Экономика

Что стало проблемой номер один для алтайских сельсоветов

Это головная, зубная и нервная боль всех глав. Так эмоционально описывает проблему сбора муниципальных налогов Людмила Огнева, экс-глава Тугозвоновского поселения Шипуновского района. Просчеты в законодательстве, несогласованность и трудоемкий процесс сбора – главные проблемы, которые мешают пополнять сельскую казну.

Муниципалитетам не хватает средств даже на самые очевидные нужды.
Муниципалитетам не хватает средств даже на самые очевидные нужды.
Анна Зайкова

Надо оптимизироваться

– Сегодня это проблема номер один для всех сельских советов, – убежден Николай Канделя, глава сельсовета села Стукова Павловского района.

По словам Николая Васильевича, налоговая инспекция даже не сверстала налоги для села за два последних полугодия. Сроки вручения уведомлений не истекли, в ближайшее время налоги будут начислены, извещения разосланы, парирует Татьяна Малютина, начальник отдела работы с налогоплательщиками и СМИ.

Другая проблема – несогласованные действия межрайонных инспекций и муниципалитетов. Доходит до смешного: в село приходят извещения, но не на тех.

– Ни одной фамилии нет такой. И адрес – улица Заводская, 2. У нас и улицы такой нет, – говорит представитель одного из муниципальных образований.

Итог: средств на исполнение обязательств не хватает.

– Налог на землю полностью остается в бюджете поселения и идет на зарплаты, но мы не можем его собрать, – говорит Огнева.

– В соседнем селе уже закрыли клуб и медицинский пункт, нас уведомили, что надо оптимизироваться, – добавляет Канделя.

Сборы падают

Налоговая служба признает проблему. На недавней коллегии УФНС по Алтайскому краю руководитель ведомства Алексей Легостаев озвучил такие цифры: прогноз по доходам местных бюджетов на первое полугодие текущего года выполнен на 92,5%, не обеспечено исполнение бюджетов по доходам по 48 территориям края.

– Сбор местных налогов трудоемкий: суммы небольшие, а администрирование дорогое, – признает Татьяна Малютина. – В этом году в связи с кризисом сократили финансирование почтовых расходов, доходит до того, что инспекторы разносят извещения лично или рассылают по нескольку в одном конверте.

Виновата реформа

Ирина Стародубровская, руководитель лаборатории проблем муниципального развития Института экономики переходного периода (Москва), убеждена: проблема возникла благодаря муниципальной реформе, проведенной два года назад. С тех пор именно местные власти обязаны следить за состоянием здравоохранения, образования и прочими социальными вопросами на своих территориях. За это им отдали часть местных налогов.

– Тогда были нарушены все правила, – рассказывает Стародубровская. – Местные власти должны иметь широкие права по регулированию и сбору своих налогов. У нас сделали наоборот – оценку и администрирование налога централизовали на федеральном уровне. Поэтому не проработан механизм участия местных властей в администрировании местных налогов, и, соответственно, проблема абсолютно универсальна для всей России.

Компенсация за неэффективность

Есть ли выход? Печально, но одного и очевидного ответа пока нет. Создавать налоговую службу в каждом поселении? Расточительно: местные налоги, как правило, приносят так мало денег, что ее содержание не окупится. Централизовать сбор на краевом уровне?

– Тогда непонятно, почему региональные власти за свой счет должны собирать местные налоги, – рассуждает Ирина Стародубровская.

В любом случае проблему надо решать уже сейчас. Раньше, когда бюджеты не ограничивали в деньгах, на недочеты можно было закрывать глаза. В нынешней ситуации бедствующим сельсоветам лишнюю копеечку не даст никто.

– Рассчитывать нам не на кого: завтра в совете отключат электричество, а собрать деньги на оплату мы не в состоянии, – поведал корреспонденту "СК" глава одного из сельсоветов.

Аукнется эта ситуация и горожанам. Как? Вместо того чтобы качественнее собирать действующие налоги, федеральные власти решили брать количеством. Столкнувшись с нехваткой денег, система придумывает новые фискальные задания: вплоть до повышения акцизов на товары народного потребления, и ощутить это на своих кошельках придется всем. Если центр не готов улучшать качество системы сбора местных налогов, то почему компенсацию должны платить все остальные?

Ирина Стародубровская:

Единственным логичным путем решения этой проблемы может быть повышение налогового бремени, когда сбор налогов для муниципалитета становится эффективным. Но социально этот путь не очевиден.

Справка

48 территорий края не исполнили бюджет по доходам за первое полугодие 2009 года.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость