Торгуют сами
– Сначала торговля здесь у меня не шла, о рынке мало кто знал, – говорит Евдокия Грогуленко, председатель сельскохозяйственного потребкооператива "Заря" Первомайского района. – В первый день удалось продать всего несколько килограммов мяса. Сегодня здесь более многолюдно, у меня даже постоянные покупатели появились, думаю, через месяц-другой место приторгуется.
Однако, похоже, киоски фирм "Брюкке", "Алтайский бройлер" и "Алтайские закрома" уже приторговались.
– Товары к нам завозят в конце недели, а в понедельник-вторник я уже сижу с полупустыми прилавками, – заметила продавщица одного из киосков. – Цены процентов на 10–15 ниже, чем в магазинах, это, наверное, и привлекает покупателей.
У столов, где выложена продукция агрофирмы "Индустриальное", выстроились очереди, почти как на кассе в каком-нибудь супермаркете. А все потому, что соскучился народ по свежим овощам и зелени.
На некоторых столах – ананасы, бананы и апельсины. Цены чуть дешевле, чем в торговых сетях. А вот бабулек, торгующих редиской, картошкой и прочей садово-огородной снедью, искали-искали, но так и не нашли. Предприниматели и продавцы, которые не первый день на рынке работают, также говорят, что не видели ни одного пенсионера или огородника.
– Подойдет август, придете и увидите, что здесь будет, мы даже на улице дополнительные места оборудуем, – заметил Сергей Бешенев, директор управляющей компании "Сельхозрынок".
Время и место
Обычно рынки возникают стихийно. "Сельхозрынок" – особый случай. Его история напоминает судьбу заводских цехов, перестроенных в супер- и гипермаркеты. С точки зрения месторасположения новый сельхозрынок находится в весьма спорной зоне – на пересечении проспекта Калинина и улицы Северо-Западной.
Но в пятницу после обеда посетителей на рынке не меньше, чем на других крытых рынках Барнаула. По дороге домой люди заходят сюда и делают покупки. Но основной пик торговли приходится на традиционные базарные дни – субботу и воскресенье. Видимо, свою роль играет соседство с крупными промышленными предприятиями. Собственники рынка считают его местоположение весьма удачным – буквально в двух шагах от трамвайной остановки. Впрочем, для владельцев авто была предусмотрена бесплатная охраняемая парковка на 60 мест.
– Раньше на этой территории был наш гараж, в котором стояло более 100 единиц техники – автокраны, экскаваторы, бульдозеры и грузовики, – говорит Иван Рау, директор управления механизации № 3, инвестора строительства. – Но в городе ей не место, мы купили участок земли в районе мясокомбината и перевели всю технику туда, а здесь решили организовать торговые площади.
Первая очередь
Пока инвесторы запустили лишь первую очередь здания – торговый зал площадью примерно в 2 000 квадратных метров, который занимает половину нижнего этажа. В остальном здании идут отделочные работы. Когда будет сдана вторая очередь, общая торговая площадь рынка составит порядка 8 000 квадратных метров. В общей сложности это примерно 400 торговых мест.
– У нас оборудованы стоянка для груженых машин, холодильные камеры, когда завершим строительство, с первого на второй этаж будут ходить грузовые лифты, – утверждает Сергей Бешенев.
Также известно, что инвесторы планируют построить гостиницу на 50 мест, где люди, приехавшие из отдаленных районов, смогли бы спокойно переночевать. По словам Бешенева, там будут номера эконом-класса. Двухместные, но с телевизором.
Справка
120 миллионов рублей инвестировало управление механизации № 3 в строительство рынка. Источник финансирования – кредитные ресурсы.
Плата за вход
Выгодны ли условия, которые созданы для крестьян инвесторами "Сельхозрынка"?
– В принципе меня устраивает цена аренды, на других рынках в день берут от 100 до 400 рублей за торговое место, а здесь за 350 рублей предлагают аренду 6 квадратных метров торговой площади, – утверждает Евдокия Грогуленко. – Плюс я еще плачу по 1 500 рублей в месяц за место в холодильнике. Однако такие затраты себе может позволить лишь кооператив либо человек, владеющий самым настоящим домашним ранчо.
Впрочем, в управляющей компании "Сельхозрынок" утверждают, что тарифы за аренду для тех, кто торгует маслом или сыром, составляют 150 рублей в сутки, а пенсионеры, торгующие продукцией со своих огородов, могут встать на рынке бесплатно. То же самое касается предприятий, реализующих продукцию первой необходимости, как, например, хлеб и молоко.
Николай Халин,
начальник отдела промышленного садоводства,
крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств:
Так сложилось, что наши крестьяне научились быть товаропроизводителями, но не хотят или не могут попробовать себя в качестве продавцов. Сегодня государство стимулирует развитие сельхозрынков, соответствующие мероприятия заложены в программу по развитию агропромышленного комплекса. Вопрос в другом: у кого сегодня больше возможностей встать на эти рынки – у отдельных владельцев подсобных хозяйств или у перекупщика. Выход – в кооперации, в объединении усилий, но этот финансовый инструмент совсем не понят ни владельцами личных подворий, ни фермерами, ни даже специалистами управлений сельского хозяйства в районах.
Самое важное - в нашем Telegram-канале