Сначала была крыша
К идее реализации в строительной практике детской игры в ООО "Дело-А" пришли постепенно. Весной 2002 года учредитель и директор фирмы Андрей Мирошниченко смонтировал в Топчихе линию по производству черепицы на основе переработки полимерного вторсырья. В летние месяцы 2002 года, выходя на проектную мощность, "Дело-А" вывозило с барнаульского полигона твердых бытовых отходов до 20 тонн пластикового мусора. После переработки смешанные с песком и краской отходы возвращались в город, но уже в виде радующих глаз разноцветных черепичных крыш.
Полимерпесчаная черепица компании "Дело-А" оказалась дешевле, легче, прочнее, красивее и долговечнее керамической, превосходила ее по звуко- и теплоизоляционным свойствам, кислото- и пожаростойкости, водонепроницаемости, устойчивости к ультрафиолетовому излучению.
Вскоре на заводе "Дела-А" установили вторую линию и примерно по той же технологии начали вырабатывать тротуарную плитку, по прочности в пять-шесть раз превосходящую бетонную.
Столица с первого взгляда оценила достоинства алтайского ноу-хау и предложила открыть на своей территории именное торговое представительство компании. В настоящее время завод в Топчихе три дня в неделю ведет отгрузку своей продукции на Москву.
Потом придумали стены
Сегодня изделиями этой небольшой сибирской компании не только кроют крыши, мостят тротуары, дворы, подъездные пути, автозаправочные станции во многих российских регионах - из них полностью собирают дома.
В нынешнем году компанией получен патент на полимерпесчаный стеновой камень, монтирующийся методом несъемной опалубки, и начата сборка типовых индивидуальных домов. Все они адаптированы к сибирским условиям и обладают высокими эксплуатационными свойствами. Предприятие потратило на подготовку проекта 3 млн. рублей. Первые улицы по проекту "Дела-А" уже строятся. Но не у нас в крае, а в соседних Новосибирской и Кемеровской областях. Кемеровчане покупают в Топчихе комплекты материалов и монтируют дома сами. В Новосибирской области, где создано дочернее предприятие "Дела-А", 19 домов на берегу Бердского залива возводит бригада компании.
Но чтобы начать массовое производство и внедрение новинки, нужны дополнительные средства, найти которые небольшому коллективу самостоятельно очень трудно.
Каким жильем прирастать будем?
А ведь проект социально значимый и мог бы стать одним из направлений решения остро стоящей жилищной проблемы. Если бы социальное жилье строилось за границей, подрядчик и поставщик материалов имели бы большие льготы и компенсации. У нас этого не предусматривает ни федеральное, ни краевое законодательство. Вот и прирастают наши города и села домами для богатых, а доступное жилье остается несбыточной мечтой для людей с невысоким достатком.
Трехкомнатную квартиру в Барнауле сегодня не купишь дешевле 2 млн. рублей. Особняк, предлагаемый компанией "Дело-А", в четыре раза дешевле! Полимерных же отходов, утилизация которых одна из самых серьезных экологических проблем человечества, - горы. И единственный рациональный метод борьбы с их накоплением - вторичная переработка. Так почему не заняться ею не в малом, как сейчас в Топчихе, а в большом объеме?
Опыт "Дела-А" показывает, что при производстве альтернативных строительных материалов исходное сырье можно использовать многократно, связующий раствор при сборке полимерпесчаного дома не требуется. Сибирское ноу-хау подойдет и для средней полосы, и для сурового севера, и для жаркого юга, утверждает один из ведущих разработчиков проекта профессор Алтайского технического университета Василий Свиридов. Незаменим такой дом в зонах повышенной сейсмической активности, так как специальная конструкция стяжки делает его практически не подверженным разрушению, а при необходимости он легко целиком перевозится на новое место.
Одним словом, создав режим финансового благоприятствования деятельности компании "Дела-А", можно реально придать ускорение решению жилищной проблемы в крае и войти со своим "Народным домом" в федеральную программу. А пока руководство компании вынуждено уходить со своими проектами на другие территории, где в них проявляют большую заинтересованность. Сегодня на долю края приходится всего около 30% продукции "Дела-А". Со многими регионами оно с успехом торгует не только своими стройматериалами, но и технологиями их производства. Именно технологиями заинтересовались в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Тюмени, Чеченской Республике, Казахстане, оценив преимущества альтернативных стройматериалов и реально оценивая возможность начать их собственное производство.
Черепица из мусора
История компании "Дело-А" в буквальном смысле слова началась на свалке.
"С недавних пор в Топчихе перестали выбрасывать ПЭТ-бутылки. Мальчишки на вес (3 рубля за килограмм) сдают их на перерабатывающий завод ООО "Дело-А". А там из этих бутылок делают черепицу. По внешнему виду ее не отличить от импортной, покрывающей в последнее время многие элитные дома. Директор предприятия Андрей Мирошниченко утверждает, что и качество не хуже, а срок службы своих изделий определяет минимум в 30 лет, - писал "Свободный курс" в № 32 в июле 2002 года. - Завод состоит из двух цехов: переработки отходов и производства новых изделий. В первом происходит измельчение и перемешивание пластика, выработка из этой массы нового материала, а во втором - создание готовых изделий. К пластиковому сырью добавляют боровой песок, стойкую немецкую краску и пропускают эту массу через термопластавтоматы…
Для изготовления одного квадратного метра черепицы требуется пять килограммов пластика. За месяц завод в Топчихе способен переработать 30 тонн полимерных отходов и выдать 6000 квадратных метров черепицы. В дело идет любой пластик (жесткий, как на корпусах телевизоров, электрических чайниках, и мягкий, как на бутылках из-под лимонада)".
Спустя четыре с половиной года свалкой в цехах завода почти не пахнет. В год здесь перерабатывают до 720 тонн вторресурсов. Предприятие стремится перехватывать полимерную упаковку и тару до того, как ее отправят на свалку: на оптовых базах, в строительных и продовольственных супермаркетах, на парфюмерных и кондитерских фабриках. Это дешевле (себестоимость вывезенного на полигон мусора оказывается значительно выше за счет транспортных расходов), удобнее, быстрее, экологичнее.
Но по-прежнему кормилицей, финансовообразующим товаром "Дела-А" остается черепица из мусора, известная сегодня под товарным знаком "Росалана". Благодаря ее популярности во многих регионах России предприятию удается находить средства на развитие производства, освоение новых изделий и технологий, обеспечение высокой научной проработки проектов.
География продаж
Москва, Санкт-Петербург, Калуга, Краснодар, Южно-Сахалинск, Новосибирск, Тюмень, Кемерово, Горно-Алтайск, Белокуриха, Новокузнецк, Астана, Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Томск, Красноярск, Омск, Иркутск, Гудермес.
Справка "СК"
ООО "Дело-А" - производитель термопласткомпозитных строительных материалов: черепицы "Росалана", тротуарных плит, блоков несъемной опалубки для малобюджетного строительства быстровозводимых жилых домов. Образовано в январе 2002 года. Качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции подтверждены золотой медалью Всероссийского выставочного центра в Москве (2002 г.), дипломами "Лучший алтайский товар" (2004, 2005, 2006 гг.).
