– Сергей Ренатович, в своем выступлении на Всероссийском форуме по малому и среднему предпринимательству вы заявили, что "мы ожидаем от руководства страны решительных, четких и системных действий". Можете привести пример наиболее показательного и действительно эффективного шага правительства, Госдумы или президента, который уже позитивно отразился на малом и среднем бизнесе?
– Те меры по поддержке малого бизнеса, которые были предложены государством за последние полтора года, мы поддерживаем и высоко оцениваем. Во-первых, был принят долгожданный закон "о льготной приватизации", вступивший в силу в августе 2008 года. В том же году был введен в действие закон о малом и среднем бизнесе, усовершенствован закон о проверках, определена сфера полномочий милиции в рамках процессуального кодекса. Малым предприятиям дали некоторые льготы при подключении к электросетям. В 2,5 раза был увеличен объем финансирования программы развития малого бизнеса, и во столько же раз увеличили объем кредитования через Внешэкономбанк. Кроме того, государством было принято решение о сокращении налоговой нагрузки по упрощенной системе с 15 до 5%. Пожалуй, из уже действующих мер – все.
Решения, конечно, правильные, но этого явно недостаточно, чтобы к 2020 году довести долю занятости в малом бизнесе с 25% до 60–70%. А такую задачу поставил в прошлом году президент России. И перечисленных мер крайне мало, чтобы выйти из кризиса с обновленной диверсифицированной экономикой.
– Вы также озвучили сразу несколько важных предложений "ОПОРы России", касающихся энерготарифов. Какова вероятность того, что данные предложения будут всерьез рассмотрены на федеральном уровне? В Алтайском крае, например, губернатор уже дал всем понять, что вопрос о снижении тарифов является закрытым.
– Тема роста тарифов является одной из болезненных для малого и среднего бизнеса. Стоимость электроэнергии, по данным предпринимателей, увеличилась на 40–60%. По данным мониторинга "ОПОРы России", малый и средний бизнес среди прочих мер ждет от правительства принятия решения о замораживании тарифов. 40% предпринимателей отметили данную меру как первоочередную. Решение о росте тарифов принималось в докризисный период в условиях экономического роста. Однако во время кризиса этот вопрос, к сожалению, пока не решается. Увы, ни большие зарплаты, ни бонусы не мотивируют неэффективных государственных менеджеров хоть немного думать о малом бизнесе, об интересах российской экономики.
– Премьер-министр Владимир Путин по итогам Всероссийского форума по малому и среднему предпринимательству подписал и направил в министерства ряд срочных поручений. Какие из них и почему, на ваш взгляд, являются наиболее важными с точки зрения дальнейших перспектив малого и среднего бизнеса?
– Все меры, которые озвучил премьер на нашем форуме, безусловно, являются важными для малого бизнеса. Мы долго за них боролись, особенно в части отмены ККТ, и считаем это маленькой победой. На поддержку региональных гарантийных фондов правительство дополнительно выделяет 15 млрд. рублей. Все это должно облегчить доступ предпринимателей к заемным ресурсам. Повышение порога "упрощенки" до 60 млн. руб. – это благо для малого бизнеса. Что касается допуска малого и среднего бизнеса к госзаказу, то уже есть решение о том, что будут снижены с 5 до 2% требования к обеспечению заявки на участие малых предприятий в конкурсах и аукционах. Мера, конечно, не самая значительная, но тем не менее.
Однако не столько важно, какие меры могут быть наиболее эффективными, главное, чтобы указания, данные премьером, должным образом реализовывались на практике.
– Так называемая "льготная приватизация" в регионах России, и в Алтайском крае в том числе, до сих пор не начала работать. Назовите, пожалуйста, основные причины, по которым в принципе весьма правильная идея дала сбой?
– Этот закон – яркий пример саботажа решений правительства со стороны муниципалитетов. До сих пор наблюдается проведение аукционов, массовое расторжение договоров аренды, передача муниципального имущества в МУПы и муниципальные учреждения. Некоторые регионы вообще игнорируют 159-ФЗ, приводя аргументы, что бюджет рассчитан с учетом проведения приватизационных торгов, да и в законе нет прямого запрета на проведение аукционов либо иных действий с арендуемым малым бизнесом имуществом. Мы обнаружили нарушения в 36 регионах, и в 18 из них прокурорские работники подтвердили нашу правоту. Крайне неактивно идет и процесс формирования местными исполнительными органами перечней имущества для предоставления МСП в аренду. Но действия прокуратуры местные власти не пугают. Что еще раз подтверждает: муниципалитеты живут зачастую по собственным правилам и законам. Чиновник практически легально конкурирует с предпринимателем за доходы и уровень жизни. При этом предприниматель несет риски и созидает, а госслужащий паразитирует на административном ресурсе.
– Как принципиально изменить эту ситуацию?
– Пора дать прокуратуре права представлять интересы предпринимателей в суде. Сейчас такой возможности нет. Кроме того, необходимо и стимулировать местные власти – нужно отдать все налоги по спецрежимам (упрощенка, патенты, ЕНВД) муниципалитетам. Пусть пополняют местные бюджеты. При этом ввести четкую зависимость зарплат и бонусов чиновников от реально созданного ВВП.
– В Алтайском крае зарегистрировано региональное подразделение "ОПОРы России". Можете дать краткую оценку его деятельности в сравнении с другими регионами, где также действуют такие подразделения?
– Члены алтайского отделения "ОПОРы России" активно работают в Межведомственной комиссии по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства, а также в Общественном совете по развитию предпринимательства при губернаторе Алтайского края. При участии членов краевого отделения приняты некоторые законодательные акты Алтайского края в части развития и поддержки малого и среднего бизнеса. В июне прошлого года между алтайской "ОПОРой" и Главным управлением МЧС России по Алтайскому краю была достигнута договоренность о взаимодействии и сотрудничестве. Совсем недавно было создано региональное отделение работодателей малого и среднего бизнеса, инициатором которого выступило краевое отделение "ОПОРы России". В общем, отделение хорошее, с потенциалом дальнейшего развития.
– Алтайский край вошел в число регионов, где работа системы государственной поддержки предпринимательства признана федеральным центром наиболее эффективной. Однако, по мнению нашей редакции, в крае основной акцент делается на получение средств федерального бюджета по различным госпрограммам. При этом число проверок и налагаемых штрафов не уменьшается, что фактически "съедает" весь объем и смысл господдержки. Вы согласны с последним тезисом?
– Полностью согласен. Это характерно не только для Алтайского края, но и для других регионов. Активность, в частности, налоговых органов пока только усиливается. Особенно в части проверок убыточных компаний. Но сегодня в убыток работают многие компании. Кризис! Кредиты недоступны, а значит, начинается "проедание" оборотных средств: 60% малых предпринимателей заявляют о падении рентабельности на 40–50%. Налоговики же выполняют планы по сборам, невзирая на общую экономическую ситуацию в стране.
Кроме того, господдержка должна носить не только характер распределения денег – есть и другие меры, более равнодоступные, например, налогового характера.
– В этой связи будет ли "ОПОРа России" биться за введение для малого и среднего бизнеса так называемых "налоговых каникул". Если мы правильно поняли ваше предложение, оно сводится к введению права отсрочки-рассрочки по уплате налогов и сборов.
– Мы эту позицию отстаиваем еще с осени прошлого года, когда кризис только набирал обороты. Считаем, что отсрочка по уплате налогов на 2009 год была бы правильной мерой. Никто не спорит с тем, что налоги надо платить, и подавляющее большинство компаний делают это, несмотря ни на что. Но кризис принес с собой серьезные убытки. Нет прибыли, сокращаются обороты. Это объективная ситуация.
– Что бы вы пожелали представителям малого и среднего бизнеса в День российского предпринимательства?
– Дорогие друзья! Жизнь предпринимателя в России – не сахар, но мы люди с особой энергетикой, с передовым мировоззрением. Мы не привыкли сдаваться на милость обстоятельствам, будем бороться. И главное сейчас – всем нам держаться вместе, быть единой силой, с которой будут считаться, от которой невозможно будет отмахнуться. От всей души желаю вам осуществления всех ваших бизнес-идей, честной конкуренции с коллегами по цеху, стабильности в семье и в труде.
Поздравляю всех вас с праздником!
Специальный вопрос
– На прошедшем в апреле форуме вы также заявили о необходимости создания "специальной структуры, которая будет ответственна за поддержку и развитие малого бизнеса". Какой вы видите эту структуру? Это должно быть отдельное министерство?
– Не столь важно, какую форму будет иметь данная структура. Главное – это должен быть орган, который бы координировал всю систему господдержки малого и среднего бизнеса. Например, в октябре прошлого года за практически всеми федеральными министерствами и ведомствами были закреплены полномочия по развитию малого бизнеса, что обязывает их разрабатывать и реализовывать отраслевые программы поддержки МСП. Даже если такие программы и будут разработаны, они вряд ли будут серьезно корреспондироваться друг с другом, а также другими программами поддержки, в частности федеральной и программой кредитования по линии ВЭБ. КПД будет совершенно иным, чем при наличии органа, который координирует мероприятия, анализирует эффективность различных мер, занимается прогнозированием и т. д.
Чего добивается "ОПОРа"
Объединение предпринимательских организаций (ОПОРа) России зарегистрировано в сентябре 2002 года. В настоящее время в его состав входит 110 некоммерческих организаций со всей страны, в том числе 80 региональных отделений. Алтайское региональное отделение возглавляет Павел Нестеров.
Цель деятельности "ОПОРы России" звучит так: "Содействие консолидации предпринимателей и иных граждан для участия в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации, обеспечивающих эффективное развитие экономики".
В настоящее время "ОПОРа России" активно выступает за сокращение избыточных административных барьеров, упорядочение проверок, снижение налогового бремени, упрощение процедур отчетности, а также за выход предпринимательского сообщества и представителей органов власти всех уровней из тени.
Кто такой Сергей Борисов
Сергей Ренатович Борисов родился 26 декабря 1953 года в Серпухове (Московская область). В 1978 году окончил МВТУ им. Баумана по специальности "Конструирование и производство электронно-вычислительной аппаратуры". В 1990 году проходил обучение в Гарвардской школе бизнеса. В 1991 году окончил Всесоюзную академию внешней торговли, стажировался в Оксфордском университете.
В 1980-е годы Сергей Борисов работал в Министерстве высшего и среднего образования СССР. В 1991 году был главным инженером НПО "Аналит". Бизнесом начал заниматься в 1993 году, создав фирму "Гермес-Москва" (сеть АЗС в Москве и Московской области). Десять лет занимал пост президента этой компании, а затем стал председателем совета директоров. В 2002 году создал еще одну компанию – "Генова" (оптовая торговля топливом), президентом которой является.
В 2002 году Сергей Борисов возглавил общественную организацию "ОПОРа России", представляющую интересы малого и среднего бизнеса.
Самое важное - в нашем Telegram-канале