О благоприятном климате
- Александр Богданович, когда вы в прошлом году выступали на сессии АКСНД с отчетом за 2005 год, то подчеркнули, что всем уровням власти необходимо активно заниматься «улучшением предпринимательского климата». В этом году на аналогичном собрании тему улучшения климата вы затронули в докладе лишь косвенно. Получается, что деловой климат в крае действительно стал более благоприятным?
- Под улучшением предпринимательского климата я понимал прежде всего то, что власти на всех уровнях необходимо находить и выстраивать некий алгоритм взаимоотношений с деловым сообществом. В прошлом году я обращался в первую очередь к представителям власти. Но при этом ожидал адекватной реакции и со стороны бизнеса.
Прошло полтора года, и я считаю, что в известном смысле мы достаточно далеко продвинулись в улучшении предпринимательского климата. Есть статистика, отражающая рост малого бизнеса. Есть конкретные примеры успешных малых предприятий. На мой взгляд, доверия между властью и бизнесом стало больше. И лично я эти изменения ощущаю.
Но в своих ожиданиях я остаюсь реалистом. Все-таки бизнес-процессы в регионе за короткий период времени кардинально изменить невозможно. На первом этапе для нас важно было создать правовые условия для развития предпринимательства, а также настроить региональную программу поддержки малого бизнеса так, чтобы она четко вписывалась в федеральную программу по линии Министерства экономического развития и торговли РФ. Это позволило нам получить на конкурсной основе из федерального бюджета значительные средства, которые мы направляем на развитие предпринимательства.
- Тем не менее за два последних года рост субъектов малого предпринимательства в крае составил лишь 3%. Разве это много?
- К этому показателю нужно относиться как ко всякого рода статистике. В нем учитываются зарегистрированные предприятия, которые относятся к сфере малого бизнеса. Но мы прекрасно знаем, что есть, с одной стороны, проблемы с определением критериев малого бизнеса, а с другой - с порядком регистрации предпринимателей. Я считаю, что он у нас слишком либеральный и создает почву для появления фирм-однодневок и т. д. Для меня это очень понятный вопрос, поскольку в свое время, работая в Министерстве юстиции, я очень серьезно оппонировал Министерству экономического развития и торговли. И я знаю, что сейчас в правительстве есть понимание того, что регистрацию предпринимателей необходимо отрегулировать.
Но мы же не числом должны побеждать, а умением. Поэтому для меня более важным показателем, характеризующим развитие малого бизнеса, является, например, его доля в валовом региональном продукте. Она составляет примерно пятую часть. Такая же доля принадлежит малому бизнесу по части налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. Поэтому я могу с уверенностью сказать, что интенсивное развитие предпринимательства достигнуто сегодня благодаря созданию здорового делового климата.
- Говоря о том, что изменения в малом бизнесе происходят не так быстро, как хотелось бы, вы, вероятно, имели в виду соотношение торгового и производственного секторов?
- В том числе. Отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется. В начале 2007 года на торговлю приходилась примерно половина малого предпринимательства. Теперь ее доля снижается.
Но я хотел бы подчеркнуть, что мои слова о поддержке именно производственного сектора малого бизнеса первоначально неправильно интерпретировались. Я не призывал всех предпринимателей уходить из торговли в производство. Я имел в виду совсем другое. Необходимо понимать, что развитие торговли в крае сегодня достигло того уровня, когда в регион заходят крупные розничные сети. В построении бизнеса они опираются не на административный ресурс, а на очень четкие и эффективные технологии, проверенные жесткой конкурентной средой. Поэтому я говорил о том, что для нашего малого бизнеса зацикливаться на сфере торговли или бытовых услуг бесперспективно.
Когда же речь шла о производственном секторе, то я имел в виду, что грамотно встроенный в производственную сферу малый бизнес имеет больше шансов на выживание. Потому что в производстве больше возможностей для кооперационных связей и т. д. Это как в природе: маленькие рыбки стаями живут вокруг хищников. И не просто живут, а оказываются им полезными. Они могут работать рядом «санитарами», «визажистами», «косметологами» (смеется). И я удовлетворен тем, что за 2006 год количество работников в торговом малом бизнесе снизилось на 1,8%, а в производстве и переработке выросло на 30%.
О финансовой поддержке
- В течение последнего года краевая администрация достаточно много средств направляет на финансовую поддержку малых предприятий. Есть ли у вас уверенность, что эти деньги тратятся с пользой?
- Если предприятие развивается, создает рабочие места, обеспечивает выплату достойной заработной платы, мы его готовы только поддерживать. Например, в прошлом году мы таким образом помогли компании «Алтайтара». Сумма субсидии из краевого бюджета составила для нее 1 млн. рублей. Когда мы решили проверить, как «Алтайтара» реализует свой проект, то выяснилось, что на предприятии дополнительно создано 42 рабочих места, а налоговые платежи за первый год деятельности составили 10 млн. рублей.
Но я хотел бы подчеркнуть, что спрос за предоставленные малым предприятиям бюджетные субсидии будет самый строгий. Иного нам просто не дано. Ведь Алтайский край выиграл в течение года четыре федеральных конкурса на поддержку малого предпринимательства. Благодаря этому нам на развитие этого сектора дополнительно из федерального бюджета поступили 95 млн. рублей. И мы должны освоить эти ресурсы. Но не раздать их безоглядно, а получить максимальный экономический эффект. То есть здесь мы находимся в некотором смысле между Сциллой и Харибдой. Слева - репутация исполнительной власти края на федеральном уровне, а справа - жесткий контроль за бюджетными средствами.
О работе МВК
- На съезде предприниматели обязательно затронут и тему эффективной работы краевой межведомственной комиссии по устранению административных барьеров (МВК). По мнению некоторых представителей бизнеса, она заметно утратила свою роль. Возникает впечатление, что краевые чиновники при рассмотрении на МВК каких-то острых для бизнеса тем не хотят идти на конфликт с контролерами из федеральных ведомств.
- Для меня тема деятельности различных федеральных структур, которые действуют в нашем регионе, очень сложная и актуальная. Вы, наверное, знаете, что у нас в крае работают более 50 различных федеральных ведомств, которые чаще всего выполняют контрольно-надзорные функции. Напрямую мне они не подчиняются. Главы исполнительной власти в регионах надеялись, что эту ситуацию исправит Указ президента России от 2 июля 2005 года, который наделял руководителей субъектов Российской Федерации полномочиями по координации деятельности «федералов» на местах. Но в утвержденном в декабре 2005 года правительством РФ Положении о взаимодействии и координации нашей деятельности в большей степени говорится о том, как федеральные службы должны контролировать выполнение нами своих полномочий.
Я думаю, это не случайно. Это своеобразное понимание процессов на местах со стороны руководителей федеральных служб. И определенные стереотипы мышления проявились в данном документе. В настоящее время речь должна идти об увеличении доверия к региональным органам исполнительной власти. Процесс этот непростой и нескорый, поэтому наши чиновники зачастую не хотят, я бы не сказал «конфликтовать», а точнее - занимать жесткую позицию по острым темам. В том числе и по вопросам административных барьеров. Ведь для того чтобы занимать такую позицию, нужно очень хорошо подготовиться, изучить документы, имеющуюся судебную практику. Нужно быть уверенным в своей позиции на 100 процентов. Ведь спор придется вести с федеральными ведомствами, которые пишут правила игры для бизнеса, сами играют по этим правилам и считают, что эти правила принадлежат только им. Поэтому и возникает стереотип поведения, как вы верно подметили, «лучше не связываться».
- Какой же выход у предпринимателей? Судиться?
- Я бы сказал - продолжать работу. Причем в тех случаях, когда административные барьеры действительно мешают развитию, мы должны координировать свои действия с предпринимательским сообществом. И совместными усилиями искать решение проблемы на федеральном уровне. Я думаю, мы должны оказывать содействие предпринимателям в защите их прав в судах. Особенно в тех случаях, когда речь действительно идет о нарушениях прав предпринимателей.
Об оценках управлению
- В связи с этим возникает вопрос, как вы оцениваете работу краевого Управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры. Многие предприниматели считают, что это управление не является их сторонником, а больше выполняет контрольные функции.
- Я не склонен завышать или занижать оценку работы этого подразделения краевой администрации. За прошедшие полтора года оно приобрело бесценный опыт участия в федеральных конкурсах, которые проводил МЭРТ. А побеждать в этих конкурсах, скажу вам, очень непросто. Я не думаю, что в деятельности управления превалируют какие-то контрольные функции. Это может быть связано только с контролем за теми финансовыми средствами, которые получает малый бизнес в виде господдержки. Может быть, это кому-то не нравится?
С другой стороны, я уверен в том, что есть резервы по улучшению работы в части защиты прав предпринимателей. Здесь управлению необходимо проводить какие-то консультации по правовым вопросам, активнее сотрудничать с профессиональными юристами. Я считаю, что за защиту прав предпринимателей тоже должно отвечать профильное управление.
- Вероятно, здесь многое будет зависеть от того, как и когда начнет работать Центр поддержки предпринимательства?
