Экономика

Эксперты обсуждают ближайшее будущее рынка охранных услуг

1 января 2010 года в силу должен вступить ФЗ № 272, который установит ряд новых правил на рынке охранных услуг. За три с небольшим месяца до этого события руководители ЧОПов продолжают настаивать на введении моратория на данный закон, приводя вполне весомы аргументы. Впрочем, не все эксперты, которых газета "Ваше дело" пригласила обсудить эту тему, придерживаются пессимистичных взглядов.

Об изъятии оружия у ЧОПов речи не идет

Марина Суворина, начальник отдела лицензионно-разрешительной работы ГУВД Алтайского края, не так давно оказалась в непростой ситуации. В ходе "круглого стола", участницей которого она являлась, руководители ЧОПов очень эмоционально рисовали дальнейшую негативную перспективу рынка частной охраны, и г-же Сувориной пришлось парировать наиболее острые стрелы в адрес нового закона. Впрочем, уже сейчас понятно, что человеку, который после 1 января 2010 года будет курировать в ГУВД сферу частной охраны, придется решать и более сложные задачи. 

— Марина Анатольевна, руководители ЧОПов больше критикуют, чем одобряют, изменения в отраслевом законодательстве, которые должны вступить в силу 1 января. На ваш взгляд, какие ключевые перемены несет новый закон для сферы охраны в целом?

— Ключевых изменений два. Первое связано с возможным приостановлением деятельности частных охранных предприятий органами внутренних дел. Напомню, ранее это осуществлялось только в судебном порядке. После 1 января 2010 года органы внутренних дел смогут самостоятельно приостановить деятельность ЧОПа на один месяц, а если организация не устранит нарушения — на шесть месяцев, но только по решению суда. Органы внутренних дел в период рассмотрения судом искового заявления вправе приостановить деятельность частного охранного предприятия.

Второе изменение: с 1 января 2010 года охранные фирмы не будут иметь возможности самостоятельно приобретать огнестрельное оружие. Они смогут только брать его в аренду в органах внутренних дел. Получив соответствующую заявку, мы будем отслеживать количество лицензированного состава данной организации, наличие уже имеющегося оружия. Если все будет соответствовать закону, мы, естественно, данную заявку удовлетворим, и охранная структура получит полагающееся ей число единиц огнестрельного оружия.

В законе говорится, что в случае отказа частных охранных структур от принадлежащего им оружия оно может безвозмездно передаваться в федеральную государственную собственность. В этом случае расходы, связанные с приобретением и транспортировкой оружия, владельцу не возмещаются. Но затем частное охранное предприятие сможет взять его в аренду, не уплачивая никаких денег. Так что ни о каком принудительном изъятии огнестрельного оружия у ЧОПов речи не идет. Я это подчеркиваю.

— Но ЧОП может и не передавать оружие в органы внутренних дел?

— Пока получается, что да.

— Насколько вероятно, что будет введен мораторий на вступление в силу ФЗ № 272?

— На мой взгляд, мораторий вряд ли состоится.

— Но руководители ЧОПов утверждают, что государство само до сих пор не готово к тому, чтобы закон с 1 января вступил в силу. Например, не приняты необходимые постановления правительства, нет новых бланков для удостоверений охранников.

— Постановление, регламентирующее выдачу удостоверения частного охранника, уже принято. Как и постановление о регламенте сдачи квалификационного экзамена. Да, новых бланков удостоверений пока нет. Документы с такими степенями защиты изготавливает Гознак. Соответственно, это федеральная собственность, и должно быть финансирование из федерального бюджета. В постановлении правительства финансирование выпуска данных бланков уже предусмотрено. Го­знак выпустит их в приоритетном порядке, и в I квартале 2010 года мы уже планируем получить новые бланки.

— В чем был главный смысл дробления лицензируемых видов деятельности?

— Лицензия будет одна. Но в ней будет несколько позиций, в которые можно вписывать определенные виды деятельности. И только два вида деятельности будут кардинально отличаться от других — охрана мест с массовым пребыванием граждан и пультовая охрана.

— Представители ЧОПов говорят, что благодаря дроблению лицензии государство сможет ими легко манипулировать и ограничивать.

— Я думаю, что практически у всех ЧОПов в лицензиях будут открыты все виды деятельности, кроме пультовой охраны. Закон в прежней редакции тоже предусматривал обслуживание технических средств и использование их при охране объектов. Но в нем не было четкой ссылки на то, что этим может заниматься именно частное охранное предприятие. С 1 января ЧОПы должны приобрести в собственность пульты централизованного наблюдения и создать группы быстрого реагирования.

— При сдаче квалификационных нормативов охранник должен знать ответы на несколько тысяч вопросов. Скажите, зачем ему знать, например, начальную скорость пули пистолета Иж? Или вес пули?

— Я полагаю, что охраннику знать это нет острой необходимости. Для него главное знать нюансы правильного применения огнестрельного оружия, а также меры и пределы его полномочий. Тем не менее эти перечни вопросов, о которых вы сказали, и соответствующие приказы формируются в МВД России. А приказы не обсуждаются.

Мы получим хаос и массу противоречивых мнений

Иван Служак, учредитель ЧОП "Сфера" объяснил, почему необходимо ввести мораторий на ФЗ № 272. 

— Иван Васильевич, среди руководителей ЧОПов обсуждается тема возможного введения моратория на вступление в силу ФЗ № 272. На ваш взгляд, насколько это реально?

— Мораторий может быть введен в связи с тем, что само государство пока не может обеспечить вступление данного закона в силу. Вступление закона в силу подразумевает определенные государственные затраты, например, на печать бланков удостоверений охранников. Есть информация, что Минфин еще не принял решение о финансировании производства данных бланков, которые изготавливаются Гознаком.

Плюс до сих пор так и не принято большое количество необходимых подзаконных нормативных актов. Например, нет постановления правительства, регламентирующего порядок лицензирования. Если государство не подготовило необходимую правовую базу для закона, то о каком его вступлении в силу может идти речь?

Также добавлю, что до сих пор в тексте закона остаются некоторые двусмысленности, а отдельные его положения противоречат другим нормам федерального законодательства.

— Если мораторий все же будет введен, можно ли будет констатировать, что в этом есть в том числе и заслуга руководителей региональных ЧОПов, которые заняли консолидированную позицию по этому вопросу?

— Нет. Эффективно лоббировать на федеральном уровне ту или иную норму способна лишь группа крупных московских охранных структур. Но многим из них, находящихся в хороших отношениях с МВД, новая редакция закона как раз выгодна. И лоббировать мораторий они не будут.

Если говорить о региональных ЧОПах, то жесткую позицию в работе с администрацией и краевым законодательным органом нужно было занимать еще на стадии подготовки законопроекта. Ведь перед направлением в Госдуму проект закона проходит обсуждение на уровне регионов.

— Руководители ЧОПов, критикуя новый закон, тем не менее говорят, что изменения в законодательство о частной охране были необходимы.

— Я не говорю, что этот закон в целом является плохим. Но ряд его положений позволяет поставить мелкие и средние охранные фирмы в достаточно тяжелое положение. В 1992 году первый профильный закон принимался в том числе и для того, чтобы ветераны МВД, ФСБ и армии могли найти себе место работы после многочисленных сокращений и создать свой маленький бизнес. Сейчас же развились мощные охранные структуры, например "Грифон-В", группа компаний "Оскорд" и т. д., где счет личного состава порой идет на тысячи человек. Таким структурам хочется расчистить поле для более цивилизованных форм работы, выставить адекватные расценки на услуги. Потому что охране сегодня, скажем так, недоплачивают. В том числе из-за наличия мелких фирм с их невероятным демпингом. Естественно, крупные структуры не собираются забрать себе в регионах все. Их интересуют крупные объекты.

— Несколько лет назад газета "Ваше дело" в одной из публикаций позволила себе назвать вневедомственную охрану "конкурентом в погонах" по отношению к ЧОПам. Руководству краевого УВО это крайне не понравилось. Как вы считаете, конкуренция все-таки существует?

— Конечно. Но по части предоставления так называемой пультовой охраны с МВД никто сравниться не может. Кроме того, у них больше полномочий, предоставленных федеральным законодательством.

Что касается физической охраны, то качество услуг, как правило, ничем не отличается, иногда вневедомственная охрана даже уступает. Учтите такой нюанс: есть случаи, когда человека, которому на законных основаниях было отказано в получении удостоверения частного охранника, потом брали на работу во вневедомственную охрану.

Вневедомственная охрана получает расценки за услуги из Москвы, где зачастую не учитываются реалии регионов. Плюс необходимость содержать большой административный аппарат и резервных сотрудников. Это делает цены на услуги вневедомственной охраны непомерными. Тем более в условиях кризиса.

Напомню, что помимо вневедомственной охраны в России существует еще и ФГУП "Охрана". Планировалось, что в 2010 году эта структура будет акционирована. Можно полагать, что контрольный пакет останется у государства, несколько кусков перейдут крупному же бизнесу, а процентов 10 — миноритарным акционерам. Таким образом, появится новый и очень мощный частно-государственный игрок, обладающий широкими полномочиями и развитой филиальной сетью.

— Сергей Кузнецов, руководитель "Ирокез-Холдинга", заявил, что новый порядок обращения оружия ЧОПов является "беспрецедентным фактом национализации имущества". Вы с этим согласны?

— ФЗ № 272 не гласит, что у ЧОПов будут изымать оружие. Он предусматривает, что, в случае если охранное предприятие в добровольном порядке сдает свое оружие на баланс МВД, оно может брать его в аренду у органов внутренних дел безвозмездно. Как это понимать? Давайте подождем соответствующего постановления правительства.

— Если законодательство с 1 января 2010 года все же будет таким, как это предусмотрено сейчас, что ждет региональный рынок охранных услуг?

— Во-первых, приход крупных компаний, которые, используя административный ресурс, заберут лакомые куски. Во-вторых, фактическая парализация деятельности лицензионно-разрешительной системы, курирующей частную охрану. Ведь сотрудник такого подразделения должен обеспечить исполнение закона, но сам не будет иметь такой возможности. В-третьих, это череда исков по различным нормам нового закона.

Что мы получим в итоге? Хаос, анархию, бардак и кучу противоречивых мнений. Впрочем, лично я очень надеюсь, что этого не произойдет.

ЧОПы уже готовятся к судебным процессам

Сергей Кузнецов, генеральный директор охранного холдинга "Ирокез" считает, что после вступления ФЗ № 272 в силу чиновникам придется в спешном порядке дорабатывать и изменять правовую базу. 

 – Сергей Сергеевич, недавно вы назвали ситуацию с передачей оружия ЧОПов на баланс органов внутренних дел "беспрецедентным в современной России случаем национализации частной собственности". Почему?

– Придуман иезуитский способ лишения ЧОПов их собственности – оружия. Не через прямой отъем, а путем ситуации, обставленной законом, в которой мы с 1 января фактически даже не будем иметь права прикасаться к своему оружию, если до этого не сдадим его безвозмездно в МВД. Оно будет опечатано в наших сейфах, мы будем вынуждены ежемесячно платить за его охрану тем же органам внутренних дел. Получается, что нас загнали в тупик. Выхода два. Либо все же подарить оружие МВД, либо сдать "стволы" на реализацию в магазин. Но купить это оружие ни ЧОПы, ни государственные структуры опять же не смогут.

Сейчас говорят и о другом возможном варианте: государство может выделить МВД определенную сумму на выкуп оружия у ЧОПов. Это был бы корректный подход. Но встает вопрос о цене. Если я покупал пистолет за 7 тыс. рублей, а мне предложат за него всего 500 рублей, я, естественно, буду вынужден продать его за эту сумму. Потому что в противном случае не получу вообще ничего.

 – Еще один спорный момент связан с новым порядком приостановления деятельности частных охранных предприятий.

– Любой базовый закон требует массы подзаконных актов. В данном случае их еще крайне мало. Поэтому на местах закон первое время могут трактовать достаточно вольно. И здесь все будет зависеть исключительно от порядочности местных представителей власти, в частности МВД. Потому что придавить практически любое частное охранное предприятие теперь не составит труда. Достаточно приостановить деятельность ЧОПа. А причины приостановления в новом законе крайне расплывчаты и, естественно, могут трактоваться весьма и весьма субъективно. Что это будет означать для такого ЧОПа? На месяц он становится неспособным выполнять свои договорные обязательства. Годами, по крупицам нарабатываемые клиенты вмиг разбегутся, и ни через неделю, ни через месяц их уже не вернуть. Все, ЧОП умер! Именно поэтому я называю данную норму закона колоссальным рычагом возможного давления на неугодные охранные структуры.

 – Во вневедомственной охране сейчас говорят, что не просчитывают дальнейших вариантов развития событий на рынке охранных структур. Как вы считаете, это действительно так?

– Вневедомственная охрана является государевой структурой, там люди получают фиксированные и законные оклады. Поэтому они в принципе не заинтересованы в каких-то глобальных коммерческих проектах и соответствующем финансовом планировании. По большому счету, они занимаются охраной общественного порядка. Это основное направление вневедомственной охраны, и здесь она работает достаточно эффективно. Если же говорить о хозяйственной деятельности, то здесь, думаю, наши коллеги в погонах сейчас живут по принципу: придут к нам клиенты из разорившихся ЧОПов – хорошо, не придут – ничего страшного.

Вы спросили про экономические расчеты. Так вот, все они уже давно сделаны в масштабах России. И не здесь в регионах, а в головных структурах МВД.

 – Ранее вы говорили о скором приходе в регионы крупных охранных структур с запада России. Какие объекты им будут интересны в первую очередь?

– Мощные блоки: заводы, фабрики, крупные сельскохозяйственные производства замкнутого цикла и т. д. Это очень привлекательный пласт.

 – Их приход способен повлиять на ценовую политику частной охраны в регионе?

– Если крупная московская компания просто выйдет на региональные рынки со своими расценками, у нее, скорее всего, ничего не выйдет. Прежде всего такие охранные структуры придут к нам вместе с капиталом. Московским либо западным. Любая финансовая или промышленная группа имеет собственные охранные компании. И заводит их в регионы собственного присутствия. И расценки у этих холдингов совсем другие – выше процентов на 40.

 – Какова, по вашим оценкам, вероятность введения моратория на вступление в силу ФЗ № 272?

– К сожалению, вероятность незначительна. Исходя из сложившейся практики работы российской государственной машины можно предположить, что и на этот раз все будет, как всегда. То есть с 1 января закон окончательно вступит в силу, а потом, переживая неприятное противодействие со стороны субъектов отрасли, чиновники начнут спешно дорабатывать подзаконные акты. Но этому будет предшествовать череда громких судебных разбирательств исковых заявлений в Конституционный суд со стороны руководителей ЧОПов со всей России. Я знаю, они уже сегодня к этому готовятся. В итоге некоторые изменения в нашу пользу в закон все же внесут, но это будет очень несущественно.

Хочу добавить, что новый закон вызвал обвальное недовольство всех без исключения членов нашего профессионального сообщества. Отсюда вопрос: кому и для чего в нашей стране именно сегодня это понадобилось?

Возможно, нам не с кем будет конкурировать

Заместитель начальника Управления вневедомственной охраны при ГУВД по Алтайскому краю Сергей Вдовиченко, сравнив некоторые экономические показатели, предложил читателям самим сделать вывод о том, "кто и сколько зарабатывает".

— Сергей Александрович, вневедомственная охрана и ЧОПы – это конкурирующие структуры?

— Если смотреть с точки зрения хозяйствующих субъектов, то, конечно, да. При этом конкуренция нацелена на создание здорового рынка, когда собственник имеет право и возможность выбрать лучшего исполнителя охранной услуги.

— Можете назвать наиболее важные конкурентные преимущества вневедомственной охраны перед ЧОПами?

— Для клиента в первую очередь важно качество предоставляемых услуг. Ему важно, чтобы заключенный договор действовал, имущество не претерпело никаких изменений, а на охраняемой территории был обеспечен порядок. Плюс мы занимаемся охраной общественного порядка. Работник вневедомственной охраны не может не отреагировать на противоправные действия, происходящие рядом с вверенным ему объектом. Сотрудник же ЧОПа, если это происходит не на его объекте, на происходящее реагировать не будет. Хотя у него есть право участвовать в охране общественного порядка.

— Сотруднику вневедомственной охраны полагается знать начальную скорость пули пистолета?

— Обязательно. Абсолютно все сотрудники вневедомственной охраны в обязательном порядке проходят первоначальное обучение. Оно длится шесть месяцев, в течение которых сотрудник получает минимальное базовое образование в области юриспруденции, основ охраны общественного порядка и т. д. И только сдав квалификационный экзамен, человек допускается к несению службы.

Что касается вопроса о тактико-технических характеристиках огнестрельного оружия, то эти правила сформированы в МВД. Поэтому каждый сотрудник, который пользуется тем или иным служебным оружием, должен знать его тактико-технические данные. Вы же знаете, что в определенных ситуациях человеку даются доли секунды на то, чтобы определить расстояние, возможность применения оружия и т. д.

— Есть мнение, что стоимость услуг вневедомственной охраны является завышенной. Расскажите хотя бы в общих чертах, из чего складывается ценообразование во вневедомственной охране?

— Стоимость наших услуг декларирована постановлением правительства. Установленный базовый тариф корректируется региональной ставкой. Поэтому в разных регионах одна услуга может стоить по-разному. Многое зависит от затрат на содержание сотрудника милиции. Это денежное довольствие, социальные выплаты, затраты на имущество, оружие и т. д.

В настоящий момент у нас базовый тариф для физической охраны составляет 225 рублей в час. У сотрудников частных охранных предприятий тарификация меньше. Средняя заработная плата лицензированного охранника из ЧОПа — 7,5–12 тыс. рублей. У сотрудника милиции уже с учетом всех выплат — в пределах 12 тыс. рублей. Отсюда и можно сделать вывод, кто и сколько зарабатывает. Однако у нас все средства, полученные в результате оказания наших услуг, перечисляются в бюджет. То есть мы не имеем возможности использовать эти денежные средства по своему усмотрению. ЧОП же все, что заработал, расходует на свои нужды и обязательные государственные платежи.

— То есть у вневедомственной охраны есть план по доходам?

— Да. Он устанавливается исходя из представленной нами сметы на определенный год. Мы должны быть рентабельным государственным предприятием. Поэтому план по доходам устанавливается гораздо выше того, что мы потребляем.

— В чем принципиальное отличие ФГУП "Охрана"?

— Это самостоятельное унитарное предприятие, работающее под эгидой МВД. Его сотрудники не имеют статус работника милиции. Я бы сказал, что ФГУП "Охрана" — это некий аналог вневедомственной охраны, созданный для конкурентной борьбы.

— Ранее озвучивались планы по акционированию ФГУП "Охрана"…

— Государство вряд ли полностью отпустит на рынок частную структуру, которая владеет и использует в своей деятельности огнестрельное оружие.

— Вы уже просчитывали, какие изменения могут произойти на рынке после вступления в силу ФЗ № 272?

— Мы не ожидаем серьезных изменений именно в связи с этим законом. Потому что он, по сути, ничего кардинально не меняет ни для нас, ни для ЧОПов.

— Однако есть прогноз, что после 1 января 2010 года на местный рынок начнут заходить крупные охранные структуры из западной части России.

— Для вневедомственной охраны на данный момент более актуальна другая тема. Сейчас мы ждем постановление правительства, которое окончательно урегулирует деятельность государственной охраны. МВД неоднократно запрашивало сведения из регионов для подготовки проекта постановления правительства об объектах, подлежащих государственной охране. Если такой документ появится, то нам вообще конкурировать будет не с кем. Исходя из тех данных, которые мы направили в МВД, в итоге нам, возможно, придется вводить около 380 должностей, для того чтобы полноценно заниматься охраной объектов, вошедших в федеральный перечень.

— Общеобразовательные школы в этом списке есть?

— Ожидается, что они в него войдут. Однако от государства это потребует определенных затрат. Мы уже просчитали, что охрана всех школ Алтайского края предполагает затраты государства в сумме около 62 тыс. рублей в месяц на одну школу. Естественно, в местных бюджетах эти расходы не предусмотрены, поэтому финансирование будет осуществляться через федеральные программы.

Справка

315 ЧОПов зарегистрировано летом этого года в Барнауле.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость