Компания ComNews Research проводит исследование стоимости сотовой связи в России в течение трех лет. По его итогам составляется рейтинг регионов, где первое место занимает тот, в котором услуга самая дорогая. В 2008 году Алтайский край входил в двадцатку территорий с самой дешевой мобильной связью (занимал 64-е место из 79), даже несмотря на доминирование одного оператора. На тот момент "ВымпелКом" (брэнд "Билайн") имел региональную долю рынка 62% при уровне проникновения мобильной связи 90%, а ее стоимость была ниже на 11%, чем в среднем по стране. По оценке Марины Коробковой, аналитика ComNews Research, эта ситуация была обусловлена низким уровнем потребительских цен в крае.
В 2009 году край поднялся в общем рейтинге до 26-го места, и мобильная связь стала стоить на 12% дороже среднего показателя по России. В 2010 году все операторы "большой тройки" традиционно заявляли о снижении тарифов.
"Дешевле уже некуда"
По мнению Андрея Лапикова, директора Барнаульского филиала "ВымпелКом", цена всегда является важным фактором при выборе оператора и тарифа. С ним отчасти согласен и Евгений Антоненко, руководитель коммерческого отдела Алтайского отделения "МегаФона":
Андрей Лапиков,
директор Барнаульского филиала "ВымпелКом":
В условиях постоянно растущей ценовой борьбы поднимать расценки на сотовую связь было бы нелогично, потому как для большинства пользователей до сих пор определяющим критерием выбора оператора была и остается цена.
Хотя для корпоративных клиентов, по его мнению, цена сейчас теряет значимость.
Андрей Лапиков,
директор Барнаульского филиала "ВымпелКом":
Для данных абонентов больший интерес вызывают разнообразие услуг, предоставляемых оператором, их надежность, мобильность, зона покрытия в регионе, качество сервиса и оперативность решения возникающих проблем.
По оценке Павла Зенкова, коммерческого директора филиала "МТС" в Алтайском крае, мобильные операторы приблизились к ситуации, когда дальнейшее снижение цен может быть просто нерентабельным, так как выручка от роста продаж услуг может не окупить инвестиции в развитие сети. "Дальнейшее лавинообразное снижение цен становится нецелесообразным, и конкуренция постепенно перемещается в неценовую сферу", — говорит он.
В отчете ComNews Research по итогам исследования в текущем году говорится, что "в условиях выхода из кризиса крайне важно понимать, насколько операторы перестроились, и насколько заявления "о более гибких" и "дешевых" тарифных планах реальны. Субъективные оценки тарифной политики всех сотовых операторов выдвигаются с завидным постоянством, однако не обладают единой базой для сравнения". Поэтому для их сопоставления была применена единая научно обоснованная методология.
Изучили по "корзинам"
Для проведения исследования был выбран метод расчета стоимости единого набора услуг — "корзины". В ComNews Research подчеркивают, что этот набор является "стандартным универсальным допущением, а не отражением фактических моделей потребления, сложившихся в сотовых сетях".
Все тарифы, существующие на рынке, были разделены на три группы: "малая корзина", "средняя корзина" и "дорогая корзина". К первой относятся тарифы с низкой стоимостью минуты разговора (ориентированы на студентов, пожилых людей, детей), включающие многочисленные дополнительные опции для снижения стоимости услуг. "Средняя корзина" включает самое большое число тарифов, которые характеризуются более высокой стоимостью минуты разговора, отсутствием многосоставных конструкций, позволяющих снизить цену услуг. Они ориентированы на среднестатистического абонента, который предпочитает не углубляться в нюансы тарификации.
В "дорогую корзину" входят безлимитные тарифы и тарифы с включенными пакетами услуг с фиксированной абонентской платой. У каждого оператора был проанализирован один наиболее дешевый тариф в каждой группе.
В этом году аналитики ComNews Research подошли к исследованию более дифференцированно, чем в прошлом. Они учли различия в стоимости внутрисетевых звонков всех видов: обычные вызовы на номера своей сети, звонки на номера участников группы (людей, находящихся на том же тарифе или проживающих в выделенном оператором регионе, и т. п.) и на так называемые "любимые номера". Аналогично была проанализирована цена различных категорий SMS-сообщений. При расчете стоимости тарифного плана согласно "корзине" брались во внимание все возможные модификации "скрытых" дополнительных платежей. Таких, как плата за соединение, за первую секунду, дополнительная плата к стоимости первой минуты и пр.
Этот принцип был использован для учета ценовой политики операторов, старающихся компенсировать меры по стимуляции трафика на одних направлениях за счет увеличения стоимости звонков на других.
Дорогие тарифы — самые дешевые
В рейтинге 2010 года край спустился до 39-го места и стал регионом, где цена на сотовую связь на 6% ниже средней по России. Однако если рассматривать тарифы отдельно по каждой "корзине", то становится понятно, что этот показатель формируется за счет "дорогих тарифов". Они в регионе на 31% дешевле среднего. "Дорогая корзина" стоит 888,31 рублей. Зато стоимость двух других "корзин" выше среднероссийского уровня. Так, "малая корзина" стоит 154,55 рубля, что на 7% дороже среднего показателя, а "средняя корзина" — 472,52 рубля, и это на 13% больше.
Как пояснила Марина Коробкова, в исследовании было выявлено, что на тарифы влияют два фактора — уровень конкуренции и потребительские цены. Однако существует еще много других, которые не были определены.
"Мы задавали операторам вопрос, почему в отдельных регионах стоимость каких-то "корзин" выше средней по России, а других — существенно ниже. И четкого ответа не получили, — говорит она. — Возможно, здесь на результаты исследования повлияло то, что мы не можем учесть все акции и бонусы, которые есть у операторов. Их слишком много, исследование станет нерепрезентативным".
Среди регионов Сибирского федерального округа Алтайский край занимает третье место по стоимости мобильной связи. Дороже услуга обходится жителям Республики Бурятия и Красноярскому краю. Зато в Новосибирской, Томской, Кемеровской областях, республиках Тыва и Алтай мобильная связь дешевле.
Справка
По даннм ComNews Research, самая дорогая связь в России в Сахалинской области. Она дороже, чем в Алтайском крае, на 61%.
Самое важное - в нашем Telegram-канале