— Данил, чтобы нам всем было понятно, для начала объясните, в чем основная суть проблемы, с которой столкнулось предприятие "Роспечать-Алтай".
— На сегодняшний день в Барнауле размещено 106 киосков, принадлежащих компании "Роспечать-Алтай". В соответствии с Законом "О торговле" Барнаульская городская Дума утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов. Сначала ее приняли в апреле 2011 года, обновленная редакция появилась в декабре того же года, следующая редакция — в апреле 2012 года. То есть за год было принято три версии. Хотя в соответствии с приказом управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры предписано вносить изменения в схему не более одного раза в год.
В итоге из 106 киосков "Роспечать-Алтай" 102 торговых объекта из городской схемы исчезли. Договоры на размещение киосков администрация города Барнаула продлять не намерена, и до конца года все они прекратят свое действие. То есть прекратит существование компания "Роспечать-Алтай". При этом уже снесли два киоска на площади Спартака, а на пр. Ленина наш торговый объект вообще исчез ночью. Мы его нашли на пустыре, но вернуть на прежнее место уже не смогли.
Одно из объяснений администрации города по поводу сложившейся ситуации основывается на том, что в Барнауле сложился переизбыток торговых площадей. При этом площади считаются в целом, без разграничения на торговлю продовольственными и непродовольственными товарами. Нет у администрации и данных о том, насколько город насыщен прессой. А ведь Конституция России обязывает государство обеспечивать доступ граждан к средствам массовой информации.
— Как идет разбирательство в антимонопольной службе?
— Мы обратились в УФАС по Алтайскому краю потому, что, на наш взгляд, имеет место нарушение антимонопольного законодательства. Мы считаем, что городская администрация нарушила наши права в пользу конкурирующей сети "Лига-Пресс", которая, отмечу, имея 68 мест размещения, не теряет ни одного киоска. Сейчас антимонопольная служба вправе признать незаконными действия администрации города и привести схему размещения в соответствие с законодательством о защите конкуренции.
— Если это произойдет, право аренды участков под киосками будет распределяться путем торгов?
— Участки, на которых эксплуатировались киоски до вступления в силу Закона "О торговле", должны оставаться за действующими арендаторами. Торги предусмотрены на новые места размещения.
— Есть мнение, что владельцы киосков получают землю в городе, как говорится, на халяву и ничего не платят в бюджет…
— Объем наших отчислений за аренду мест размещения составляет около 300 тыс. рублей в год, кроме этого, устанавливая киоск, администрации районов навязывают заключать договора сотрудничества с ТОСами, и мы выплачиваем по данным договорам порядка 400 тыс. рублей в год.
В Бийске убирают все
— Насколько нам известно, печатные киоски ликвидируют и в Бийске.
— В Бийске история еще хуже. Там абсолютно все участки, занимаемые киосками, выставлены на торги. Заявки на торги администрацией города давно приняты, но аукционы не проводятся уже три года. При этом никто не дает гарантий, что после торгов эти места займут газетные киоски и город не останется без прессы вообще.
— Судя по публикациям в СМИ, серьезные проблемы у распространителей прессы есть и в других регионах. Отличается ли там ситуация от Барнаула, где, как вы утверждаете, администрация нарушает права одной сети печатных киосков в пользу другой?
— Да, отличается. Там власти просто сносят все киоски, в том числе с прессой, и никто нарушений антимонопольного законодательства не отмечает. Мы встречаемся с представителями профессионального сообщества из других регионов, ищем пути выхода. И, как отмечается, самая беспрецедентная ситуация и по количеству убираемых киосков, и по характеру нарушений законодательства сложилась именно в Барнауле. На втором месте стоит, наверное, город Саратов, где убирают половину сети печатных киосков.
— Вы сказали: профессиональное сообщество ищет пути выхода из ситуации. Какими они могут быть?
— Ведущие российские издатели обозначили проблему на недавней встрече с президентом России. В итоге Владимир Путин дал поручение администрации президента разобраться с этим вопросом. 21 сентября при активном содействии Валерия Фадеева, главного редактора журнала "Эксперт", президента "МедиаСоюза", нас пригласили на "круглый стол" в Государственную Думу. Там было около 10 распространителей и из регионов России. Встреча прошла под председательством вице-спикера Госдумы Сергея Железняка, присутствовали заместители руководителей трех комитетов. Красной строкой на встрече прошла ситуация с киосками по распространению прессы в Барнауле. Сергей Железняк пообещал, что сделает заявление в СМИ. Кроме того, сообщение о том, что неправомерный снос киосков с прессой недопустим, пройдет по линии партии "Единая Россия". А в недавно созданном в Госдуме Комитете по СМИ формируется рабочая группа, которая подготовит предложения по изменению законодательства. Ключевое предложение: киоски с прессой необходимо выделить в отдельную торговую категорию, чтобы они не попадали под пресс местных властей.
— Изменение законодательства — довольно долгая история…
— По крайней мере, Сергей Железняк пообещал, что сделано это будет очень быстро, в "пожарном порядке".
Идут переговоры с бизнесом
— Действительно ли "Роспечать-Алтай" ведет переговоры с барнаульскими предпринимателями о том, чтобы размещать киоски на принадлежащих им земельных участках?
— Да, мы ведем такие переговоры. Ведь чем закончится тяжба с администрацией, пока непонятно. На предприятии "Роспечать-Алтай" работают более 500 человек, и мы не можем их просто по решению администрации выкинуть на улицу. Поэтому мы стараемся разместить киоски на территориях предпринимателей. Однако основные проходимые общественные места находятся не в частной, а в муниципальной или государственной собственности.
— А почему бы предприятию не начать арендовать небольшие площадки в торговых центрах?
— Пресса может распространяться по трем каналам сбыта. Это сети киосков, стеллажи в супермаркетах, а также арендованные отделы внутри магазинов. Использование последних двух способов можно рассматривать исключительно как бизнес без всякой социальной нагрузки, так как ассортимент продукции из-за дороговизны места будет сильно ограничиваться. Если в киоске мы имеем порядка 500 наименований прессы, то в супермаркете 100–150. В основном это будут дорогие глянцевые издания плюс десяток высокотиражных газет. При этом в торговом центре недорогие и социально значимые издания вы практически не увидите — там ими торговать просто невыгодно.
Что касается аренды коммерческих площадей, то она всегда затратнее муниципальной аренды. Поэтому заменить киоски на эти виды торговли, сохранив ассортимент прессы, не представляется возможным.
— Как в целом вы видите будущее бизнеса распространителей? Например, через пять лет.
— Этот бизнес никуда не уйдет, если государство не будет ему мешать. И никаких диких тенденций снижения интереса к печатной прессе нет. Есть очень много читающих людей, для которых Интернет не заменит бумажную газету или журнал. Раньше говорили, что телевидение убьет кино. Или кино убьет театр. Ничего этого, как видите, не произошло. Печатная пресса не умрет за пять лет. Тем более в Алтайском крае, где проникновение Интернета не так глубоко.
О работниках
— "Роспечать-Алтай" — это более 500 рабочих мест. Причем основное количество работников — не самые социально защищенные люди. Это киоскеры — женщины предпенсионного и пенсионного возраста. Новую работу им найти будет практически нереально.
О тиражах
— На самом деле из года в год тиражи реализуемой прессы снижаются. В то же время ассортимент периодических изданий из года в год расширяется. Обороты по прессе не падают, они находятся примерно на одном уровне. Издержки на транспорт, электроэнергию, оплату труда, как и в других видах бизнеса, постоянно растут. В связи с этим в нашем ассортименте соотношение прессы и сопутствующих товаров растет в пользу последних.
О подписке
— Подписка на периодические издания сейчас модернизируется. И у нее, безусловно, есть будущее. У компании "Роспечать-Алтай" есть два вида подписки — через киоски и через доставку курьерами. Мы через подписку видим портрет своего клиента. И это важный аргумент при работе с рекламодателями, которым мы помогаем точно попадать в целевую аудиторию.
О позиции администрации края
— Когда вопрос о возможной ликвидации сети печатных киосков "Роспечать-Алтай" серьезно обострился, с нашей стороны было направлено письмо в администрацию Алтайского края. В ответе администрации было сказано, что решение данного вопроса не относится к компетенции субъекта Федерации.
О продаже табака
— Это же мировая практика, когда табак и пресса продаются в одном месте. В советское время 25% табака поступало в "Союзпечать". Это была господдержка торговли прессой. Потому что даже в советское время это была нерентабельная деятельность.
Досье
Данил Алтухов родился 29 января 1977 года в Барнауле. Окончил среднюю школу № 25. Первое высшее образование получил в Алтайском государственном техническом университете (диплом инженера-системотехника). Затем окончил Алтайский государственный университет по специальности "Антикризисное управление". В 1999 году трудоустроился в компанию "Роспечать-Алтай" товароведом. В 2008 году возглавил компанию.
Не женат, воспитывает дочь. В качестве хобби называет работу.
Самое важное - в нашем Telegram-канале