Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене
Экономика

Эксклюзивное интервью гендиректора «Ростсельмаша» Сергея Лебедева

5 сентября в Поспелихе состоялся выездной семинар Главного управления сельского хозяйства администрации Алтайского края, посвященный проблемам обновления технического парка. Руководители двух ведущих предприятий страны в области сельхозмашиностроения — «Ростсельмаш» и красноярский «Сибмашхолдинг» — представляли свои последние разработки. Ростовчане предлагали модель «Дон-091», а красноярский завод комбайнов — «Енисей-950». Комбайны получили высокую оценку алтайских руководителей хозяйств. После семинара генеральный директор «Ростсельмаша» Сергей Лебедев дал эксклюзивное интервью нашей газете.

— Сергей Николаевич, вас, как руководителя крупнейшего в стране предприятия сельхозмашиностроения, не беспокоит тот факт, что второй год подряд на отечественном зерновом рынке стабильно наблюдается кризис перепроизводства?

— Конечно, беспокоит. Мы прекрасно понимаем, что если крестьянин будет продавать зерно по низким ценам, у него не будет возможности обновлять технику.

Я вижу только один выход из этой кризисной ситуации. Надо развивать отечественное животноводство. Безусловно, нам необходимо увеличивать экспорт зерна, создавать условия для выхода российской зерновой продукции на мировой рынок. В этом году Россия, возможно, увеличит объемы экспортных поставок зерна. Мне известно, что Ростовская область уже продала за границу 1 млн. тонн пшеницы. Но нам повезло, что конъюнктура рынка так изменилась. В Европе наводнение, в Австралии и США — засуха, в Канаде — дефицит урожая в размере 8 млн. тонн зерна. Но на следующий год этого не будет, а российское зерно, поверьте, на мировом рынке никто не ждет. Если вы помните, в течение года Евросоюз неоднократно поднимал экспортные пошлины только для того, чтобы не пустить Россию на зерновой рынок.

А развитие животноводства предполагает постепенный отказ от закупок импортной мясной продукции. Я недавно читал отчет Минсельхоза РФ, где говорится, что в нашей стране выпускается 40% экологически чистой продукции, а в странах ЕС — только 7%.

— А ваше предприятие на мировой рынок выпускают?

— Постепенно. Но здесь необходимо понимать, что такое мировой рынок. На Западе существует целая система сертификации, которая является шлагбаумом на нашем пути. Но западные страны никогда и не были перспективными рынками сбыта для «Ростсельмаша». Во времена СССР наш завод поставлял комбайны в 57 стран мира. В том числе — в Канаду и США. Но основными покупателями были страны Восточной Европы, Ближний Восток, Китай, Монголия и Африка. Если анализировать наши нынешние перспективы на мировом рынке, то сегодня мы поставляем комбайны в СНГ, хотя из-за изменившейся политической обстановки Белоруссия стала сокращать объем закупок. Начались поставки комбайнов «Дон-1500» в Ирак, есть небольшие договоры о поставках в страны Прибалтики и Болгарию для местных фермеров.

Конечно, нам хотелось бы расширять рынки сбыта. Но стратегию продвижения необходимо тщательно прорабатывать. Экспортировать комбайны на Запад можно и нужно, но для этого необходимы серьезные инвестиции. Надо создавать склады запчастей, учитывать расходы на рекламу и т.д. А это предполагает колоссальные расходы, которые необходимо отвлекать с предприятия. Мы к этому пока не готовы.

— А если Россия вступит в ВТО, и внутренний рынок откроется для иностранных производителей комбайнов…

— …для нас ничего не изменится. Сегодня размер пошлины на ввоз комбайнов в страну составляет всего 5%, конкуренция с иностранцами достаточно жесткая. Мы обеспокоены лишь тем, что за бюджетные деньги государство не имеет права покупать импортные комбайны. В этом должна заключаться отечественная система поддержки отрасли. Ведь «Ростсельмаш» и «Сибмашхолдинг» могут вместе закрыть потребности всей России. Мы можем производить 86 тысяч комбайнов в год, красноярцы — 29 тысяч комбайнов. А потребность России составляет пока около 40 тысяч комбайнов.

— Вы на семинаре представляли новинку — комбайн «Дон-091». Как долго разрабатывалась эта модель? Как вы намерены продвигать ее на рынок?

— «Ростсельмаш» серьезно приступил к разработке «Дона-091» в 2000 году. Три года мы проводили испытания комбайна, исправляли его недостатки, на которые указывали будущие покупатели. Теперь машина готова, и в 2003 году мы начинаем серийное производство. Для начала выпустим 100 машин в год. Цена комбайна будет составлять примерно 40−45 тысяч долларов.

Мы понимаем, что это не окончательный вариант комбайна. Рынок требует, чтобы раз в три года «Ростсельмаш» выпускал новую модель комбайна. «Дон-091» сконструирован лучше, чем предыдущая модель — «Дон-1500». Это определенно самый современный сегодня зерноуборочный комбайн в классе машин с пропускной способностью 5−6 кг хлебной массы в секунду. «Дон-091» способен выйти в лидеры в своем классе машин по производительности, удельному расходу топлива, технологическим показателям. А продавать его мы будем через свою дилерскую сеть.

— Почему «Ростсельмаш» не имеет сегодня представительства в Алтайском крае? Может быть, создание такого филиала увеличило бы объемы продаж…

— Наша дилерская сеть, как живой организм, постоянно совершенствуется и развивается. Ведь главный залог эффективности дилерской сети — умение быстро реагировать на любое изменение рынка. Появился, к примеру, в стране «Росагролизинг», отчасти меняется и стратегия продаж. В следующем году мы рассчитываем реализовать в Алтайском крае 300 комбайнов. Это достаточно солидный объем, свидетельствующий о правильно выбранной стратегии продаж. Поэтому представительство нам не требуется.

— Каковы перспективные планы «Ростсельмаша»?

— Прежде всего, завод должен быть конкурентоспособным по отношению к отечественным и зарубежным производителям комбайнов. Первое условие такой конкурентоспособности — качество, соответствующее мировому уровню. При этом цена у нас должна быть ниже, чем у конкурентов. А это возможно только тогда, когда завод резко уменьшит издержки производства.

Именно с этой целью ростсельмашевские заводы «Конорд», завод цветного литья и другие, оставаясь наряду с «Ростмельмашем» в составе финансово-промышленного холдинга «Новое содружество», выделены в самостоятельные предприятия. Выделив из состава завода несколько подразделений, загруженных «комбайновыми» заказами на 10−20%, мы сумеем избежать излишних издержек.

Кроме того, здесь с Владимиром Михайловичем (беседа состоялась в кабинете генерального директора «Алтайдизеля» Владимира Захарова — Прим. редакции) мы обсуждали возможность вхождения «Нового содружества» в состав акционеров «Алтайдизеля». Пока никаких подробностей сообщить не могу, кроме той, что барнаульский завод является одним из стратегических поставщиков нашего предприятия.

Максим УГЛОВОЙ

Подписка на еженедельную рассылку самых полезных новостей
Пользователь согласен на получение информационных сообщений, связанных с сайтом и/или тематикой сайта, персонализированных сообщений и/или рекламы, которые могут направляться по адресу электронной почты, указанному пользователем при регистрации на сайте.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость