«Еду ставить ЛЭП!»
Когда на демонстрационную площадку «Алтайлесмаша» выехал огромный гусеничный агрегат, публика на миг притихла. Машина оказалась внушительная, резвая и «пробивная», как танк: гусеницы скрипнули, поднялся отвал, в воздух на манипуляторной стреле плавно взметнулся кран.
На боку — жизнеутверждающий девиз «Я еду ставить ЛЭП!». Показ новой спецтехники, разработанной с нуля по заказу энергетиков для работы в условиях Крайнего Севера, стал настоящим событием на Алтае.
«На разработку, от момента поступления техзадания до запуска в производство, у нас ушло около трех недель, — рассказал один из инженеров, представляя разработку. — Работали плотно, коллектив весь подключился. Получилась многофункциональная машина. Для энергетиков большая экономия — нужно всего два человека».
Универсал для бездорожья
Машина произведена на шестикатковом гусеничном шасси — прочном, уверенном на любом рельефе. Сама конструкция изначально проектировалась для эксплуатации в суровых климатических условиях: от тундры до лесотундры. И это не просто вездеход. Это — полноценный инженерный комплекс с несколькими функциями в одном.
«Это и бульдозер, и кран, и буровая установка, и грузовик, — объясняют на заводе. — В зависимости от задачи на машину можно установить вместо крана разное оборудование: хоть грейферные захваты, хоть лесозаготовительные модули. Все адаптируем по запросу».
Впереди у машины — бульдозерный отвал, сзади — вместительная платформа, а над кабиной возвышается крано-манипуляторная установка КМУ-150 производства Галичского автокранового завода, с которым «Алтайлесмаш» сотрудничает давно и плотно.
Демонстрация на высоте
На презентации новую машину показали в действии. Особенно эффектным стал момент, когда с помощью крана подняли человека в люльке к макету опоры ЛЭП. Манипулятор работал плавно, четко, без рывков. Грузоподъемность КМУ-150 — до 7 тонн.
Технологическое оборудование машины можно использовать и как лебедку, и для бурения — специально для подготовки ямы под установку столба ЛЭП. Массивный бур тоже показали в действии: пара минут — и «гнездо» для столба готово.
«В условиях Крайнего Севера техника должна быть не просто надежной, а еще и автономной, — уточнили инженеры. — Поэтому кондиционеров вы здесь не увидите. Но мы предусмотрели все остальное: дополнительный подогрев топлива, утепленную трехместную кабину, дополнительные отопители. Зимой в минус сорок в ней будет тепло».
Представленная на показе машина оснащена надежной, проверенной временем механической трансмиссией, но возможна установка гидростатической трансмиссии под конкретные требования заказчика. Двигатель — ЯМЗ-238, мощностью 180 лошадиных сил.

Вес одной единицы этой спецтехники — 22 тонны, при этом удельное давление на грунт — всего около 0,4 кг на квадратный сантиметр: это примерно, как если бы человек поставил на палец полкилограмма риса.
Сила региона — в своем производстве
Завод «Алтайлесмаш» в Барнауле — крупнейший производитель гусеничной техники в Алтайском крае. Сегодня его машины работают по всей России и за рубежом — в лесах, на стройках, для геологоразведочных работ, на магистралях и трубопроводах.
«Мы делаем технику под конкретную задачу. Под любой климат, под любой рельеф, под любую отрасль — от строительства до геологоразведки», — подчеркнули на предприятии.
Цена на машину в такой комплектации — порядка 18 млн рублей. Если заказчику понадобится, например, гидростатика, цена увеличится. Но, как показывает практика, спрос на такую технику есть. Особенно — в условиях, где без «ходока по тундре» до нужного места не доберешься.
Самое важное - в нашем Telegram-канале