Сами по себе предложения, подготовленные ГУСХ, содержат информацию о хозяйстве и о тех возможностях, которые на его базе якобы может реализовать инвестор. Привлекательность проектов весьма спорна, судя по тем данным, которые в них приводятся (см. пример одного из инвестпредложений в справке). В то же время это практически последний шанс хозяйства не утонуть в долговой яме и не дойти до стадии ликвидации.
"Я впервые слышу о том, что информация о нашем производственном кооперативе появилась на сайте. У нас не такой уж большой долг, но пока мы не знаем, как его погасить. Сначала хотели реализовать хоздвор, который мы не используем. Но в последний момент покупатели отказались от приобретения", – рассказывает Алексей Гончарок, председатель СПК "Талица" Советского района, которое попало в список инвестиционных предложений. Спустя некоторое время руководитель хозяйства признал, что состояние СПК плачевное и ему необходима финансовая помощь. Владельцы "Талицы" уже подумывали продать сельхозпроизводство, но инвесторов не нашлось. "Потенциальные покупатели приезжали, смотрели, но потом уезжали и не возвращались", – поясняет Алексей Гончарок. Руководитель СПК "Талица" связывает это не только с удаленностью кооператива от районного центра, но и с кризисом финансовой системы страны.
На вопрос "Продается ли хозяйство?" в приемной сельхозпредприятия "Караганское" Солтонского района "ВД" ответили: "Мы пока не решили, перезвоните через недельку". Там также впервые слышали о новаторстве ГУСХ. С руководителем хозяйства связаться на прошлой неделе не удалось. Что касается остальных хозяйств, занесенных в список предложений, то там на телефонные звонки никто не отвечал.
Иван Коробейников, начальник сельхозуправления Усть-Калманского района, лаконично объясняет появление четырех местных хозяйств в списке инвестпредложений: "Времена такие пришли". По его мнению, после Нового года финансово неустойчивых предприятий станет еще больше. Главные причины – внутренний и мировой кризисы. "Ценовая вилка между стоимостью продукции АПК и стоимостью энергоносителей, ГСМ и других средств производства за последние полгода очень сильно расширилась", – объясняет Владимир Терехин, начальник сельхозуправления Солтонского района. А его коллега из Советского района Александр Маликов продолжает эту мысль следующим примером: "Раньше сельхозпроизводители требовали повышения цены на молоко, которая упала в мае и до сих пор остается на том же уровне. Теперь это требование ушло на второй план. И руководители хозяйств спрашивают у молокопереработчиков: "Когда вы рассчитаетесь за продукцию?" На этом фоне многие аграрии не могут вести текущие платежи по кредитам. А перекредитоваться у них нет возможности.
В Усть-Калманском районе до последнего времени возлагали надежды на компанию "СЭУС-Агро", которая планировала выкупить убыточные предприятия. "Но в последнее время эта работа приостановилась. Видимо, им пришлось перенаправить финансовые потоки", – рассказывает Иван Коробейников. В то же время Александр Маликов не теряет оптимизма: "Мы переживали времена и похуже. Кризис приходит и уходит, а люди и производство должны оставаться". Но как сберечь оставшиеся агропредприятия, ни один из экспертов не смог сказать. Кроме того, они подтвердили, что в муниципальных образованиях намного больше хозяйств, нуждающихся в финансовой поддержке.
Такое хозяйство нужно самому
Вот пример одного из инвестпредложений, размещенных на сайте ГУСХ (публикуется в сокращении):
"Увеличение производства продукции животноводства и растениеводства
Автор: Управление сельского хозяйства Усть-Калманского района.
Наименование предприятия: СПК "Приозерный".
Направления деятельности предприятия: растениеводство и животноводство.
Производство продукции в год: зерна – 1 тыс. тонн, молока – 0,3 тыс. тонн, мяса – 7 тонн.
Имеющиеся ресурсы: сельхозугодья – 6,3 тыс. га, поголовье КРС – 280 голов, в том числе коров – 140 голов.
Направления инвестирования:
- увеличение поголовья дойного стада на 110 голов (2,3 млн. рублей);
- реконструкция двух животноводческих помещений (9,8 млн. рублей);
- приобретение нового оборудования для молочного производства (2,1 млн. рублей);
- приобретение новой высокопроизводительной техники для кормопроизводства (1,4 млн. рублей);
- приобретение зерноуборочных комбайнов (6,7 млн. рублей);
- приобретение посевного комплекса (2,7 млн. рублей)…"
Самое важное - в нашем Telegram-канале