Александр Сеслов купил в апреле 2016 года участок и 13 нежилых объектов в селе Мамонтово у "Газпромбанка" — это территория бывшей мамонтовской "Сельхозтехники". Все объекты были в открытой продаже, он заплатил за них 2,5 млн рублей. На покупку взял кредит.
Идея была — разбить территорию на небольшие участки и перепродать их местным предпринимателям. Чтобы те воспользовались, наконец, имуществом бывшей "Сельхозтехники" и смогли расширить свой бизнес.
Около 200 тыс. рублей Сеслов затратил на судебные издержки по уточнению границ участка и новому межеванию границ. Часть новых участков успел продать.
И вот теперь ФНС предъявила ему к уплате земельный налог на сумму 224 757 рублей, который, по расчета Сеслова, завышен в 27 раз. Об этом он написал начальнику межрайонной инспекции ФНС №7 Ларисе Кациной.
Александр Сеслов,
предприниматель:
Уважаемая Лариса Леонидовна!
Вынужден к вам обратиться в связи с невозможностью оплачивать предъявленный вами к уплате налог на землю и налог на имущество.
Имущество было приобретено мною с целью развития бизнеса в районе, чтобы местные предприниматели могли воспользоваться имуществом бывшей сельхозтехники и расширять свой бизнес. Я разделил землю на отдельные участки и объекты и продал часть местным предпринимателям по бросовым ценам, всего на сумму около 800 тысяч рублей.
Убытки от покупки объектов на сегодняшний день составили более 1,5 млн. рублей.
Я понимаю, что вы делаете расчет исходя из кадастровой цены. Кадастровая стоимость, по объяснениям государственных чиновников, это установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определённая методами массовой оценки. И она приближена к рыночной.
Но кадастровая цена, по которой мне рассчитан налог никак не может считаться рыночной или приближенной к рыночной.
Александр Сеслов поясняет, что приобрел земельный участок на открытом рынке за 836 тысяч рублей (согласно договора купли-продажи и платежным документам). Это, собственно, и есть рыночная цена. А расчет в ФНС сделали, исходя из кадастровой стоимости этого участка в размере 22 475 677 рублей, что в 27 раз больше рыночной.
Александр Сеслов,
предприниматель:
Оценку иную, чем грабеж, наплевательство на здравый смысл, беспредел госорганов и разорение меня, как гражданина и предпринимателя, я дать не могу.
Прошу отсрочку
Дальше Сеслов в письме говорит: он понимает, что не налоговая служба делает кадастровую оценку, и не ФНС правила расчетов, что у нее есть определенный круг обязанностей (который ему до конца не известен). Но, тем не менее, он обращается к Ларисе Кациной как уполномоченному должностному лицу, состоящему на госслужбе, с предложениями.
Александр Сеслов,
предприниматель:
- Прошу вас направить мое письмо лицам, уполномоченным разрешить вопрос с кадастровой оценкой, которая абсолютно не приближена к рыночной.
- Прошу вас направить мое письмо вашим вышестоящим начальникам для решения моего вопроса.
- Прошу вас, если это в вашей компетенции, предоставить мне отсрочку или рассрочку платежей, по предъявленным вами налогам не менее трех лет.
- Прошу вас переправить мое письмо лично губернатору Алтайского края.
- Прошу вас предоставить мне ответ в установленный законом срок.
Александр Сеслов отправил письмо в налоговую инспекцию 19 октября.
Тысячи против
Новая оценка кадастровой стоимости земель населенных пунктов в крае вступила в силу еще в 2016 году. Провела переоценку алтайских земель нижегородская компания "Группа комплексных решений", выигравшая торги. Результаты утвердила администрация края, губернатор подписал постановление об этом .
Но с тех пор тысячи недовольных жителей края обращаются в управление Росреестра — оспаривают кадастровую стоимость, требуя установить ее в размере рыночной. Как правило, это намного меньше.
В 2016 году в управление Росреестра по краю поступило 2 382 таких заявления, рассмотрели из них 1773. В этом году поток заявлений уменьшился, но он по-прежнему велик. В сентябре 2017 года в управление поступило 114 заявлений (98 принято, 16 не принято). Годом раньше — 164 (142 принято, 16 не принято, 6 отозвано), приводит сведения Росреестра алтайский МФЦ.
Почти ежедневно краевой суд рассматривает заявления тех, кому в комиссии отказали в пересмотре стоимость. Одна из барнаульских фирм, рекламируя свою услугу, рассказала на своем сайте: ей удалось уменьшить кадастровую стоимость участка в 156 раз (!) — с 17,5 млн рублей до 112 тыс. рублей. Это, впрочем, был рекорд. В большинстве же случаев земельный налог или арендные платежи удается снизить в три-девять раз.
Но для этого нужно и время, и деньги.
Долго и дорого
Председатель совета директоров Индустриального района Барнаула и гендиректор компании "Трубопласт-А" Александр Атабаев не видит смысла обращаться к налоговикам. Все юрлица и предприниматели сначала обязаны обратиться в комиссию при управлении с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. А если там ваше требование отклонили — идти в суд.
Сам Атабаев судился больше года — кадастровая стоимость его участка после проведения переоценки увеличилась в семь раз. Он начал разбирательства в 2016 году, добиться пересмотра удалось только в суде и только осенью 2017 -го. За проведение оценки и судебные экспертизы (а их в ходе суда пришлось провести две) он заплатил 176 тыс. рублей. А пока продолжался процесс, платил налог по расчетам налоговиков.
Александр Атабаев,
председатель совета директоров Индустриального района Барнаула:
Теперь собрали пакет документов и опять подаем в суд, чтобы вернуть эти деньги. Но пока не решили, кто будет ответчиком.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Физлица могут обратиться или в комиссию Росреестра, или сразу в суд, пояснила Людмила Сорокина, министр имущественных отношений Алтайского края, на Интернет-форуме сайта администрации края 7 июля.
Самое важное - в нашем Telegram-канале