Представители отрасли настойчиво пытаются решить эти вопросы, привлекая к ним внимание федеральных законодателей. Они считают, что у людей есть право на выбор среди многообразия источников информации. И намерены продолжить предоставлять этот выбор.
На прошедшем недавно "круглом столе" "Традиционные СМИ: ситуация на рынке и перспективы развития", организованном медиахолдингом "Эксперт" и "Парламентской газетой", снова обсуждали судьбы российской прессы. Пришли к выводу: время для печатной периодики сегодня непростое, но жить можно. А главное – нужно. Несмотря на развитие Интернета, газеты и журналы по-прежнему читает все больше людей.
Это статистика. Согласно исследованиям TNS Media Research и NRS-Россия, после 2000 года аудитория печатной прессы выросла с 30 миллионов человек до 45 миллионов. Это примерно равно количеству пользователей российского Интернета – 50 миллионов. Исследователи склонны полагать, что, скорее всего, это одни и те же люди, которые интересуются всем и понимают, что разные виды СМИ не взаимозаменяемы.
Юрий Пургин,
генеральный директор ИД "Алтапресс":
Мы видим, что такой канал, как телевидение, например, вообще не работает с серьезными вопросами, ставит для себя только одну задачу – развлекать. Да, Интернет в какой-то мере заполняет нишу оперативной информации, но нишу общественной дискуссии, серьезных разговоров об окружающей действительности в регионах сегодня занимают местные печатные издания. И если их потерять (а многие из них на грани выживания), то ниша окажется пустой. Если государству нужны бездумные потребители, стремящиеся только к развлечениям, то можно обойтись и без газет, если же мы заинтересованы в сохранении читающей, думающей великой нации, нужно сделать все, чтобы сохранить и печатную прессу.
Киоски все теснят
На "круглом столе" также отметили, что от сохранения именно печатного сегмента зависит будущее всех СМИ как явления.
Татьяна Гурова,
шеф-редактор медиахолдинга "Эксперт":
Доходы, которые дает реклама в интернет-СМИ (в том числе опять же из-за высокой конкуренции), не позволяют пока сохранять и развивать технологии серьезной издательской деятельности в сети. Поэтому будущее рынка СМИ – в сохранении печатных и других традиционных носителей одновременно с развитием передачи информации через Интернет.
Между тем выживать создателям печатной периодики все сложнее. Власти на местах продолжают кампанию по очистке улиц от мелкорозничной торговли. Здесь наравне с продавцами шаурмы попали под раздачу и газетные киоски. И за последние три года из 42 тысяч киосков в стране снесли почти четверть – 11 тысяч.
Однако число торговых точек с прессой на сто тысяч человек в сравнении с западными странами в России уже гораздо меньше. По сравнению с Англией – в три раза, с Польшей – в пять.
– В нашем регионе обстановку с печатными киосками можно назвать благополучной. Но только потому, что в последние годы наладилось взаимопонимание с местной властью, – заметил на "круглом столе" Сергей Ченцов, гендиректор екатеринбургской компании "Апрель-логистик". – А если завтра власть поменяется? У нас так же, как и у других, нет уверенности в том, что можно инвестировать в бизнес в расчете на многолетнюю отдачу.
Не всем повезло так, как Екатеринбургу. По оценкам экспертов рынка, сегодня сложнее всего ситуация с распространением периодики обстоит в Барнауле, Саратове, Петрозаводске, Сургуте, Воронеже, Перми, Бийске, Новокузнецке и других городах. Там само распространение прессы находится под угрозой. Издатели уверены, что печатным киоскам следует придать особый статус на федеральном уровне. Это могло бы исключить возможность для манипуляций городских властей в отношении "неугодных" издателей и распространителей.
Нужное дело
Эксперты сошлись во мнении, что неверно думать, будто проблемы издательского бизнеса касаются только издателей.
Юрий Таранцев,
глава воронежского издательского дома "Свободная пресса":
Если власти заинтересованы в том, чтобы наша страна оставалась читающей, то следует принимать системные решения. Приучение к чтению прессы – важная часть этой системной работы. У нас принята "Национальная программа поддержки чтения до 2020 года", но вот печатную прессу почему-то туда не включили.
В качестве примера страны, где важность газет для молодой части населения понимали и органы власти, можно привести Францию под руководством Николя Саркози. В 2008 году он по-настоящему озаботился кризисом издательского рынка в государстве и принял ряд мер. Это и налоговые льготы, и реформа системы распространения, и программы по стимулированию чтения. Сегодня все французские подростки могут бесплатно подписаться на любое издание из определенного государством списка.
Российские издатели и распространители были бы рады, если бы в стране позаимствовали хоть что-то из французского опыта. Со своей стороны они готовы сообща помочь власти разработать стандарты для своей отрасли. Дело за законодателями.
Данил Алтухов,
директор компании "Роспечать-Алтай":
Федеральная антимонопольная служба признала незаконными действия администрации Барнаула по невключению или исключению наших действующих киосков из схемы размещения нестационарных объектов. Это решение убеждает участников нашего рынка в мысли, что в случаях, когда федеральный закон предоставляет муниципальным чиновникам некую свободу действий, которая ограничена неявно, они могут разрушить свободу развития отрасли. Несмотря на решение ФАС, 24 октября мы получили 20 исковых заявлений об освобождении земельных участков от администрации Октябрьского района. То есть последняя продолжает игнорировать незаконность своих действий. Сейчас судимся по этому поводу.
Все издательское сообщество в масштабах страны прилагает усилия для изменения законодательства в сфере распространения СМИ.
Количество точек, торгующих прессой, на 100 тыс. жителей
Польша – 170
Англия – 90
США – 62
Россия – 33
Татьяна Тихонова
Самое важное - в нашем Telegram-канале