По большому счету, пассажироперевозчики правы, когда указывают, что стоимость проезда в краевой столице не пересматривалась уже два года, а расходы на ГСМ и электроэнергию, содержание и ремонт автопарка значительно выросли. Аппетиты инфляции в Алтайском крае, скорее всего, поднимутся по итогам 2007 года до 12%. В прошлом году инфляция составила 7,7%. Итого - 20% за два года. Даже если исходить из простой арифметики, то одна поездка в "Газели" должна подняться в цене как минимум до 12 рублей, а в автобусе - до 9 рублей. Автопредприниматели фактически такие тарифы и предлагают - 12 и 10 рублей соответственно.
"Вся наша работа зависит от тех денег, которые привозит автобус с рейса, - заявил на специальной пресс-конференции председатель городского общества автопредпринимателей, генеральный директор компании "Евробус" Валерий Леонов. - А автобусы привозят с рейсов денег недостаточно из-за существующих тарифов. Мы вынуждены экономить на качественной резине, хороших запчастях, обновлении подвижного состава и на зарплате". Я вспоминаю, как лет восемь или девять назад мне довелось готовить материал в газету "Свободный курс" о первом в Барнауле двухэтажном автобусе марки MAN, который привез в город как раз Валерий Леонов. И тогда он говорил, что двухэтажка нужна для того, чтобы повысить сборы с маршрута со всеми отсюда вытекающими. То есть за прошедшее десятилетие проблемы у операторов рынка остались фактически прежними.
В этой связи закономерным образом прозвучало на прошлой неделе заявление Олега Юдина, заместителя председателя городского комитета по транспорту, информагентству "Банкфакс", который возложил вину за происходящее на… краевой орган. Действительно, как указывает г-н Юдин, полномочия по определению тарифов на пассажирские перевозки в настоящий момент передаются с краевого уровня (из ГУЭИ) на муниципальный. Соответствующее решение должно быть узаконено депутатами. В первом чтении постановление было принято на сессии крайсовета, а вот до второго и окончательного дело так и не дошло. И здесь ничего удивительного нет - кто же будет ускорять вопрос повышения тарифов на пассажирские перевозки в период предвыборной кампании. Его мог бы попытаться ускорить сам городской комитет по транспорту, если он был так сильно обеспокоен судьбой предпринимателей. Но сделать это у него не хватило мужества.
Теперь выборы прошли, постановление крайсовета, скорее всего, будет принято, но право устанавливать тарифы муниципалитеты получат только с 1 января 2008 года. А там будут праздники, длинные январские выходные, еще немного времени потребуется чиновникам на анализ документов, представленных пассажироперевозчиками, для обоснования новых тарифов и прочее. А по весне уже следующие выборы - в Законодательное собрание.
И еще буквально два слова об эмоциях пассажиров. Гневные возгласы о том, что лучше бы сначала повысили не стоимость проезда в транспорте, а качество предоставляемой услуги, имеют право на выход. Поездка в наших автобусах и маршрутках - это действительно не прогулка с экскурсией по Версалю. Даже по отремонтированному Павловскому тракту. Но на проблему можно посмотреть иначе. Повышение стоимости проезда - это и возможное повышение качества. Требуйте качества! Ведь если чиновники во время того же конкурса говорят о том, что все делают для комфорта и удобства пассажиров, а потом забывают об этом и пропускают на линии китайские консервные коробки, то кто же им теперь поверит? Какая жизнь - такой и транспорт.
Самое важное - в нашем Telegram-канале