Экономика

Как изменился спрос на рынке юридических услуг в Барнауле

Когда страдает тело физическое, пациент спешит к доктору, когда угрозе подвергается имущество – к юристу. В период финансовой нестабильности риск остаться без честно нажитого вырос, потому с начала кризиса ряд аналитиков прочили юрфирмам подъем и процветание как при работе с физическими, так и при взаимодействии с юридическими лицами. Об изменении структуры спроса на юруслуги с осени 2008 года, о ценах и предпочтениях клиентов, нам рассказали сотрудники нескольких барнаульских специализированных компаний.

Отстоять свое

Как сообщили нам наши собеседники, на первом месте по востребованности у граждан, обращающихся к юристам за защитой своих прав, стоят имущественные вопросы. В большинстве случаев связаны они с недвижимостью.

Александр Лобачев,
гендиректор юрфирмы “Логрус”:

Сейчас основную часть обращений со стороны физических лиц составляют вопросы недвижимости: оформление наследства, приватизация, дарение, купля-продажа и тому подобное. В последнее время также стало больше запросов на сопровождение сделок по оформлению в собственность земельных участков. Причем этой услугой пользуются как физические, так и юридические лица. Со стороны “физиков” интерес возник, по всей видимости, с ростом объемов строительства частных домов.

Алексей Шмаков,
руководитель “Алтайской сервисной компании”:

Достаточно много недавних обращений с просьбой проверить договоры долевого участия в строительстве. Понятно, что связано это прежде всего с обилием неприятных историй с обманутыми дольщиками. Покупка-продажа, строительство жилья – финансово емкий вопрос. Часто люди вкладывают последнее. Соответственно, отдав деньги недобросовестным застройщикам или купив “грязную” квартиру, они теряют и средства, и крышу над головой. Именно поэтому с учащением случаев мошенничества на рынке недвижимости люди стремятся обезопасить себя от потери имущества.

По словам руководителя “АСК”, в настоящее время юрфирмы даже “перетягивают” часть клиентов риэлторов по вопросам сопровождения сделок с недвижимостью. Связано это, по мнению Алексея Шмакова, в различном характере заинтересованности исполнителей.

Алексей Шмаков,
руководитель “Алтайской сервисной компании”:

Риэлторы получают процент с заключенной сделки, поэтому им выгоднее как можно быстрее оформить ее, а значит, они могут недостаточно тщательно проверять юридическую чистоту документов. Юристы же получают вознаграждение именно за то, что весь процесс пройдет в рамках закона. К тому же клиент, получивший качественную услугу, скорее всего, порекомендует исполнителя своим знакомым, а это тоже заставляет юриста трудиться на совесть.

В числе вопросов, в последнее время волнующих посетителей кабинетов юристов, наши собеседники также упомянули трудовые споры, выплату страховок по ДТП и притязания на выплату компенсаций за моральный ущерб.

Александр Лобачев,
гендиректор юрфирмы “Логрус”:

В связи с кризисом работодатели сокращали штат, а часто просто незаконно увольняли людей, не выплачивали выходное пособие, задерживали зарплату. Работники, пытаясь восстановить свои права, обращались к нам.

На откуп специалистам

Что касается спроса на юруслуги со стороны организация и предприятий, то представители “Ассоциации поддержки предпринимательства Сибири” (“АППС”) сообщили, что с началом периода финансовой нестабильности возросло число обращений к юристам по вопросам взыскания дебиторской задолженности. Эта услуга будет востребована и дальше, уверен сотрудник “АППС” Дмитрий Мертес.

Дмитрий Мертес,
сотрудник “Ассоциации поддержки предпринимательства Сибири”:

Был и сезонный всплеск на отдельные услуги. Например, к концу 2009 года наблюдалось большое количество обращений руководителей и собственников обществ с ограниченной ответственностью (ООО) с просьбой привести учредительные документы в соответствие с новым законодательством об ООО.

Кроме того, по словам Дмитрия, в настоящее время все больше юрлиц “отходят от разовых услуг и склоняются в пользу абонентского обслуживания”.

Дмитрий Мертес,
сотрудник “Ассоциации поддержки предпринимательства Сибири”:

Сейчас мы делаем основной акцент на сервис “все включено”, то есть мы предлагаем услугу по полному бухгалтерскому, кадровому и юридическому сопровождению деятельности организаций и предпринимателей. Таким образом, мы позволяем им экономить на зарплате и содержании персонала.

Обострение ситуаций и, соответственно, увеличение обращений по налоговым спорам и взаимным неплатежам отмечает Александр Лобачев. Тенденция сохранится на ближайшее время, считает он. Однако, несмотря на объявленный курс на модернизацию и наукоемкость экономики, обращений по поводу оформления патентов пока, по словам Александра Александровича, мало. Также не слишком много желающих отстоять и свои авторские права.