- Да. Этот проект полностью еще не реализован. Эффективность деятельности центра правильнее оценивать вместе с работой краевого бизнес-инкубатора. Сегодня в нем располагаются 12 начинающих компаний и предпринимателей. Часть из них функционируют на рынке информационно-консалтинговых услуг, и, развивая свой бизнес, они параллельно оказывают помощь другим предпринимателям. В дальнейших планах - создание информационно-консультационных центров на местах, во всех городах и районах края. На эти цели из краевого бюджета выделяется 5 млн. рублей. Проект надеемся реализовать в 2007 году.
- Среди предпринимателей активно обсуждается тема создания краевого гарантийного фонда для малого бизнеса. Деньги из федерального бюджета в край поступили, а фонда нет. Как вы это можете объяснить тому же сельскому предпринимателю?
- Очень просто, на примере потребительского кредитования. Все знают, что оно сейчас активно растет. С одной стороны, это хорошо. Но с другой - часто возникает горькое похмелье у тех людей, которые выступили поручителями. А все потому, что не до конца поняли тонкости потребительского кредитования, ничего не знали о материальной ответственности второй очереди и т. д. Вот и с гарантийным фондом примерно то же самое. Мы должны найти здесь наиболее оптимальную форму партнерства власти и бизнеса, при которой возврат средств в гарантийный фонд был бы максимальным. И чтобы у нас не повторилась ситуация, когда деньги в рамках поддержки бизнеса были выданы, а предприниматели растворились в тумане. Ведь мы же до сих пор ищем тех, кто взял кредиты в свое время через краевой фонд поддержки предпринимательства, но так их и не вернул! Подчеркну только, что этими словами я никого не хочу обвинять. Получилось то, что получилось.
Сейчас нам ясно, что если гарантийный фонд создается и начинает работать, то должен быть и соответствующий контроль за использованием и возвратом бюджетных средств. Я бы даже личное поручительство дал с большей легкостью, чем поручительство краевой администрации. Но гарантийный фонд, уверяю вас, будет. Я надеюсь, что предпринимательское сообщество также примет активное участие в его создании. При этом я имею в виду вовсе не финансовую часть, а какие-то формы оценки добросовестности заемщиков. Например, ходатайства со стороны коллег по бизнесу.
О ревностном отношении
- Многие предприниматели достаточно ревниво смотрят на то, как краевая администрация привлекает в регион крупных инвесторов. Их мнение звучит примерно так: «Надо еще посмотреть, что у этих инвесторов получится».
- Ну что здесь можно сказать? Наша сибирская неторопливость, некий природный скепсис здесь, конечно, присутствует. Скажу честно, что мне обидно и даже немного стыдно, что мы не нашли на территории Алтайского края достаточно амбициозных предпринимателей, способных реализовать проект, который предложила, например, компания «Приосколье». Я же не могу ждать годами инициативы от нашего бизнеса, население требует от меня быстрого развития края. Да, в регион приходит крупный инвестор. Но заметьте, что компания «Приосколье» вкладывает в проект собственных ресурсов несопоставимо меньше, нежели привлекает кредитных. Для нее это - очень серьезный риск. Но ведь в предпринимательстве без риска никуда не деться.
А что касается скепсиса, то я ведь предупреждал наших предпринимателей, что крупный инвестор в край обязательно придет. И в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что краевая администрация приложит все усилия для создания инфраструктуры производства, которая будет привлекательна для инвестиционного бизнеса. Инвестору нужны транспорт, дороги, газ, электричество и водообеспечение. И когда инвестор такие площадки видит, у него начинают гореть глаза.
Но мы продолжаем ждать инвестиционных предложений от наших бизнесменов. Например, по тому же животноводству или освоению минерально-сырьевых ресурсов. Площадки под эти проекты есть. Уверяю вас - есть чем заняться на алтайской земле! А вот завидовать или «кусать кулачок за углом» не надо. Давайте засучим рукава и начнем работать.
О мудрости бизнеса
- Александр Богданович, на съездах вам часто приходится отвечать на вопросы предпринимателей. А какие вопросы вы бы задали им, появись такая возможность?
- Вопросов много. Есть о чем спросить.
Но в преддверии съезда я хотел бы подчеркнуть, что отношения власти и бизнеса у нас в крае не должны быть улицей с односторонним движением. Мы должны быть партнерами в общем деле развития региона. При этом я лично не жду от бизнеса каких-то подвигов, предельной самоотдачи или жертвенности. Я жду от него всего лишь ответственности за происходящие в крае процессы. Бизнес должен быть мудрым. Он должен понимать, что государство никогда не сможет заботиться о нем больше, чем это сделает он сам. Алтайские предприниматели, особенно те, что выстраивают свою деятельность на долгие годы вперед, я надеюсь, это прекрасно осознают.
- А в стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года, которую сейчас готовит компания «РОЭЛ Консалтинг», найдется место малому бизнесу?
- Я ее структуру еще не видел. Но думаю, что такой раздел лишним не будет.
Специальный вопрос
- Раньше вы часто личным примером поддерживали алтайских предпринимателей. То колбасу местную ели, то майонез пробовали. Однако в последнее время отошли от подобной дегустации.
- Почему же «отошел»? Я только что побывал в Петропавловском районе, где местный сыр пробовал. А недавно в Германии не только сам нашу продукцию пропагандировал, но и министра сельского хозяйства Алексея Васильевича Гордеева к этому делу подключил. Воздушной халвой его угощал. (Смеется.) Конечно, работать над качеством продовольственной продукции нам предстоит еще долго. Но пропагандировать ее нужно. Причем не только на выставках. Я, например, считаю, что во всех местных гостиницах должны быть представлены шампуни, изготовленные на основе лекарственных трав Алтая. А в ресторанах вполне могут готовить блюда из алтайских продуктов. Мы должны гордиться своим региональным продуктом, а не стыдиться его. И в этом плане нам есть чему поучиться у зарубежных стран.
О чем еще рассказал Александр Карлин
О бийском бизнес-инкубаторе
- Потенциал у него огромный. И статус наукограда Бийска - тому подтверждение. Я считаю, что этот бизнес-инкубатор должен стать формой освоения инновационного потенциала, который имеется у бийских предприятий. Думаю, мы вправе рассчитывать здесь на поддержку со стороны НПО «ФНПЦ «Алтай». Я уже беседовал об этом с Александром Сергеевичем Жарковым и Геннадием Викторовичем Саковичем. Когда я был у них на предприятии, мне рассказали о многих интересных наработках в области материаловедения, нанотехнологий, фармацевтики. Эти проекты можно реализовать через бизнес-инкубатор.
О дефиците кадров
- Нам необходимо больше внимания уделять решению проблемы кадров в сфере малого бизнеса. Особенно это значимо для аграрного сектора. Здесь необходимо использовать различные формы обучения. Например, в крае есть немало площадок, где мы, не претендуя на большие финансовые ресурсы, можем эффективно проводить стажировки молодых специалистов. Это наши аграрные предприятия и фермеры, которые сегодня показывают очень приличные бизнес-результаты. Можно, конечно, поехать на стажировку куда-нибудь в Германию с ее достопримечательностями. Но, на мой взгляд, с точки зрения практической пользы очень важно получать информацию именно на местах, в тех условиях, в которых в дальнейшем будет работать управленец. Я не думаю, что опыт немецкого фермера более интересен и полезен, чем опыт наших фермеров Устинова или Гукова.
О коррупции и подозрениях
- Есть темы потенциально коррупционные. Размещение госзаказа и использование муниципального имущества - из их числа. Барнаулу и другим муниципалитетам мы делали предложение консолидировать муниципальный заказ и передать право на проведение конкурсов нашему специализированному органу. Но мэрия Барнаула это предложение отклонила. Причем не просто отклонила, но даже диверсифицировала размещение госзаказа по районам, что по сути неправильно. Если же говорить об управлении муниципальным имуществом и деятельности управляющих компаний, то я не готов сейчас предоставить подробный анализ этой темы. Ее необходимо тщательно изучить. Но думаю, что если у предпринимателей возникают какие-то подозрения в неэффективном управлении муниципальной собственностью, то к ситуации могут подключаться контрольные службы. Например, Счетная палата.
Положение малого бизнеса в Алтайском крае
Сегодня малый сектор предпринимательства в Алтайском крае демонстрирует возрастание своей роли. В нем занято свыше четверти экономически активного населения, около 20% объема валового регионального продукта производится именно малыми предприятиями.
На начало 2007 года в крае функционировало 16,2 тыс. малых предприятий, на которых были заняты 128,4 тыс. человек. Индивидуальной предпринимательской деятельностью занимались 62,1 тыс. человек, которые обеспечивали рабочими местами еще 124,7 тыс. человек. Кроме того, в крае насчитывалось около 5 тыс. фермерских хозяйств. В общей сложности в малом бизнесе - 336,5 тыс. человек. По сравнению с 2005 годом число индивидуальных предпринимателей выросло на 3%, а количество занятых в малом бизнесе работников - на 26%.
Самое важное - в нашем Telegram-канале