Экономика

Как чувствуют себя алтайские компании и предприниматели в тисках кризиса

Официальная позиция властей продолжает оставаться неизменной: "Есть некоторые трудности, но они преодолимы". На самом деле предприниматели в своих выступлениях подтверждают, что кризис будет глубоким, затяжным и, по всей вероятности, беспощадным. Мы продолжали задавать представителям бизнеса главные вопросы дня: сильно ли вы пострадали от кризиса, как долго он продлится, есть ли у вас программа действий?

Все кинулись сокращать затраты на спецодежду

Артем Поломошнов
финансовый директор комбината "Меланжист Алтая"

– В какой степени финансовый кризис затронул ваше предприятие и рынок, на котором оно работает?

– Я уверен, что нет компаний, которых бы кризис не затронул или не затронет в ближайшем будущем. Мы наиболее близки к кризису уже в силу принадлежности к текстильной промышленности, которую журнал "Эксперт" поставил на второе место (после строителей) по степени воздействия кризиса. "Эксперт" обосновал это длительным периодом движения оборотных средств.

Я бы назвал в качестве главной причины последствий финансового кризиса для нашего предприятия выпуск тканей для спецодежды. Сейчас все срочно кинулись сокращать затраты. Очевидно, что при этой работе в первую очередь сокращают затраты на спецодежду. Последние три года мы работали над увеличением своего присутствия в рынке спецодежды, не связанном с силовыми структурами. И надо отметить, что у нас были стабильные успехи на этом направлении, обороты по нему стабильно росли. Но сегодня мы ощущаем, что спрос на ткань для спецодежды резко снизился (примерно с сентября-октября). Однако основным покупателем для нас всегда являлись силовые структуры (МО РФ, МВД РФ и т. п.), поэтому пока мы просто активнее переключаемся на этот рынок, где платежеспособность контрагента не вызывает сомнений. С 10 по 12 декабря в Москве пройдет очередной аукцион на право поставки вещевого имущества для нужд силовых структур РФ. Мы обязательно будем принимать в нем участие и надеемся выиграть. Если все получится, то сможем обеспечить себя заказом на I квартал 2009 года – по моему мнению, наиболее острый период кризиса. Кроме того, в текстиле невозможно платить высокие заработные платы, что сокращало наши возможности по набору персонала. Сегодня, когда в других компаниях начались сокращения, мы активно доукомплектовываем штат, чтобы увеличить выпуск продукции для силовых структур.

– Есть ли у вас сложности с получением кредитов?

– Мы рефинансировали все свои кредиты весной (в период с марта по июнь). Поэтому сегодня потребности в дополнительных кредитах нет. Нам хватает ресурсов.

– Разработана ли уже на вашем предприятии антикризисная программа?

– Наше предприятие пока не успело выйти на стадию процветания, когда перестают считать расходы. Мы и до этого вели достаточно жесткую политику управления затратами. Безусловно, кризис заставил нас в очередной раз пристально посмотреть на затраты, и мы снова нашли резервы для экономии. Программы по использованию этих резервов созданы и сегодня реализуются, но ничего революционного для комбината они в себе не несут.

Вообще, видится, что наиболее разумным поведением на рынке гражданской продукции для нас было бы просто затаиться на полгода, а потом, когда пройдет паника, возобновить работу. Сегодня ситуация очень непростая, с одной стороны, мировые индексы на хлопок снижаются, но наши партнеры нам цены не снижают, аргументируя это тем, что узбекские поставщики тоже не снижают цену, поскольку "их финансовый кризис не касается". Доходит до абсурда – крупнейшие хлопковые трейдеры России везут хлопок из Бразилии! Он даже с учетом транспортных расходов получится дешевле узбекского. В итоге понятно, что, когда бразильский хлопок поступит на наш рынок (примерно к концу декабря) – российские текстильщики перестанут покупать сырье в Узбекистане и там поймут, что кризис касается всех.

Кроме того, сегодня растет стоимость доллара, а хлопковый индекс учитывается именно в долларах, что увеличивает стоимость сырья. С другой стороны, спрос на ткани, особенно на ткани для спец­одежды, значительно снизился. У производителей растут товарные остатки, и в такой ситуации логичным было бы снизить цены. Вот такой парадокс сегодня в текстильном рынке России!

Мы приняли решение временно сократить объемы производства тканей гражданского ассортимента и сосредоточиться на производстве продукции для силовых структур. Наверное, это основной пункт нашей программы.

– Появляются ли какие-то финансовые разрывы (неплатежи) в отношениях с поставщиками? Как вы их решаете?

– Кассовых разрывов мы пока не допускаем. Да, появились потребители, которые начали задерживать платежи. Причем я подозреваю, что некоторые пользуются тем, что в стране кризис, и, даже обладая ресурсами, не платят контрагентам. Но у нас, к счастью, пока таких клиентов немного.

– Есть ли у вашего предприятия планы по сокращению сотрудников?

– Нет, мы набираем персонал на вакантные должности.

– Какими могут быть последствия кризиса?

– Для многих – тяжелыми. Уверен, что в ближайшие полгода мы будем наблюдать банкротство предприятий в различных отраслях. Какие-то из обанкротившихся предприятий будут поглощены, какие-то просто распроданы по частям. Безусловно, очень сильно расчистятся все рынки от неэффективных игроков и те, кто выживет, получат большой простор. Но в ближайшем будущем снижение ждет всех без исключения.

Пока наша компания работает в нормальном режиме

Андрей Семенов
директор Барнаульского филиала ОАО "ВымпелКом"

– Отразился ли мировой финансовый кризис на объеме потребления услуг сотовой связи в Алтайском крае?

– Пока мы не чувствуем снижения спроса на наши услуги. Однако в перспективе мы предполагаем, что такое снижение может произойти, и готовимся к подобному сценарию развития событий, оптимизируя наши денежные потоки. С другой стороны, мы считаем, что отрасль связи находится в целом в более комфортном положении, чем другие, поскольку предоставляет услуги, которые воспринимаются в обществе как достаточно "базовые". Вряд ли наши клиенты смогут полностью отказаться от общения или драматически снизить его объем.

– Возникали ли у вашей компании проблемы с получением кредита?

– Что касается ситуации на кредитных рынках, то мы ее оцениваем как сложную. Здесь телеком-отрасль находится в той же ситуации, что и компании других секторов экономики. Получить кредит становится сложнее, а сами кредиты дороже. Однако подписание последнего соглашения о синдицированном кредите с консорциумом западных банков доказывает, что "ВымпелКом" пользуется устойчивой положительной репутацией в финансовых кругах и значительным кредитом доверия со стороны банковского и инвестиционного сообщества. Кроме того, мы себя ощущаем достаточно уверенно в плане выполнения наших кредитных обязательств за счет собственного денежного потока.

– Ходят слухи, что из-за кризиса часть персонала филиала "ВымпелКом" в Барнауле сократили. Достоверны ли они?

– Это не более чем слухи. Для них нет оснований.

– Разработаны ли в филиале какие-либо антикризисные меры?

– Компания работает в нормальном режиме, не требующем каких-то специальных антикризисных мер.

Договоры аренды пересматриваются

Алексей Филипчук
pr-менеджер компании "Новэкс"

– Хотя большинство торговых сетей открыто не заявляют об увольнении сотрудников, этот процесс планомерно идет. Насколько нам известно, вашу компанию он тоже не обошел стороной.

– Списки на увольнение мы не готовим, но месяц назад в рабочем порядке проводилось небольшое сокращение штата в рознице с одновременным увеличением заработной платы персоналу. Целью была оптимизация расходов. Управленческий аппарат не сокращается, поскольку за 2008 год нами было открыто 26 магазинов, а штат был увеличен незначительно. Однако если мы будем вынуждены затормозить развитие сети в связи с углублением кризиса, то последуют изменения в штатном расписании.

– На что тогда компания делает упор в своем антикризисном плане?

– Мы на неопределенный срок заморозили проект строительства второй очереди логистического центра. Кроме того, в следующем году планируем снизить темпы расширения сети. Также компания будет уменьшать кредитную массу в связи со значительным удорожанием денег.

– Насколько ваша сеть сейчас зависима от внешнего финансирования?

– Проблем с перекредитованием нет, кредитный портфель остался прежним.

– По мнению экспертов, для крупных игроков рынка сейчас подходящее время для слияний и поглощений? Не поступало ли вам подобных предложений или, может быть, от вашей компании исходила подобная инициатива?

– Предложений по слиянию или поглощению не было ни нам, ни от нас. Мы считаем, что в условиях кризиса главное – снизить издержки и уменьшить кредитную массу.

– Насколько успешно в условиях кризиса вам удается пересматривать договоры с арендодателями?

– Договоры аренды пересматриваются в сторону снижения арендной платы. Это важно, поскольку арендные платежи являются одной из главных статей расходов. Да и арендаторы сегодня не стоят в очереди за торговыми площадями.

– Сейчас производители и поставщики продукции крайне болезненно реагируют на просьбы сетей об отсрочке платежа. Как вы находите с ними общий язык?

– Действительно, поставщики сейчас болезненно относятся к несвоевременным платежам с нашей стороны. Иногда, в период погашения кредитов, такое случается, но мы стараемся находить компромиссы. Имея более 25 тыс. наименований товаров в ассортименте, мы всегда можем заменить одну позицию другой. К тому же устанавливать более жесткие условия сотрудничества не в интересах и поставщиков – от этого снижаются продажи. Наценку на товары наша компания увеличивать не планирует, все зависит от политики поставщиков. Сейчас налицо тенденция на увеличение отпускных цен.

Люди решают, что им лучше купить – шубу или консервы

Лилия Толстова
владелица меховых салонов "Снежная королева" и "Регина"

– Вы ощущаете влияние кризиса на своем бизнесе?

– У нас получается очень интересная ситуация: кризис вроде бы и есть, но его при этом как бы и нет. Если прислушиваться к СМИ, то можно узнать, что создаются какие-то антикризисные программы, нам пытаются внушить, что кризис нас не коснется. А на самом деле получается все с точностью наоборот. Люди напуганы, и никто уже не доверяет ни государству, ни правительству. Поэтому советы "не складывать все яйца в одну корзину" ни к чему не приводят. Потому что уже и яиц-то не осталось. Корзины есть, а яиц нет. Если говорить конкретно о меховом бизнесе, то в стране практически не осталось звероферм. А ведь Россия всегда торговала пушниной. Теперь мы закупаем мех за границей. Может быть, этот кризис заставит нас повернуться к самим себе и подумать, как нам жить дальше. На моем бизнесе кризис сказался ощутимо. Можете сами зайти в любой меховой салон и увидите – там людей нет. Ноябрь, а никто не покупает шубы.

– То есть вы заметили, что сократилось число покупателей?

– А это сложно не заметить. По моим оценкам, спрос на шубы упал в 10 раз. Хотя не все владельцы меховых салонов это признают. Люди сейчас просто не знают, что делать с деньгами, куда их потратить, если они есть. Эта неопределенность сказывается на шопинге. Люди боятся голода и решают, что им лучше купить – шубу или консервы.

– Возникали ли у вас проблемы с кредитами?

– Крупных потребительских кредитов не дают. Официально и открыто банки говорят, что все хорошо, приходите и берите. А когда уже по факту разговариваешь с их представителями, они предупреждают, что до Нового года кредитов ждать не стоит. Недавно мы продали в кредит шапку по цене около 5 тыс. рублей. А на шубу стоимостью порядка 50 тыс. рублей банки заемные средства не предоставили.

– Как вы намерены развивать бизнес в сложившейся ситуации?

– Пока не могу точно сказать. Мы рассматриваем разные варианты. Среди них – изменение ассортимента. Сейчас покупатели все чаще спрашивают пуховики. Поэтому мы решили завозить больше пуховиков, чем обычно. Нужно отметить, что наши салоны остаются востребованными на рынке головных уборов. У нас очень конкурентоспособные отделы – как с точки зрения ассортимента, так и по ценам. Постоянные клиенты приходят и поддерживают нас в трудную минуту. Надеюсь, что за счет продажи головных уборов и пуховиков бизнес будет развиваться.

Кроме того, всегда остается возможность кардинально перепрофилироваться из мехового салона в магазин одежды и аксессуаров. Помимо этого, у меня есть собственная антикризисная программа. Я хочу повторить опыт 1998 года, когда в ноябре мы устроили тотальную распродажу шуб. Многие спрашивают, зачем мне это нужно. Я же просто не вижу каких-то перспектив эффективных продаж в ближайшее время и не хочу, чтобы товар залеживался. На мой взгляд, сейчас невыгодно хранить деньги в мехе. Я предлагала поучаствовать в распродаже другим продавцам меховой одежды, но они пока не откликнулись.

– Как вы считаете, какие последствия для вашего рынка повлечет за собой кризис?

– Я опасаюсь, что он скажется на ценах производителей. Скорее всего, объемы производства меховых изделий сократятся, а цена на мех вырастет. Перенасыщение мехового рынка при наличии кризиса ликвидности приведет к приостановке торговли. А это повлечет за собой уход с рынка слабых игроков. В основном тех, кто снимает помещения в аренду. Возможно и увеличение числа случаев воровства. Это реальная опасность, потому что уже сейчас много людей остались без работы. Кто их будет кормить? А продать норковую шубу намного проще, чем многие другие товары. Вообще, в настоящее время трудно что-то предсказать наверняка. Это цыплят по осени считают, а тяжесть последствий кризиса будем оценивать весной.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость