— Юрий Александрович, ваше назначение на пост председателя правления АСП для многих оказалось неожиданным. И накануне нам называли другие фамилии претендентов. Кто и как пригласил вас возглавить союз?
— Для меня приглашение тоже было неожиданным. Все началось со звонка Татьяны Лариной, члена правления АСП, руководителя компании "Русская династия". Она сказала, что моя кандидатура также рассматривается. Я попросил неделю для принятия решения. Потом было еще несколько встреч, которые помогли мне проанализировать, насколько мне по силам эта общественная работа.
— Чем вы руководствовались, приняв в итоге предложение?
— В предпринимательской среде я давно — уже более 20 лет занимаюсь бизнесом. Общественная деятельность мне тоже отчасти знакома, так как я являюсь председателем совета предпринимателей при главе Индустриального района. Кроме того, будучи депутатом гордумы, я, в принципе, тоже отстаивал интересы предпринимателей. Естественно, ранее я активно взаимодействовал с членами АСП. И вопросы, которые стоят на повестке дня в союзе, мне хорошо известны.
— Но вы в АСП не входили…
— Да. Я вступил в союз незадолго до заседания правления АСП, на котором была предварительно утверждена моя кандидатура.
В АСП я не работал, но общественной нагрузки при этом хватало в совете предпринимателей Индустриального района и в городском координационном совете, которым руководит Юрий Ряполов.
— Были люди, которые отговаривали вас возглавить АСП?
— Моя жена. И мама, конечно.
— Какие лично у вас были аргументы против того, чтобы принять предложение союза?
— Я отдаю себе отчет в том, что эта деятельность отнимет достаточно много времени. Потом, давайте говорить откровенно, эта работа потребует определенной гибкости. Не в моем характере подстраиваться под ситуацию, у меня есть определенные убеждения. И в перспективе возможны, скажем так, столкновения. Ведь предпринимательская среда сама по себе неоднородна. Пересекаются интересы не только бизнеса и власти, но и внутри предпринимательского сообщества. Как правило, это хозяйственные споры, и здесь трудно занять чью бы то ни было позицию. Такие вопросы должны решаться в правовом порядке.
— То есть вы неким арбитром в спорах предпринимателей выступать не намерены?
— Естественно, я буду вникать в предмет спора. И там, где мои моральные принципы будут позволять выступить арбитром, я буду делать это. Но если это спор двух хозяйствующих субъектов, повторюсь, данный спор должен рассматриваться в суде.
Капля в море
— Прежде чем дать согласие, вы наверняка проанализировали, в каком состоянии находится сегодня АСП.
— Я считал и считаю союз работоспособной организацией. Надо отдать должное Павлу Нестерову: при его нагрузке — он депутат АКЗС, бизнесмен, руководитель регионального отделения "ОПОРы России" — союз жил, работал и достиг определенных результатов.
Внутри АСП много вопросов, включая организационные моменты. Поэтому я буду предлагать членам правления несколько поменять структуру союза. Пока не буду озвучивать нюансы, чтобы это не выглядело как уже принятое мною единоличное решение. Но могу сказать, что сейчас, например, недостаточно охвачен такой сектор, как рекламный рынок, недостаточно налажено взаимодействие с естественными монополиями, строительная сфера представлена не так мощно, как хотелось бы.
Информационную политику, на мой взгляд, тоже необходимо менять. Сайт АСП хотелось бы видеть более живым. В век информационных технологий это должен быть динамичный инструмент, которым могло бы пользоваться максимальное количество предпринимателей.
Еще один момент связан с темой бюджета АСП. Мы живем в рыночных условиях, и без денег осуществлять деятельность трудно. Мы понимаем, что прежде практически весь актив союза работал бескорыстно. Более того, еще и платя членские взносы. Я считаю, что люди, которые будут заниматься работой внутри АСП, должны получать за это нормальные деньги и находиться в нормальных условиях.
