Что говорят производители
О проблемах с закупом стеклотары на экспертном совете ИД "Алтапресс" рассказал генеральный директор компании "Тэйси" Максим Байкалов.
Эксперт утверждает: ситуация с бутылкой давно была напряженная, но накалилась она до предела в 2019 году. Цена подскочила тут же.
Дошло до того, что мелким предприятиям ничего не осталось, как скупать имеющиеся остатки тары у "крупняков", у которых есть долгосрочные договоры поставок.
"Ко мне приходят и напрямую говорят: "Дай бутылку! Хотя бы тысячу штук", - рассказал Максим Байкалов.
На фоне сложившегося дефицита "Тэйси" распродала все бракованные бутылки, которые накопились за десять лет. В производстве напитков их уже не использовали и планировали сдать на стеклобой. В итоге тару забрали предприятия не пищевой сферы для своих технических нужд, например, для розлива химических растворителей.
Есть ли проблемы у пивных заводов
По словам Вадима Смагина, генерального директора компании "Бочкари", проблемы со стеклотарой были актуальны также и для пивоваренной отрасли. И главная трудность заключалась не в повышении цен на бутылку, а в ее недопоставках.
Вадим Смагин,
генеральный директор компании "Бочкари":
Приходилось договариваться с сетями, перераспределять имеющиеся остатки тары. Каждый раз это оборачивалось компании дополнительными расходами.
В нынешнем году "Бочкари" запустили новое оборудование для розлива продукции в алюминиевую тару мощностью 20 тыс. банок в час, потратив на это 270 млн рублей. Но полноценной заменой стеклянной бутылки банку Смагин не считает.
"Мы же не скажем торговым сетям: "У нас нет продукции в стеклянной бутылке - возьмите банку". Это совершенно иной формат", - отметил гендиректор "Бочкарей".
На предприятии также уточнили, что из сложившейся ситуации уже сделали определенные выводы и смогли подстраховаться на будущее.
Почему возник дефицит
Есть две версии того, откуда взялась проблема с тарой. Первая - конспирологическая. Есть мнение, что стекольные заводы закрывают специально, в угоду производителям алюминиевых банок, за которыми стоит известный миллиардер Олег Дерипаска со своим холдингом UC Rusal. Именно Дерипаска - главный производитель сырья для этого вида упаковки.
Вторая версия — экономическая. Производство стекла весьма энергоемкое, из-за этого стеклозаводы постоянно испытывают трудности.
В 2019 году небольшие региональные предприятия, например, во Владимирской области, обанкротились и ушли с рынка. Другие переориентировались на производство более дорогой и рентабельной продукции.
Создал сложности пивным предприятиям и новосибирский стекольный завод "Экран", работавший в нынешнем году с перебоями.
Будут ли дорожать напитки
По словам Максима Байкалова, в сложившейся ситуации производители оказались между двух огней: с одной стороны растущие затраты на стеклянную бутылку и другие комплектующие упаковки, включая этикетку, с другой - торговые сети, пресекающие любые возможности повышения отпускной цены. В итоге - все ложится на плечи предприятия.
Максим Байкалов,
генеральный директор компании "Тэйси":
Любая торговая сеть ежегодно требует с нас так называемого улучшения условий контракта. Это значит, что мы каждый раз должны давать скидку. Понятно, что делать это тяжело, поэтому ходим, договариваемся. Элементарно: за пять лет газ подорожал в два раза. О каких улучшениях контрактов тут можно говорить? То, что мы оставили нынешние цены - это уже скидка.
В пивоваренной отрасли в этом отношении все еще сложнее, отмечают эксперты. В нынешнем году рынок, как никогда, был подвержен демпингу. По словам Алены Вдовиной, PR-менеджера "Барнаульского пивоваренного завода", федеральные игроки уже опустили цену на полке на акционный продукт до 32-39 рублей за бутылку, что фактически ниже себестоимости.
Алена Вдовина,
PR-менеджер "Барнаульского пивоваренного завода":
В сложившейся ситуации мы не можем себе позволить повышение цены во всех вариантах упаковки - ПЭТ, алюминиевая банка или стекло. Главная причина - низкая покупательская способность в нашем регионе.
Почему бутылки нельзя использовать повторно
Запрет на оборотную тару в производстве алкоголя, пива и детского питания вступил в силу в 2012 году, после этого повторно принимать бутылку предприятия уже не имели права.
Хотя в Европе и поныне это вполне распространенная практика.
Как отмечают на самих заводах, организовать прием тары не так-то просто. Для этого необходима отлаженная система по сбору, мойке и вторичному использованию бутылки. Плюс сама бутылка должна быть прочнее, а значит еще дороже.
Выпускают ли стеклянную бутылку на Алтае
Сейчас таких производств в Алтайском крае нет - ближайшее в Новосибирской и Омской областях. Но так было не всегда.
В 1873 году известный предприниматель Константин Платонов в селе Соколово, Бийского уезда, в 25 километрах от будущей Акутихи запустил стекольный завод, который просуществовал вплоть до 2002 года. Предприятие законсервировали после серьезного пожара и больше не запускали.
Краевые власти попытались реанимировать его в 2011 году и даже искали для предприятия инвестора. По информации altapress.ru, на площадку приезжал Эдуард Таран, владелец РАТМ-Холдинга, в который входит новосибирский стекольный завод "Экран". Объект в Акутихе его не заинтересовал, даже несмотря на то, что чиновники клятвенно обещали подвести к нему газ.
Газа там нет до сих пор, как и собственно перспектив. Как отмечают эксперты, местное сырье уже не отвечает современным требованиям и вряд ли подойдет для производства пищевой тары.
Самое важное - в нашем Telegram-канале