Дайте товаропроизводителю точку опоры
Андрей Мирошниченко, директор ООО "Дело-А":
- Сейчас у нас действуют четыре линии, и мы перерабатываем ежемесячно 60 тонн вторресурсов. Два года назад запустили свою котельную, три месяца назад переехали в приличный офис. Потихоньку создается своя металлобаза, укрепляются связи с проектными и научными организациями. Очень плотно сотрудничаем с кафедрой строительных материалов Алтайского технического университета. Все наши изделия успешно прошли лабораторные испытания и получили сертификаты. Последнее не является обязательным требованием, но таким образом мы сами себя увереннее чувствуем на рынке и уже не на словах заверяем покупателя, что наша черепица прослужит не менее 30 лет, а даем письменную гарантию. Но все это достигнуто большим потом и кровью. У нас нет разницы в кредитовании коммерсантов и товаропроизводителей, потому и производство не развивается. Казахстан решил у себя эту проблему: там кредиты для производственников идут под 4-9% годовых, а не как в России под 18-20%. На таких условиях наше предприятие нормально кредитоваться не может. Мы давно работаем с "Зернобанком" и Сбербанком, они всегда идут нам навстречу. Но из-за того, что общая банковская система не дифференцирует производственника и коммерсанта, не могут прыгнуть выше головы. А нам нужны дешевые и долгосрочные кредиты. Есть регионы, где действует экономический механизм поощрения: переработал килограмм мусора - получи за это рублик. Иными словами, дайте нам точку опоры, и мы свернем горы. Горы мусора, горы песка и создадим целую гамму дешевых востребованных стройматериалов.
Резюме проекта
Годовой объем основной выпускаемой продукции черепицы "Росалана" - 120 тыс. кв. м (рост с начала производства в три раза).
Количество привлеченных работников - 48.
Средний возраст работающих - 32-33 года.
Средняя заработная плата - 4600 рублей.
Плюсы проекта
Высокое качество изделий.
Востребованность на рынке, которая, по оценке московских маркетологов, будет возрастать.
Автономность производства, независимость от сырьевой базы и других внешних факторов, кроме электроэнергии.
Безотходность технологии, возможность многократного использования материала.
Минусы проекта
Высокая энергоемкость производства.
Высокая затратность по оснастке и запчастям.
Мнение экспертов
Чекунков Владимир Степанович, начальник отдела архитектурно-строительного надзора управления Ростехнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай:
- В бытность председателем комитета администрации края по строительству и архитектуре мне пришлось давать оценку изделиям, производимым компанией "Дело-А". Мирошниченко обратился ко мне с просьбой оказать содействие, чтобы ему не мешали заниматься альтернативными стройматериалами. Откровенно говоря, я довольно скептически относился к его затее. Ну что такое полиэтилен? Два года - и разлохматился. Но объективности ради решил посмотреть, что стало со стабилизированной саженаполненной полиэтиленовой пленкой, которой мелиораторы выстилают дно искусственных водоемов-накопителей. Приехал туда, где сам это делал в 1970-е годы, на Кулундинскую сельскохозяйственную опытную станцию. Выкопал кусок пленки. А она гибкая, прекрасно сохранилась под защитой 30-сантиметрового грунтового слоя. Проведя этот простенький эксперимент, я решил, что не надо противиться.
Сейчас у ООО "Дело-А" на Алтае появились последователи. В Барнауле ООО "Трубопласт-А" делает полиэтиленовые трубы, которые используются в газификации.
Василий Свиридов, доктор технических наук, профессор кафедры строительных материалов АлтГТУ:
- Самое главное достоинство полимерных материалов - их стойкость к старению. Я испытал всю продукцию "Дела-А" в нашей университетской лаборатории, как положено по ГОСТу: на стойкость к жесткому ультрафиолетовому излучению, механическую прочность, морозо- и водостойкость. Ничего ей не делается! Только тверже становится. Все традиционные каменные материалы: бетон, раствор, щебень, песок - все боятся воды. А полимер воду не впитывает, он сверху покрыт тоненькой пленкой расплава полиэтилена, и поэтому не разрушается в мороз, не гниет, не плесневеет (микроорганизмам негде развиваться на его поверхности), статически электробезопасен. Дом из таких материалов легко собрать, легко реконструировать и даже перевезти в собранном виде на новое место жительства. И прослужит он не одному поколению.
Тамара ДМИТРИЕНКО.
Примечание. Материал подготовлен в рамках проекта, осуществляемого благодаря гранту Алтайского края в сфере СМИ. Предыдущий материал, посвященный газификации Белокурихи, был опубликован в № 46.
Самое важное - в нашем Telegram-канале