Игорь Николаев,
директор департамента стратегического анализа компании ФБК:
Важный фактор восстановительного роста – отложенный спрос – себя исчерпал. Быстрого и уверенного выхода из кризиса мировой экономики в целом не получилось. Государство взяло на себя груз явно завышенных социальных обязательств. Это была мера не антикризисная, а мера по смягчению негативных социальных последствий. Дальше государство встало перед необходимостью повышать ЕСН, а его повышение тормозит деловую активность, из-за чего снижаются взносы в пенсионный фонд и т.д. Получается порочный круг.
Вновь ускорилась инфляция – в феврале 2011 года она замедлилась, но это не должно обнадеживать: еще не все факторы роста инфляции проявились в полной мере, в частности, это касается роста тарифов. Высокий инфляционный фон сохранится в течение года, 10% - это оптимистичная прогнозная цифра инфляции.
Кроме того, надуваются “пузыри” на всех рынках активов, а рано или поздно это заканчивается всегда одним и тем же. Всегда после резкого взлета цен на нефть бывает обвал, будет он и на этот раз, вопрос только в том, когда. К сожалению, ничем хорошим для российской экономики это не заканчивалось.
Чтобы оценить структурные проблемы – экономики в целом, промышленности, приоритетов социально-экономического развития, источников покрытия дефицита федерального бюджета, госдолга, распределения средств на накопление и потребление и т.д. – г-н Николаев представил результаты отраслевого анализа: сравнительную оценку успешности прохождения кризиса различными отраслями и видами экономической деятельности. В таблицах сравниваются 17 отраслей промышленности, 15 видов экономической деятельности – по росту и падению производства, динамике производства в связи с динамикой ВВП, и ряду других показателей.
Игорь Николаев,
директор департамента стратегического анализа компании ФБК:
Основные выводы таковы: если бы не сырьевая структура экономики, падение экономики было бы гораздо больше: обрабатывающие производства “упали” больше, чем топливно-энергетический комплекс. Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых в наименьшей степени была подвержена падению. Общепринятый тезис о том, что сырьевая структура российской промышленности и экономики в целом предопределила большую глубину кризиса в России, не подтверждается. Это не значит, что нужно отказаться от диверсификации экономики и продолжать делать ставку на развитие ТЭК. Это означает, что конкурентоспособность и устойчивость обрабатывающих отраслей оставляют желать лучшего, меры поддержания спроса на продукцию этих отраслей были несвоевременны и неэффективны. Кризис показал, что этими проблемами нужно заниматься в первую очередь.
Самое важное - в нашем Telegram-канале