В конференции приняло участие несколько десятков бизнесменов, маркетологов, рекламистов и фрилансеров.
Спикерами конференции стали руководитель сообщества маркетологов Алтайского края и основатель консалтингового агентства «O-EFIMOVA: маркетинг + интернет» Ольга Ефимова, основатель интернет-агентства «Hiclick» Виталий Романов, корпоративный юрист «Hiclick» Ольга Романова и директор по развитию ИД «Алтапресс» Дмитрий Шевкунов. Кроме того, на встрече присутствовал председатель комитета Алтайской ТПП по рекламе, генеральный директор ИД «Алтапресс» Юрий Пургин.
«Государство обратило внимание на рынок интернет-рекламы уже давно»
С вводным словом выступила Ольга Ефимова. По ее словам, государство обратило внимание на рынок интернет-рекламы еще в 2021 году. Она отметила, что объем российского рынка интернет-рекламы в 2021 году достиг 323,6 млрд руб. (+24% к прошлому году), при этом по прогнозу экспертов падение рынка в 2022г составит 50–70%, до примерно 150 млрд руб.
В 2019 году Россия вошла в ТОП-5 крупнейших рынков интернет-рекламы в Европе, заняв 4-ое место. (По данным сводки AdEx Benchmark, которую ведет Европейское Бюро интерактивной рекламы (IAB Europe).
Ольга Ефимова объяснила собравшимся основные положения и новые термины, вводимые законом. Так, Роскомнадзор будет хранить всю информацию о всей интернет-рекламе в течение пяти лет.
Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) - система учета интернет-рекламы в ведении Роскомнадзора, данные из которой будут передаваться в налоговую службу.
Оператор рекламных данных (ОРД) – это владелец программ для ЭВМ, предназначенных для установления факта распространения рекламы в интернете. Отбор операторов рекламных данных проводит Роскомнадзор. Информацию в ЕРИР напрямую подавать нельзя, только через ОРД.
Ответственность за непредоставление данных устанавливается законом для всей цепочки причастных к запуску рекламы – от заказчика до площадки, на которой демонстрировалась реклама, в том числе и на посредников. Для нарушителей предусмотрены крупные штрафы до 200 тыс. рублей.
Также Ефимова подробно остановилась на последствиях введения новых поправок в закон «О рекламе».
Это неизбежно повысит прозрачность информации по всей цепочки участников и бюджетов. Кроме того, закон скажется на сроках запуска рекламных кампаний, поскольку маркировку все образцы рекламы должны будут получить еще до их запуска. Также это отразится и на количестве тестов и правок при разработке рекламы. - сообщила Ефимова.
Кроме того, неизбежно вырастут затраты для всех участников цепочки, кто участвует в запуске рекламы.
Представители интернет-рынка прогнозируют увеличение затрат на создание интернет-рекламы в размере 20%.
Среди плюсов системы она отметила, что теперь отстоять авторские права станет гораздо проще. Введение единого реестра упростит подтверждение авторства и предотвращение неправомерного использования объектов интеллектуальной собственности.
В заключение, Ефимова рассказала о форматах, которые не затронет введение маркировки. Среди них – реклама, которая размещается на ТВ и радио и затем транслируется в интернет, push-уведомления, e-mail рассылки и т.д.
«Есть и хорошие новости!»
Следующим выступающим стал основатель интернет-агентства «Hiclick» Виталий Романов. По его словам, внезапное обязательное введение новой системы не является чем-то страшным.
Он отметил, что операторов рекламных данных выберут только в октябре этого года. По его информации, сейчас имеется 7 компаний-претендентов – МТС, Билайн, Ozon, Сбер, VK, Яндекс и Amberdata (принадлежит Национальной Медиа Группе). Последняя, кстати, является разработчиком новой системы.
Закон не запрещает ОРД брать комиссию за размещение рекламы.
«Прогнозирую, что альтруистов не будет, и с нас будут собирать очередную дань.» - заявил Романов.
Кроме того, Романов остановился на этапах запуска нового закона. Регулярная работа системы маркировки интернет-рекламы должна начаться 1 ноября, а штрафовать за нарушения Роскомнадзор не будет до марта 2023 года.
«...но есть нюасы»
Особое внимание заслужила практикующий юрист компании «Hiclick» Ольга Романова. Она рассказала тонкости и юридические нюансы сентябрьских нововведений.
По ее словам, с 1 сентября все рекламные объекты в Интернете должны содержать пометку «реклама», информацию о рекламодателе, а также специальный идентификатор. Этот идентификатор должен быть доступен для копирования любым пользователем.
Доступ к ЕРИР получат все участники цепочки размещения рекламы, а также Роскомнадзор, Федеральная антимонопольная служба и Федеральная налоговая службы. Передавать сведения в ЕРИР должны будут все участники цепочки, сделать это будет возможно только в электронном виде и только через ОРД
Регистрировать придется все, что попадает под действие закона «О рекламе». Это все типы баннеров, текстовый или текстово-графический блоки, все типы видеороликов, аудиозаписи, аудио- и видеотрансляции в прямом эфире, рассылки не по своей базе и ссылки в SEO-статьях.
В ЕРИР нужно будет сообщать обо всех участниках цепочки распространения рекламы. Кроме того, туда же необходимо будет направлять всю информацию о договорах, согласно которым происходило перечисление рекламного бюджета, об актах, отчетах, образцах рекламы и рекламных площадках.
«Закон позволяет делегировать обязанность по передаче сведений другим участникам цепочки. При этом каждый участник несет персональную ответственность, даже если он доверил размещать информацию о рекламе в Интернете другому лицу». - заявила Романова.
Последним выступающим на этой конференции стал директор по развитию ИД «Алтапресс» Дмитрий Шевкунов. Он рассказал о том рекламном инвентаре, который есть в распоряжении у региональных сайтов, а также о подходах к маркировке рекламы.
Он остановился на том, как будет работать система маркировки - кто и о чем будет передавать информацию в единый реестр интернет-рекламы, а также о технической стороне способов маркировки.
«Ждем разъяснений»
Финальным аккордом конференции стал круглый стол в формате «вопрос-ответ». На многие вопросы, например о блогерах или о взаимном пиаре компаний в соцсетях, у спикеров не было ответов. По их словам, Роскомнадзор сейчас готовит подробные разъяснения по новой системе маркировки интернет-рекламы и эта информация может появиться уже в ближайшее время.
Самое важное - в нашем Telegram-канале