Экономика

Эксперты мирового уровня обсудили будущее телекома

Ведущие мировые специалисты в области телекоммуникаций говорят о том, что в отрасли может наступить кризис, если не будут скорректированы стратегии развития компаний. Эта тема обсуждалась 18 июня на одной из сессий "Петербургского международного экономического форума-2010". Сети телекоммуникационных компаний отстают от потребностей пользователей в обмене данными и пока не способны их удовлетворить. Запросы абонентов в ближайшие годы будут увеличиваться. При этом появляются новые технологии для обмена информацией (Skype, социальные сети), популярность которых растет. Они могут составить серьезную конкуренцию сотовой связи.

Михаил Хаустов

Тема одной из сессий форума, посвященной телекоммуникациям, была обозначена как "Будущее телекома: призрачно или прозрачно?". В ней приняли участие менеджеры высшего звена российских и международных компаний, работающих в отрасли связи, консалтинге, производящие софт и оборудование для телекома. Основную проблематику, которую предлагалось обсудить на сессии, обозначил модератор Алексей Пушков, директор Института актуальных международных проблем Дипломатической академии Министерства иностранных дел РФ.

Алексей Пушков,
директор Института актуальных международных проблем Дипломатической академии Министерства иностранных дел РФ:

Телекоммуникации — это область, где мы постоянно сталкиваемся с будущим, мы уже живем в этом будущем. Сейчас телекоммуникационные компании очень мощные и влиятельные. Останутся ли они таковыми? Проникновение связи постоянно увеличивается. Но при этом бизнес в этой отрасли становится менее прибыльным. И некоторые эксперты говорят о том, что она идет к закату. Другие утверждают, что надежда есть и компании приспосабливаются к новым направлениям спроса. Какие компании могут наилучшим образом воспользоваться новыми стратегиями роста? Каким образом облачные вычисления и инновационные технологии отразятся на отрасли?

Пол Эрик Шотиль, управляющий тренер McKinsey, назвал несколько цифр, характеризующих развитие телекома в последние годы. По его словам, выручка российских телекоммуникационных компаний в 2008 году составила 600 млрд. рублей, а в 2009-м — 1,3 трлн. рублей.

Пол Эрик Шотиль,
управляющий тренер McKinsey:

То есть рост был значительным. Хотя некоторые эксперты уже несколько лет назад прогнозировали снижение прибылей в телекоме. Но на их рост повлияли несколько факторов: увеличение абонентской базы за счет развивающихся стран, увеличение объема потребляемых услуг мобильной связи и значительный рост передачи данных. В некоторых регионах он достигал 200%.

При этом, по его словам, сейчас прибыли телекоммуникационных компаний действительно снижаются, потому что операторы еще не научились монетизировать дополнительные сервисы (доступ в Интернет, приложения для телефонов, собственные ресурсы в Интернете и др.) настолько же хорошо, как голосовые услуги. Кроме того, сети сейчас просто переполнены.

Пол Эрик Шотиль,
управляющий тренер McKinsey:

Это дает нам возможность говорить о двух сценариях развития телекома. Первый: операторы не смогут монетизировать новые услуги, и их прибыли будут снижаться. Новые платформы, такие как Google и Apple, будут отнимать у них доходы. Второй: развитие операторов просто замедлится, и они будут по-прежнему сохранять возможность монетизировать свои услуги и развивать предложение именно в сфере мобильных услуг.

Однако Александр Изосимов, главный исполнительный директор VimpelCom.Ltd, не согласился с мнением, что операторы должны развиваться в направлении приложений. Он смотрит в завтрашний день телекома с оптимизмом.

Александр Изосимов,
главный исполнительный директор VimpelCom.Ltd:

Я считаю, что для нас будущее лежит в том, что мы лучше всего умеем. Наша отрасль, с одной стороны, очень быстро развивается, а с другой — превращается в груду старья. Чтобы этого избежать, нужно постоянно искать новые подходы. Операторы привыкли к тому, что основным вектором развития является передача голоса. Но сейчас парадигма меняется. В будущем 90% трафика составят именно данные. Это новый мир, и мы пока не знаем, как в нем работать, как монетизировать эту услугу. Рост конкуренции напомнил нам, что клиент принадлежит не нам, а самому себе.

Выход из этой ситуации г-н Изосимов видит в поиске новых возможностей и внедрении инноваций.

Александр Изосимов,
главный исполнительный директор VimpelCom.Ltd:

Может быть, нужно каким-то образом развивать инфраструктуру или как-то по-особому работать с потребителем. Необходимо очень осторожно выбрать.

Михаил Шамолин, президент "МТС", также считает, что в будущей IT-экосистеме для операторов мобильной связи найдется свое место.

Михаил Шамолин,
президент "МТС":

Через три – пять лет реальностью станет то, что основная часть пользователей будет связана с Интернетом через смартфоны. И в данном случае без операторов не обойтись. Потому что такие компании, как Google, не имеют своей инфраструктуры, а пользуются той, что есть у операторов связи. Кроме того, в области передачи данных можно создать такие решения, в частности, для бизнес-клиентов, о которых люди еще не думали.

Некоторые эксперты предложили и другие направления, в которых можно развивать телекоммуникационный сектор. Например, Джон Фредерик Баксаас, президент и главный исполнительный директор Telenor Group, в их числе назвал финансовые услуги, которые можно оказывать совместно с банками. По его мнению, операторы смогут обеспечить необходимую для этого степень защиты информации. Уоррен Файнгольд, главный исполнительный директор Vodafone, выразил мнение, что нужно двигаться в сторону дополнительных услуг для различных категорий абонентов, и именно они могут обеспечить конкурентное преимущество и выделить компанию среди других.

Итог дискуссии подвел Александр Изосимов.

Александр Изосимов,
главный исполнительный директор VimpelCom.Ltd:

Очевидно, что отрасль телекома сейчас проходит через тектонические изменения, — сказал он. — И в этих условиях необходимо в первую очередь понять, что делать и как делать. Это самое сложное. Но я также уверен, что отрасль не умерла и не умрет в ближайшем будущем. Потому что рост, с которым ей приходится справляться, огромный. И в конечном счете мы с ним справимся.

Справка

McKinsey & Company — международная консалтинговая компания, специализирующаяся на решении задач, связанных со стратегическим управлением. В качестве консультанта сотрудничает с крупнейшими мировыми компаниями, государственными учреждениями и некоммерческими организациями. В McKinsey & Co. работает около 9 тыс. консультантов в 90 офисах, открытых в 50 странах мира.

VimpelCom.Ltd — группа компаний, в которую входят операторы связи, предоставляющие различные услуги в России, Казахстане, Украине, Таджикистане, Узбекистане, Грузии, Армении, Кыргызстане, Вьетнаме и др. Штаб-квартира группы находится в Амстердаме. Компании группы работают под брэндами "Билайн" и "Киевстар".

Vodafone Group plc — британская компания, крупнейший в мире по объему выручки оператор сотовой связи. Штаб-квартира — в Ньюбери, графство Беркшир. На 31 декабря 2008 года Vodafone оказывала услуги мобильной связи 260,5 млн. пользователей (второй показатель в мире после China Mobile) в 25 странах мира. В России является партнером компании "МТС".

Источники: Википедия, пресс-служба Барнаульского филиала "ВымпелКом".

P. S. Редакция выражает благодарность компании "МТС" за предоставление возможности корреспонденту редакции газеты "Ваше дело" посетить "Петербургский международный экономический форум-2010".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость