По данным Центробанка, за январь 2015 года объемы кредитования существенно снизились (по отношению к уровню января 2014 года). Предприятиям реального сектора экономики края за январь текущего года выдано 6,6 млрд рублей (снижение на 43,6%).
По итогам января-февраля ситуация улучшилась, но не глобально. За два месяца юрлицам выдано 19 млрд рублей, что на 31% меньше, чем год назад.
Снижение активности подтверждают и сами банкиры. Так, Кирилл Брель, председатель Сибирского банка Сбербанка, говорит, что в его банке с января по март за кредитами обратилось в 2,5 раза меньше предпринимателей, чем за аналогичный период прошлого года. Эльвира Вебер, управляющая барнаульским офисом ВТБ24, также сообщает, что спрос со стороны малого и среднего бизнеса значительно ниже прошлогодних показателей.
Эльвира Вебер,
управляющая барнаульским офисом ВТБ24:
Многие руководители компаний сейчас сворачивают программы, хотят переждать кризисный период и принять решение. Дело даже не в процентах, а в том, что люди умеют считать деньги и выбирают выжидательную позицию. Они заботятся в том числе о своей репутации, потому что не хотят допускать просрочку.
Кирилл Брель также отметил более "бережливое" настроение клиентов. "Склонность к накоплениям растет, люди начинают более консервативно относиться к своим финансам. Аналогичная ситуация и в корпоративном секторе", — говорит Брель.
Ситуацию "подогревает" подорожание средств на рынке после того, как Центробанк в декабре 2014 года взвинтил ключевую ставку с 10,5 до 17%.
Олег Солнцев,
руководитель направления анализа денежно-кредитной политики и банковской системы Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования:
Ставки по банковским кредитам за несколько дней подскочили на 10–15 процентных пунктов и фактически вышли на запретительный уровень. Понятно, что под такую ставку может занимать либо тот, кому уже все равно и кто не собирается эти деньги возвращать, а пытается лишь потянуть время, чтобы вывести средства туда, куда кредиторы “не дотянутся”, либо тот, кто просто не осознает, что делает: так и помрет в своем неведении через какое-то время.
Ставки скакнули
Сколько сегодня стоят кредиты для предпринимателей? В конце декабря ставки доходили до 28–36%, рассказывал Александр Ракшин, гендиректор сети "Мария-Ра".
Александр Ракшин,
гендиректор сети "Мария-Ра":
Невозможно было получить деньги даже с открытой кредитной линией. Сейчас ситуация меняется буквально по дням, если не по часам — ставки снижаются, банки активно предлагают деньги.
В феврале, по данным Сбербанка, ставки по кредитам юрлицам в целом на рынке находились уже в диапазоне от 22 до 35%.
Эльвира Вебер говорит, что в марте предприятия могли получить залоговые ссуды в ВТБ24 под 19–24% в зависимости от продукта. До декабрьского повышения такие кредиты стоили 11–16%.
По данным Центробанка, в феврале 2014 года средневзвешенная ставка по кредитам (до 1 года) для юрлиц в Алтайском крае составляла 11,2%, в феврале нынешнего — 19%.
При этом двухраундовое снижение ключевой ставки ЦБ до 14% пока мало повлияло на удешевление кредитов, отмечают банкиры.
Осторожные прогнозы
Когда ситуация нормализуется? Банкиры осторожны в прогнозах.
"В этом году давать прогноз — это брать на себя большую ответственность, — говорит Эльвира Вебер. — Ситуация будет зависеть сразу от нескольких факторов. Первый — цены на нефть. Бюджет нашего банка рассчитан из среднегодового прогноза в 60 долларов. Второе — ситуация по Украине, наши взаимоотношения с ЕС и США. Третье — как быстро экономика оправится от шока и как будет из него выходить. Четвертое — насколько активно будет вести себя население".
Олег Солнцев полагает, что главный вопрос, который сейчас надо решать, — это нормализация ставки. "Если этого не сделать, все остальное будет сильно вторичным, по существу окажется только латанием дыр. Потому что сейчас в условиях высоких ставок создается мощнейший канал переноса проблем финансового сектора в реальный. Потому что оборотный капитал нужен каждый день. И когда источники фондирования “оборотки” исчезают, это может очень быстро ударить по промежуточному потреблению и вызвать резкое сокращение запасов", — говорит Солнцев.
Впрочем, Анна Киюцевская, научный сотрудник Института Гайдара, полагает, что в текущей ситуации опасно искусственно занижать ставки, в том числе с помощью бюджетных средств.
Анна Киюцевская,
научный сотрудник Института Гайдара:
Сложившийся уровень процентных ставок по банковским кредитам отражает не только уже сформировавшиеся, но и формирующиеся в экономике риски. Повышение процентных ставок по кредитам — встроенный амортизатор, позволяющий поддержать устойчивость банковского сектора.
По словам Киюцевской, искусственное стимулирование кредитования может только повредить экономике, погружающейся в затяжной кризис. Эта мера лишь приведет к переносу части кредитных и рыночных рисков с банков и заемщиков на государство, что только ухудшит ситуацию.
Эксперт указывает на то, что до сих пор непонятны масштабы и потенциальная глубина развивающегося в России кризиса.
"Необходимо учитывать, что российская экономика только погружается в полномасштабный и затяжной кризис. Тенденции, которые складываются в банковской системе, не дают оснований для оптимизма и требуют оперативной реакции ЦБ и правительства", — говорит Киюцевская.
Источник: Бюллетень банковской статистики Банка России
Мнение
Андрей Шалаев,
управляющий офисом "БКС Премьер" в Барнауле:
Рост кредитных ставок и повышение регулируемых тарифов быстрее уровня инфляции означает, что кредитование любого проекта по расширению текущего рентабельного (на уровне 25%) производства невозможно, так как его рентабельность станет отрицательной к концу срока окупаемости. Единственный способ сделать проект окупаемым — это заложить в него рост цены конечного продукта, значительно опережающий инфляцию, что делает проект крайне рискованным для банков.
Тот бизнес, который не остановился и которому нужны деньги сегодня, берет их под любой процент в надежде, что в дальнейшем все выправится. Но многие бизнесы остановились. Это происходит из-за очень большой импортной составляющей у многих производителей в себестоимости — в таких условиях они не могут определить свою себестоимость, чтобы установить продажные цены. Ну и, конечно, они смотрят на процентные ставки, на то, как банки себя ведут. Многие вынуждены переподписывать кредитные соглашения на новых условиях.
Цифра
На 31% сократился объем кредитования предприятий в Алтайском крае
Самое важное - в нашем Telegram-канале