Проблема взносов замыкается на проблеме членства в АСП. В крае тысячи предпринимателей, и 349 участников АСП — это капля в море. Поэтому привлечение новых членов является одной из основных моих задач. Полагаю, придется серьезно поработать, чтобы замотивировать этих людей на вступление в нашу организацию. Ведь все они очень практичные и задают резонный вопрос: "А что я с этого буду иметь?"
— Все-таки сколько должно быть участников АСП?
— Это опять же к вопросу отношения предпринимателя к внешнему миру. Если он сосредоточен только на своем бизнесе, это не есть плохо. Но если он готов сосредоточиться на общественном поле, надо ему в этом только помогать. Количественные характеристики здесь не являются определяющими. Вопрос о качестве. Чтобы человек приходил в АСП убежденным в полезности этой организации, при этом был готов сам дать что-то союзу.
— Пять лет назад перед АСП ставилась задача провести ротацию, обновить состав активных участников организации. На наш взгляд, задача не была решена. Где взять новых Лариных и Трощий?
— Всегда сложно найти аналог человеку, тем более таким активистам. Но такие люди есть. Предприниматель — это один из наиболее активных, прогрессивных и образованных членов общества. И именно в этой среде есть люди, потенциал которых не раскрыт даже на 10 процентов.
Я считаю, обязательно нужно привлекать к деятельности союза молодежь. Потому что молодой предприниматель уже отличается даже от людей моего возраста. Если мы еще видели период перехода от плановой экономики к рыночной, то молодое поколение проводит свою жизнь сугубо в экономике рыночной. Оно более прагматично, возможно, даже более цинично. Но бизнес по своей сути сам прагматичен и в чем-то циничен.
Добавлю, что я планирую активно взаимодействовать с предпринимателями в районах, выезжать туда, общаться с людьми.
Опасность есть всегда
— У вас нет внутренней опасности, что ваша дополнительная нагрузка в АСП может войти в противоречие с вашим статусом бизнесмена, члена "Единой России". Мы считаем, что именно эти факторы не позволили прежнему председателю союза занять жесткую позицию в ряде вопросов…
— Опасность присутствует даже тогда, когда вы выходите из подъезда на улицу (смеется). Я вам скажу, что членство в "Единой России" для меня никогда не являлось самоцелью. Политическую карьеру я пока выстраивать не собираюсь. Надеюсь серьезно отнестись к той работе, которая будет в АСП.
— А как вы оцениваете уровень развития малого и среднего предпринимательства в крае, а также взаимоотношения власти и бизнеса?
— Край отличается от соседних регионов, причем далеко не в худшую сторону. В Кузбассе средний бизнес живет по другим законам. Там еще вполне нормальным считается разбираться по понятиям, часть бизнеса живет под очень серьезным давлением власти. Предприниматели нашего региона более свободны, это я вам говорю точно. В Новосибирской области ситуация поживее, все-таки столица — город-миллионник, другая покупательская способность, другие рынки сбыта, серьезные транзитные узлы. Ситуацию в Омске и Томске я близко не знаю.
— Все-таки в Алтайском крае вы чувствуете партнерские отношения бизнеса и власти?
— Я вижу желание выстроить такие отношения. Я давно взаимодействую с руководителями, курирующими предпринимательство в городе Барнауле. Я увидел отклик и желание взаимодействовать. Будем сотрудничать.
— Одному из активистов АСП принадлежит фраза: "Власть должна бояться испортить с нами отношения"…
— Почему кто-то должен кого-то бояться? Какая в этом логика? Страх порождает ненависть, та в свою очередь порождает непонимание, которое становится причиной ответных действий. Страх полезен на поле боя — он позволяет сохранить жизнь, а потом, может быть, воодушевит на подвиг. Но у нас что, идет война?
— В годы, когда вы, будучи депутатом Гордумы, активно боролись против "приватизации по-барнаульски", вы чувствовали на себе административное давление за эту борьбу?
— Нет. Были, скажем так, некие беседы, где мне говорили, что я не прав. Мне доказывали, что в ходе приватизации применяется совершенно законная схема, подкрепленная решением Гордумы, в которой я сам состою.
— Когда это решение принималось, вы голосовали "за" или "против"?
— "Против". Схема была понятна: в приватизации муниципальной собственности появляется посредник, который "отжимает" себе серьезные суммы, вырученные городом от продажи недвижимости. При этом бюджет недополучает миллионы рублей.
— Вы не так давно сказали, что многие ваши друзья покинули Россию. У вас имеется вид на жительство в Германии. Не планируете переехать туда на ПМЖ?
— У меня в Германии нет ни квартиры, ни недвижимости. Я родился и живу в Барнауле, и этот город меня устраивает по всем параметрам. Я слабо представляю себя в другом городе, тем более в другой стране. Моя родина здесь.
— Наверняка, после публикации этого интервью многие предприниматели захотят с вами пообщаться как с новым лидером АСП. Можете назвать свои контактные данные?
— Телефон 63-42-63, можете опубликовать и электронную почту — friz2009@yandex.ru. Я готов к общению.
Специальный вопрос
— Вопрос, который мы неизменно задавали всем предыдущим руководителям АСП: союз должен помогать только своим участникам или всем предпринимателям?
— Всем. Но сложно помогать человеку, который помощи не просит. Или не хочет, чтобы ему помогли. Некоторые сосредоточены на своем бизнесе и даже просто в силу своего характера не считают необходимым ходить за поддержкой, обращаться к тем инструментам, которые существуют сегодня. Они не считают нужным выносить свои проблемы на широкое обсуждение, полагая, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Хотя, на мой взгляд, это не всегда верно. Проблемы у всех схожие, и, объединив усилия вокруг их решения, можно помочь всем.
О чем еще рассказал Юрий Фриц
О своем бизнесе
— Наш бизнес — это "Барнаульский завод крупнопанельного домостроения", компании "Сибирь-Контракт", "Русский металл", есть две фирмы, которые будут заниматься новым проектом. На всех предприятиях занято около 150 человек. Сейчас основное направление бизнеса — производство железобетона. Часть продукции поставляем в Кемеровскую и Новосибирскую области. Немного строим сами.
О кадровой проблеме
— На сегодняшний день дефицит рабочих специальностей дикий. Я не преувеличиваю, спросите любого производственника. Днем с огнем не сыщешь квалифицированного не только сварщика или фрезеровщика, токаря или водителя, но и просто разнорабочего. Не знаю, как мы будем эту проблему решать.
О политизированности
— Сейчас все стало излишне политизированно. Есть сугубо экономические вопросы, но зачастую они обрастают чрезмерным политическим содержанием. Например, взаимоотношения с водоканалом, кадастровая стоимость земли. Земельные отношения вообще приняли такую форму, что без некоего чиновничьего расположения решить вопросы очень нелегко. Хотя должна работать система, и она не должна быть завязана на конкретных людях.
О чиновниках и проверяющих
— У нас сегодня на одного работающего приходятся до пяти проверяющих. Они, наверное, нужны, но возникает вопрос: не слишком ли их много? Огромное количество образованных, здоровых и умных людей занимаются непроизводительным трудом, создавая бизнесу, мягко говоря, препятствия. Кому это выгодно? У чиновников должно быть понимание того, что их зарплата падает не с неба — очень серьезная доля при наполнении бюджета приходится на предпринимателей.
Справка
Юрий Александрович Фриц родился 7 июня 1969 года. Окончил барнаульскую среднюю школу № 45, затем политехнический институт по направлению "Технологии роботизированных производств". После института работал в отделе главного технолога завода "Трансмаш". Позднее перешел на работу в созданный отцом кооператив, который занимался конструкторской работой. Параллельно занялся собственным бизнесом, связанным с поставкой и производством оборудования. С 2002 года специализируется на производстве железобетонных изделий.
Женат, старшей дочери 22 года, младшей — 12 лет. Юрий Фриц увлекается чтением, бильярдом, плаванием. В течение последнего года восстанавливает купленный автомобиль "ЗИС-101" 1936 года выпуска.
Самое важное - в нашем Telegram-канале