть людей в Кремниевой долине? Потому что буквально все компании боятся, что остановится приток мигрантов, что перестанут приезжать русские, финны, китайцы, индусы, и они не смогут больше производить продукт за 9-10 месяцев.
Моей главной ошибкой, когда я был молодым предпринимателем было то, что первые 200 человек, которых я нанял, были похожи на меня. Финны, технически подкованы, слегка упитаны, в том же возрасте и из того же университета, с одними и теми же девушками встречались. Идея была не самая хорошая — все мы мыслили одинаково. Я создал такую комфортную для себя команду. Но если ты хочешь быть предпринимателем, ты должен отказаться от удобств.
В 2001 году я начал нанимать девушек, шведов, пожилых людей, бизнес-людей, юристов. Представьте себе, даже юристов! И эта комбинация помогла моей компании стать успешной.
О профессоре и его роботе
— Три года назад на мероприятии стартап-тура подошел ко мне профессор из Санкт-Петербурга и говорит: "Пекка, прекрасный робот, замечательная инновация для образования, денег дай". Я говорю: "Ладно, может быть, в следующий раз". Через год он ко мне подходит снова, говорит: "Пекка, смотри продукт готов и теперь выглядит вот так". И кстати он вполне себе подготовился: цветное распечатанное руководство, руководство пользователя, коробочка, робот разобран на компоненты и лежит в пластиковых пакетах.
Я его спрашиваю: "Ты с клиентами пообщался, что они тебе говорят?". Он говорит: "Я боюсь, если кому-то его передам, то идею украдут".
Мы взяли 50 этих роботов, раздали учителям в России, Финляндии и Швеции, и получили отчет на четыре страницы обратной связи. В нем говорилось: "Прекрасный продукт, но датчики слишком слабые. Школьники часто все роняют со стола, они ломаются". Кто-то написал, что нет четкого руководства по использованию робота в образовании. Учитель из Швеции сообщил, что у них экологичная школа и в учебных материалах не должно быть ничего из пластика.
Как на это отреагировал профессор? Он сказал: "Все учителя идиоты. Я буду продавать только тем, кто умный". Прекрасный бизнес, да. С таким отношением предпринимательством заниматься не стоит, лучше попробовать себя в чем-то другом.
О рекорде
— А по фотографии другого продукта сразу было видно, что его делали ребята из бизнес-школы, даже с 200 метров. У них там даже была кнопочка "закажи сейчас", когда продукта еще не существовало. Точно не инженеры делали, да?
Они придумали батарейку для хранения солнечной энергии, высокотехнологичный продукт. Я выступил в качестве бизнес-ангела, помог им, но потом начался кошмар. Я хотел начать продавать продукт в Финляндии. Но для нас оказалось сюрпризом, что на него нужно получить европейскую сертификацию по безопасности. Не проблема: 50 тыс. евро, два месяца ожидания, и в Германии тебе выдадут сертификат.
Представьте, что вы немецкий инженер, который боится России по определению, ничего русского никогда в жизни не трогали. Снимаете с "коробки" четыре болта, а там вот что (на фото — в пластиковом контейнере хаос из проводов и запчастей, прим. аltapress.ru). Мы поставили мировой рекорд по тому, как быстро могут зарубить заявку на сертификацию — 5 минут.
Если бы в этой команде был хотя бы один русский инженер, он бы этого точно не допустил.
О роли денег и стартап-сауне
— Корпорации, бизнес и стартапы нельзя создать с помощью денег. Если бы деньги решали все, то Саудовская Аравия, наверное, стала бы страной номер один в области инноваций. Главная проблема — это не деньги, а поиск менторов и наставников, которые готовы поддержать вас в любой трудной ситуации. Я советую вам избегать тех инвесторов, которые дают вам только деньги. Вам нужны не инвесторы, а акционеры.
В Финляндии у нас все начиналось достаточно просто. 18 мужиков встретились в бане и организовали стартап-сообщество под названием Startup Sauna. В Финляндии вообще все важное происходит в бане. Сейчас в сообществе 52 тыс. человек. Я вчера слышал что в Барнауле живет 700 тыс. человек, в Хельсинки столько же. Когда у вас будет в барнаульской стартап-сауне 52 тыс. человек, пригласите меня, пожалуйста. Я приеду, возьму полотенце, напитки.
Самое важное - в нашем Telegram-канале