В Алтайском крае структурой, уполномоченной на подготовку и проведение закупок для государственных и муниципальных нужд, является Главное управление экономики и инвестиций. Это ведомство регулярно публикует информацию о проведенных торгах и суммах бюджетных средств, сэкономленных за счет этого. Однако за каждой цифрой стоят конкретные предприятия – участники торгов. Поговорить об их проблемах, связанных непосредственно с электронными аукционами, «ВД» пригласило следующих экспертов:
– Андрей Косой , исполнительный директор фармацевтической компании «Кватро», председатель Алтайской региональной общественной организации «Оптимизация здравоохранения»;
– Елена Неверова , руководитель специализированной организации «Центр государственного заказа»;
– Сергей Хлесткий , исполнительный директор «Сибирского аукционного дома».
Алтайская коллизия
«Электронные аукционы были введены законодательно для расширения возможностей поставщиков в размещении заказов, – говорит Елена Неверова. – Это должно было стать одной из мер, которые позволили бы обеспечить гласность и прозрачность размещения, более эффективно использовать бюджетные средства и т. д.».
Андрей Косой: «Электронный аукцион как форма торгов и ранее применялся в коммерческих закупах. С учетом того, что речь шла, как правило, о закупке однородного товара, эта технология была эффективна. В принципе, аукционы при правильном подходе эффективны и при размещении государственного заказа. Законодательством определен перечень товарных групп, закупаться которые должны только через аукцион. Но заказчик имеет право выбора, какие торги провести, – открытые или электронные. И эта норма породила в крае серьезную коллизию: у нас уполномоченный орган предпочитает максимум аукционов проводить именно в электронном виде. Как представитель фарм-бизнеса могу сказать, что это породило колоссальное количество проблем».
«Желающих ради контракта на сумму в 80–100 тыс. рублей искать информацию, правильно готовить документы, везти их в Барнаул, было очень мало, – констатирует Сергей Хлесткий. – Постепенно ситуация меняется, и электронные торги – один из вариантов решения проблемы».
Добро пожаловать на сайт!
Первые шаги любого участника электронного аукциона будут связаны со знакомством с интернет-порталом госзакупок. В крае такой специализированной площадкой является ресурс www.gzalt.tu. По мнению Елены Неверовой, этот сайт демонстрирует массу возможностей, но большинством из них пользоваться неудобно:
– Поставщику здесь трудно найти как информацию по конкретному конкурсу, так и все аукционы по интересующей его тематике. Для просмотра документации приходится искать ее на различных страницах: документы на конкурс, документы на лот, внесенные изменения и т. д. Данные иногда предоставляются в защищенном от копирования или распечатки виде. Конкурсы распределены в трех разделах: государственные, муниципальные, совместные. С точки зрения поставщика, это не имеет смысла, конкурсы приходится искать последовательно в каждом разделе.
Есть у Елены Неверовой и другие претензии к навигации ресурса: «Систему, когда нажатие одной кнопки в разных ситуациях вызывает разные действия, не назовешь удобной. Список закупок выводится по 10 конкурсов на одну страницу. Интернет-адрес есть только у первой страницы. Поэтому при обновлении браузера во время сбоев, которые происходят регулярно, открывается первая страница, а не та, на которой произошел сбой…»
Сергей Хлесткий также отмечает сложность системы для освоения и использования, но с небольшой оговоркой: «Зачастую собственное неумение пользоваться современной техникой подменяется претензиями к самой системе». «Однако нельзя не отметить очень неудобный поиск закупок, – продолжает он. – В нем сложно разобраться, и он не всегда выдает соответствующую информацию. Так как в основном отображения закупки не структурированы, получается информационная каша. Само участие в торгах тоже подразумевает не совсем тривиальные действия по установке сертификатов электронной цифровой подписи и не очень интуитивно понятный процесс отображения информации».
По словам Андрея Косого, компаниям, регулярно принимающим участие в электронных аукционах, приходится содержать для этих целей отдельных штатных специалистов. А Елена Неверова и Сергей Хлесткий добавляют, что региональная торговая площадка в части электронных аукционов не соответствует ряду федеральных требований. Например, отмечают эксперты, подача предложений по цене контракта осуществляется через незащищенное соединение, а сами участники не получают, как того требует законодательство, индивидуального кодового номера и не видят своих конкурентов по тому или иному лоту.
Цена – не истина
Говорит Андрей Косой:
– Самое главное в электронных торгах – это цена контракта. Кто указал минимальную сумму – тот и победитель. Однако здесь есть несколько очень важных «но».
Во-первых, в крае уполномоченная организация, насколько я знаю, не имеет физической возможности вести качественный мониторинг цен на различных рынках. А мониторинг и экспертиза нужны по каждой отрасли, по каждому направлению госзаказа. Вчера заводы продавали анальгин по два рубля, сегодня – по пять. Но уполномоченный орган завтра выставит минимальную цену по вчерашней, «победной» цене – два рубля, не учитывая изменившуюся конъюнктуру рынка. Поэтому многие аукционы и признаются несостоявшимися. Просто нет такой цены на рынке!
«О каком качестве может идти речь, – задает вопрос кураторам госзаказа Елена Неверова, – если критерием оценки является цена? Если конкурс на поставку молока в детские сады выигрывает Новосибирск, предложивший более низкую цену, а дети отказываются пить это молоко, потому что оно прокисло, пока его везли из соседнего города».
«Во-вторых, – продолжает «ценовую тематику» Андрей Косой, – при электронных торгах нет такого понятия, как шаг аукциона. Предположим, начальная цена – 100 рублей. Я предлагаю 99,9 рубля. Если через час никто цену не понизит, я – победитель. Однако если за 60 минут кто-то снизил цену, например, до 99,8, аукцион продолжается. И это может длиться не только часами, но и днями. Причем не все участники «играют» здесь с целью стать победителем. У некоторых цель – просто «сбить» цену.
«Процедура электронного аукциона в итоге может длиться и три, и пять, и шесть суток. Это реально зафиксированные в крае сроки, – свидетельствует Сергей Хлесткий. – При этом аукционы не приостанавливаются на ночь».
Третий «ценовой фактор», отмеченный нашими экспертами, связан с тем, что на электронном аукционе, ориентированном на минимальное предложение, «никто не смотрит, кем является потенциальный победитель, сколько лет он работает на рынке и какая у него репутация». «Поэтому выйти «поиграть» может любой дядя из далекого города Н. или К. Да, он «уронит» цену контракта до минимальной и будет признан победителем. Но готов ли он исполнять обязательства по контракту – большой вопрос. Даже если нет, по сути, ему за это ничего не будет. Судится с таким «победителем» экономически невыгодно и крайне затратно по времени», – считает Андрей Косой.
А Сергей Хлесткий в связи с этим видит и другую грань проблемы: «С учетом того, что характеристики поставляемых товаров на электронных торгах участником не предоставляются и заказчиком не рассматриваются, очень часто происходят следующие ситуации: победитель при подписании контракта начинает навязывать заказчику технику с другими характеристиками, утверждая, что это – эквивалент требуемой».
Официально
Портал госзакупок постоянно совершенствуется
По запросу «ВД» Главное управление экономики и инвестиций предоставило свое видение ситуации с организацией электронных торгов (текст публикуется с сокращениями):
– С начала года в крае проведено 383 аукциона в электронной форме на общую сумму начальных цен контрактов по состоявшимся лотам более 560 млн. рублей. Это составляет свыше 47% от общего количества конкурсных процедур, почти 10% совокупного объема закупок. Эффект от снижения цен составил более 55 млн. рублей, а экономическая эффективность – 9,7%.
Электронные аукционы являются стандартной формой размещения заказа в регионе. Это самая прогрессивная форма закупки, наиболее прозрачный и быстрый способ размещения заказа. Такая форма торговли привлекательна для субъектов малого предпринимательства края и позволяет шире привлекать их к реализации закупок.
Постоянно увеличивается и количество участников размещения заказа, зарегистрированных на электронной торговой площадке края, – на сегодня их число составляет около 2 тысяч.
Электронные аукционы наиболее эффективны при закупке товаров с однозначно описываемыми свойствами, не требующими всесторонней оценки. Данный способ дает возможность дистанционного участия поставщиков, что позволяет значительно увеличить количество участников, а также исключает субъективную оценку предложений участников.
Уполномоченным органом проводится постоянная работа по совершенствованию портала государственных закупок Алтайского края, устраняются замечания, выявленные в процессе эксплуатации, учитываются пожелания пользователей, совершенствуется дизайн. Конечной целью является его доступность для самого широкого круга пользователей.
Распределение закупок в крае по сумме контрактов (в %)
Электронный аукцион – 77,21
Открытый аукцион – 16,78
Открытый конкурс – 3,09
Закрытый конкурс – 2,90
Источник: Портал государственных закупок Алтайского края (www.gzalt.ru)
Распределение закупок в крае по количеству (в %)
Электронный аукцион – 70,06
Закрытый конкурс – 21,35
Открытый аукцион – 7,11
Открытый конкурс – 1,45
Источник: Портал государственных закупок Алтайского края (www.gzalt.ru)
Справка
Что предлагают участники торгов
- Создать совместно с ГУЭИ Алтайского края рабочую группу по усовершенствованию системы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. В рамках законодательной инициативы подготовить материалы для внесения изменений в ФЗ-94.
- Рабочей группе выйти с предложениями к администрации края:
а) провести конкурс на разработку регионального классификатора для модернизации краевого сайта госзакупок;
б) решить вопрос о передаче на конкурсной основе подрядов отраслевым специализированным организациям с целью проведения экспертиз, контроля над исполнением работ и т. д.
- Создать контролирующий орган по исполнению контрактов, в который бы входили члены Общественного совета по предпринимательству при губернаторе, участники Общественной палаты и АСП. Цель создания органа – соблюдение законности и создание преград коррупции в сфере размещения заказов.
- Внести предложение в АКЗС о разработке и принятии регионального закона о размещении заказов.
Источник: Резолюция «круглого стола» «Актуальные вопросы размещения государственного заказа в Алтайском крае» (состоялся в июне 2008 года).