На возросшее количество дел по банкротству предприятий указывает Алексей Шмаков. В числе подобных как банкротящиеся по собственному желанию, так и проходящие процедуру по настоянию налоговых органов.

Алексей Шмаков,
руководитель “Алтайской сервисной компании”:

Чаще всего попадают под удар сельхозпроизводители, которые не смогли заработать на урожае 2009 года в связи с тяжелой обстановкой на рынке зерна.

А был ли спад

Представители “АППС” однозначно утверждают, что ни о каком снижении спроса на их услуги с начала осени 2008 года не может быть и речи. Напротив, они говорят даже о росте денежных потоков. Правда, произошло это, по словам Дмитрия Мертеса, не за счет повышения цен на услуги, а за счет увеличения количества клиентов. В дальнейшем, по словам представителя “АППС”, заказчики будут только прибывать.

Дмитрий Мертес,
сотрудник “Ассоциации поддержки предпринимательства Сибири”:

Предприниматели отдают предпочтение абонентскому обслуживанию. Это позволяет им предупредить появление проблем, а не решать их по факту за большие средства.

Александр Лобачев и Алексей Шмаков отмечают, что определенный спад в спросе на услуги юристов в 2009 году все же был. Но сейчас ситуация выровнялась в основном за счет активизации частных лиц. Падение уровня платежеспособности населения заставило юристов “шагнуть навстречу” народу.

Александр Лобачев,
гендиректор юрфирмы “Логрус”:

В 2009 году мы делали бесплатные консультации для частных лиц, правда, сейчас мы уже это не практикуем. Зато мы снизили расценки, предоставляем индивидуальные скидки, а в некоторых случаях и рассрочку платежа.

Алексей Шмаков,
руководитель “Алтайской сервисной компании”:

С начала кризиса мы изменили схему составления договоров, теперь мы заключаем их не на всю сумму оплаты за услуги, а поэтапно. Например, прописываем платеж за составление искового заявления, за один судодень и так далее. То есть человек может выбирать пункты, с которыми он справится самостоятельно, и не платить за это юристу. Кстати, я замечал подобные условия в рекламе и остальных юрфирм. Это значит, что направление верное, клиенту это сейчас необходимо, поскольку экономят все.

Появления каких-либо серьезных игроков на местном рынке юруслуг за последние полтора года наши собеседники не отметили. По их словам, все крупные организации сохранили свои позиции. Традиционно появлялись и закрывались мелкие кабинеты по оказанию юрподдержки.

Не претерпел значительных изменений рынок и в смысле качества оказываемых услуг.

Дмитрий Мертес,
сотрудник “Ассоциации поддержки предпринимательства Сибири”:

Довольно часто к нам обращаются клиенты, которые, оплатив услуги “случайным” юристам, так и не добились желаемого результата. Поэтому, думаю, что до цивилизованного рынка юридических услуг в Барнауле еще далеко.

Мошенники были и до кризиса, и в кризис. Так сложилось, кто-то работает на совесть, а кто-то просто хочет “срубить” денег, и кризис тут ни при чем, – считает Алексей Шмаков.

Александр Лобачев,
гендиректор юрфирмы “Логрус”:

Наша компания имеет наработанную клиентскую базу. Обратившись один раз и оставшись довольным, заказчик придет снова и приведет знакомых. Те, кто не работает на репутацию, не могут рассчитывать на устойчивое положение на рынке.

Дело об энергетиках

Алексей Шмаков, руководитель “Алтайской сервисной компании", уверен, что в будущем юрисконсульты, осуществляющие взаимодействие между энергокомпаниями и потребителями, станут весьма популярны.

Алексей Шмаков,
руководитель “Алтайской сервисной компании":

Честно говоря, мы делали ставку на этот вид услуг уже давно. Но пока лишь ничтожная часть предпринимателей и некоммерческих организаций понимают, что в вопросах взаимодействия с энергоснабжающими компаниями их права часто остаются не защищены. Так сложилось, что в нашей стране энергетики практически монополисты, а значит, они диктуют свои условия потребителям: навязывают свои цены, тарифы и прочее. В то время как есть ряд законов, зная которые потребители могли бы обойтись гораздо меньшими затратами на электроэнергию. Причем решать это надо на этапе подключения, ведь потом, даже обратившись в суд с целью пересмотра суммы оплат, потребитель будет до момента вынесения решения суда платить средства, прописанные в первоначальном договоре с энергокомпанией. Предупредить ненужные траты можно обратившись к специалистам. Пока их не так много, так как вопрос специфический и требует познаний как юридического, так и технического плана. Но все же такие компании в крае есть, и, уверен, в ближайшее время их услуги станут востребованными.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость