Николай Остарков,
исполнительный вице-президент организации "Деловая Россия":
Задачи по структурной модернизации национальной экономики и уходу от сырьевой зависимости сейчас формулируются на самом высоком уровне. И здесь есть два принципиальных вопроса: во-первых, кто объективно является субъектом движения к этой цели, во-вторых – существует ли ключевая проблема, по поводу которой вообще возможен диалог с властью, от которого она не смогла бы уклониться.
Мы решили, что основная тема – это проблема инвестиционного климата в регионах. Говоря по-простому, модернизация – это рост производительности труда. Но рост производительности приводит к резкому сокращению числа рабочих мест.
Нам же нужны новые рабочие места, десятки тысяч новых производств. И вот здесь возникает инвестор, как ключевая фигура экономики.
Наша страна одну идеологическую войну уже проиграла. Тогда мы делали танки и самолеты, и не очень понимали, в какую игру играет мир. Не понимаем и сейчас, что мир играет в конкуренцию за инвестора. Причем бьются не за ритейл, не за торговые центры – такой инвестор придет сам. Следом придет и второй тип инвестора, который будет обслуживать первый – строить склады, например, организовывать логистику.
На самом деле территориям нужен инвестор третьего типа – тот, который способен создавать современные производства. Именно за такого инвестора бьются и конкурируют. И эту войну мы опять проигрываем, и сравнивать в цифрах очень грустно, потому что, например, как инвестируют в Польше? Ты строишь производство, оно начинает работать – и тебе возвращают 70% вложений. В Канаде инвестору, строящему предприятие, дают на три года налоговые каникулы. И так далее...
Поскольку ключ к решению этих проблем – создание инвестиционного климата, мы около года назад поставили перед собой тестовую задачу: мы будем дискутировать с властью только по этой теме. По двум моментам: внести изменения в Уголовный кодекс, чтобы уйти от репрессий по отношению к бизнесу. И второе – разработать программу улучшения инвестиционного климата в регионах, так чтоб ее Минрегионразвития признал модельной, и презентовать ее премьеру.
26-го февраля мы были у Медведева, с предложениями по уголовному законодательству, в частности, о применении за экономические преступления наказаний, не связанных с лишением свободы. Почти все наши предложения были приняты. Другое дело, конечно, еще правоприменительная практика, но этот процесс мы с мертвой очки сдвинули.
Аналогичный подход был с модельной программой в Минэкономразвития, и она тоже была принята. Ключевая идея программы: в регионе что-то получится, если губернатор будет ответственным за улучшение инвестиционного климата персонально. Не какое-то ведомство, не заместитель, а лично глава региона.
Ему нужен совет по улучшению инвестиционного климата, в который бы входили не карманные предприниматели, а серьезные игроки, влиятельные организации типа "Деловой России", ОПОРы и так далее. В каждом регионе должен быть общественные советы при прокуратуре и вообще при всех надзорных органах - советы, в которые бы входили предприниматели, чтобы за надзорными органами был гражданский контроль. Нужны менеджеры, которые должны вести инвестора по кабинетам, нужны институты. Нужно создавать готовые промышленные площадки, которые можно бы было предоставлять инвесторам – с инфраструктурой, со всеми оформленными разрешениями.
Все эти меры в комплексе должны создавать благоприятную для инвестиций административную среду. И губернатор должен играть в этом процессе ключевую роль, он должен работать с инвесторами в режиме "он-лайн", оперативно решая все проблемы, возникающие в процессе инвестиционной деятельности.
С полным текстом модельной программы по улучшению инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации можно познакомиться здесь.
Самое важное - в нашем Telegram-канале