Харитонов вспомнил о кулаках
"Я скажу честно и открыто, - признался с трибуны Николай Харитонов, руководитель агропромышленной депутатской группы в Госдуме РФ, избранный недавно на пост руководителя Агропромсоюза. - Хлеб и политика в нашей стране неразделимы. Проблемы у нас от того, что маловато сегодня политических силенок у Министерства сельского хозяйства. А здесь нужен твердый и увесистый кулак".
Конечно, ни к какому кулачному бунту Николай Харитонов участников коллегии не призывал, но суть проблемы выразил в целом правильно. Три года подряд Россия улучшает все основные экономические показатели развития сельского хозяйства. Осенняя уборочная кампания 2001 года завершилась рекордным за последние десять лет урожаем - тогда было намолочено 85 млн. тонн зерна. Гигантский валовый объем зерновых полностью обеспечивал внутреннее потребление, поскольку на каждого россиянина приходилось в среднем свыше 500 килограммов зерна! Инвестиционная привлекательность отрасли заметно повысилась. О желании направить капитал в сельхозпроизводство заявили олигархи, в частности - глава холдинга "Интеррос" Владимир Потанин. Минсельхоз РФ с плохо скрываемой радостью рапортовал президенту о достигнутых успехах, указывал на значительное повышение рентабельности (до 80%) и просил увеличить госдотации на реализацию федеральных целевых программ сельхозназначения.
Однако весной текущего года перед предприятиями сельского хозяйства возникли серьезные трудности. Первая оказалась вполне закономерной - из-за высокой затоваренности внутреннего рынка реализовывать зерно по приемлемой цене становилось все сложнее и сложнее. Стоимость тонны пшеницы с каждым днем снижалась, поскольку предложение значительно превышало рыночный спрос. По словам Петра Марисина, директора хозяйства "Кипринское" Шелаболихинского района, в прошлом году при намолоте 23 ц/га удавалось продавать зерно по 2600 рублей за тонну, теперь же при намолоте 34 ц/га рыночная стоимость продукции составляет 1700-1800 рублей за тонну. А в мае возникла другая проблема - с началом весенне-полевых работ нефтяники и энергетики стали целенаправленно повышать цены на энергоносители. Стоимость бензина и энергии росла, а зерна - падала. И сельхозпроизводители не выдержали, призвав государство к защите их интересов.
Толоконский знает, как помочь селу
Государство на коллегии представлял не только министр Алексей Гордеев, но и сибирские губернаторы. Дипломатичное и экономически обоснованное выступление главы администрации Новосибирской области Виктора Толоконского сорвало самые горячие аплодисменты зала. Толоконский указал механизмы изменения тяжелого положения села. Правда, сначала новосибирский губернатор признался, что для поддержки отрасли ему приходится "направлять значительную часть бюджетных средств на закуп сельхозпродукции для поддержания нормальной рыночной цены". А это уже механизм государственного регулирования рынка, разрушающий основы бюджетной политики.
Кстати, именно введение рационального госрегулирования являлось основным лейтмотивом выступления Виктора Толоконского. Он подчеркнул, что "главная проблема сельского хозяйства в рыночных условиях - катастрофическое старение населения". Это может привести к постепенной деградации самой отрасли, поэтому вмешательство государства неизбежно. Что же, по мнению новосибирского губернатора, обязано сделать государство в кратчайшие сроки?
В первую очередь, надо развивать экспортное зерновое направление. Для этого необходимо установить равные для всех регионов тарифные условия транспортировки сельхозпродукции. Во-вторых, необходимо вводить региональные квоты на запас сельхозпродукции. В третьих, правительству Михаила Касьянова давно пора ограничить импорт животноводческой продукции и заняться поддержкой российского производителя. И четвертая мера - развитие государственной системы общественного питания. "В стране немало учреждений, которым необходимы целевые поставки сельхозпродукции", - подчеркнул Виктор Толоконский. Кстати, один из выступавших на коллегии высокопоставленных чинов сказал, что сегодня такие структуры как МВД, Минобороны и МЧС России приобретают импортную пшеницу. Если это правда, то о какой государственной поддержке отечественного сельхозтоваропроизводителя может идти речь?
Гордеев надеется на экспорт
По всей вероятности, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев основные надежды на восстановление зернового рынка связывает с увеличением экспорта. Пока доля отгружаемого за рубеж зерна составляет не более 5%. Министр сказал: "Нам надо удалять излишки зерна с внутреннего рынка при помощи эффективного экспортного инструмента". В этом с ним согласилось большинство участников коллегии, после чего дискуссия развернулась вокруг экспортного направления.
Российское зерно действительно обладает высоким качеством и может с успехом продаваться на мировом рынке. Однако в нашей стране пока нет условий для выхода сельхозпроизводителей на этот рынок. Главная проблема заключается в том, что внутри страны до сих пор не отлажены транспортные пути, необходимые для организации международной торговли. По словам Александра Зайонца, курирующего экспортное направление в Минсельхозе, "в первую очередь, требуется увеличивать пропускную способность российских портов, а также создавать экономически выгодные условия транспортировки зерна до портовых терминалов". Под последним пунктом подразумевается госрегулирование железнодорожных тарифов.
Тот же Александр Зайонц порекомендовал Алтайскому краю, как одному из немногих в России производителей качественного зерна, создать единый зерновой брэнд, который можно было бы "раскручивать" за пределами страны. Положительный пример создания такого регионального брэнда у нашего края есть - водка "Алтай".
Однако при выходе на мировой рынок перед региональными производителями зерна неизбежно возникнет проблема стандартизации качества продукции, которое должно подкрепляться международным сертификатом ISO. Именно по этой причине российская зерновая продукция чаще всего остается невостребованной международными зерновыми биржами. Когда началось обсуждение этого вопроса, веселое оживление вызвали слова Оксаны Лабутиной, возглавляющей Государственную хлебную инспекцию: "В настоящее время мы применяем два метода оценки качества - визуальный и механический, в то время как за рубежом используют цифровую компьютерную обработку. Такой техники у нас нет". На это из зала раздались реплики: "Был бы выход на рынок, а приборы мы сами купим".
Итоги коллегии подвел Алексей Гордеев. Как ни трудно было признаться в этом министру, но он честно сказал, что оказывать поддержку сельхозпроизводителю с каждым днем становиться сложнее: "Во властные структуры входят представители разных отраслей, и нам пока трудно преодолевать их сопротивление. Мы надеемся на поддержку депутатов Госдумы и губернаторов сельскохозяйственных регионов". Очевидно, под "отраслевыми оппонентами" подразумеваются энергетики и нефтяники. А с ними конкурировать российской деревне действительно пока не под силу. Ведь та же российская нефть ценится на мировом рынке гораздо выше, чем зерно.
Максим УГЛОВОЙ
Справка:
26 июня Совет Федерации одобрил закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", который определяет общие подходы к соглашению о реструктуризации долгов. В частности, закон предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм долга и начисленных процентов. Право на реструктуризацию долгов получат сельхозпроизводители, у которых доля выручки от реализации собственной продукции составляет не менее 50% (доходы от переработки давальческого сырья учитываться не будут). Желающие получить отсрочку будут подавать заявку и план своего финансового оздоровления в территориальные межведомственные комиссии. В настоящее время общая задолженность сельхозпроизводителей оценивается в 274 млрд. рублей.
Самое важное - в нашем Telegram-канале