Экономика

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям принимает меры по противодействию сносу газетных киосков в стране

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям рассмотрело коллективное письмо руководителей ведущих общественных организаций отечественной индустрии печатных СМИ в адрес президента Российской Федерации В.В. Путина, касающееся ухудшения условий для функционирования киосковой розничной сети по продаже прессы в крупных городах Российской Федерации, и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

По данным Роскомнадзора, в настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано около 65 тысяч наименований печатной периодики. В ФГБУН "Российская книжная палата" регулярно поступают обязательные экземпляры примерно 10 тысяч наименований газет и 8 тысяч наименований журналов.

Система распространения прессы - одна из базовых составляющих медийной отрасли. Проблемы, существующие в этом секторе, за последние три года привели к снижению физических продаж тиражей газет и журналов на 12%.

Главным каналом розничного распространения печатных СМИ в России являются киоски. По данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) доля печатных изданий, реализованных через киоски в 2011 году, составляет 47% в общем объеме розничного рынка прессы. Вместе с тем, число газетных киосков ежегодно сокращается. Результаты этого процесса ярко демонстрирует статистика, представленная АРПП: в России одна точка продажи прессы приходится в среднем на 3 -3,5 тысячи жителей, тогда как в большинстве европейских стран один киоск - на 1 тысячу человек.

Проблемы в розничной системе распространения возникают по целому ряду причин.

Первая - высокая стоимость общего объема работ по введению в эксплуатацию киосков прессы.

Практика работы НП "НСРП Союзпечать" показывает, что стоимость киоска по продаже прессы в г. Москве вместе с разрешениями на подключение к сетям и эксплуатацию составляет 850-900 тысяч рублей, в регионах Российской Федерации - 650-550 тысяч рублей. Это существенные расходы для предприятий малого и среднего бизнеса. Кроме того, владельцу киоска в среднем необходимо ежемесячно тратить на его поддержание в рабочем состоянии порядка 24 тысяч рублей.

Вторая причина сокращения количества киосков по продаже печати - многочисленные "эксперименты" муниципальных властей по передислокации киосков прессы в неудобные для потребителей места, реконструкции объектов в нереально короткие сроки под предлогом улучшения дизайна, сносу киосков в связи с прекращением действия договора аренды.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям уделяет проблеме распространения прессы особое внимание. Однако её решение осложняется тем, что схемы размещения нестационарных торговых объектов (строений, не имеющих фундамента), к которым относятся киоски по продаже прессы, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010г. № 772 "Об утверждении правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" утверждаются органом местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Общественные медийные организации и региональные распространители прессы в своих обращениях в Роспечать информируют о неэффективном использовании данного права муниципальными властями городов: Барнаула, Саратова, Петрозаводска, Воронежа, Перми и других.

Третья причина, по мнению заявителей, отсутствие законодательного признания за периодической печатью статуса социально значимой продукции.

В Российской Федерации существуют законодательные акты, закрепляющие за отдельными видами продовольственных товаров статус социально значимых (постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2010г. № 530). На данные виды товаров могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены. По мнению экспертов рынка периодики, этот путь неприемлем для печатной продукции, в связи с чем существует необходимость разработки отдельного нормативного правового акта, закрепляющего за печатной продукцией (за исключением рекламной и эротической) статуса социально значимой.

Подобные проблемы существуют и в системе распространения книжной продукции, которые также требуют принятия конкретных мер.

Система распространения печатной продукции является национальным ресурсом, одним из главных элементов информационной безопасности России и важнейшей формой реализации конституционного права граждан на получение информации, инструментом обеспечения свободы слова и развития в стране демократических процессов, укрепления национального и культурного самосознания её граждан.

Учитывая это, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям считает целесообразным ходатайствовать перед президентом Российской Федерации о принятии следующих мер:

  1. Инициировать проведение заседания Государственного Совета Российской Федерации на тему: "Формирование у граждан России интереса к чтению, книге и периодической печати как фактору укрепления единства информационного пространства Российской Федерации, базовой составляющей интеллектуального уровня нации и инновационного потенциала страны".

  2. Вынести для обсуждения на заседании Совета при президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления вопрос ухудшения условий для функционирования киосковых розничных сетей по продаже прессы в крупных городах Российской Федерации.

Поручить правительству Российской Федерации:

  1. Подготовить проект поправок в Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Указом президента Российской Федерации от 28.06.2007 № 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации". Дополнить Перечень пунктом - "количество точек продаж прессы и книг на 1 тысячу жителей".

  2. Разработать и принять нормативный правовой акт, закрепляющий за печатными изданиями (за исключением рекламных и эротических) статуса социально значимой продукции.

Подготовить предложения по системной экономической поддержке индустрии печатных СМИ и книгоиздания в стране, включая административные, налоговые, таможенные и иные необходимые меры в части:

  • отмены таможенных пошлин на непроизводимые в России сорта мелованной бумаги и картона;
  • введения льготного сквозного НДС в размере 5 % для газет, журналов и книг, за исключением изданий рекламного и эротического характера;

  • списания издателям периодики до 30 % нереализованного тиража с отнесением затрат на себестоимость продукции.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость