Экономика

Как междугородние перевозчики на Алтае будут получать маршруты

Междугородные маршруты внутри Алтайского края теперь будут распределяться среди перевозчиков по конкурсу. Соответствующее постановление было подписано губернатором в конце марта. Дата первого конкурса пока не называется, однако известно, что менять неэффективных перевозчиков будут постепенно. В настоящий момент, по официальным данным, межмуниципальные маршруты обслуживают 153 компании и предпринимателя.

Междугородные маршруты внутри Алтайского края теперь будут распределяться среди перевозчиков по конкурсу.
Междугородные маршруты внутри Алтайского края теперь будут распределяться среди перевозчиков по конкурсу.
Михаил Хаустов

По действовавшей ранее схеме заявки предпринимателей рассматривала краевая комиссия по распределению межмуниципальных маршрутов. "Работа комиссии не была эффективной. Заявку мог подать любой претендент, имеющий лицензию. Предприниматель проходил краткосрочные курсы в АлтГТУ и получал документ, позволяющий заниматься перевозками. Положительный ответ комиссии получали почти все. Четких критериев отбора не было, поэтому отсутствовала возможность фильтровать непрофессиональных перевозчиков", — рассказал Владимир Фарашян, исполнительный директор ассоциации "Автомобильные перевозчики Алтая". По его мнению, за прошедшее время на рынок перевозок пришло много случайных людей, имеющих на это только формальное право.

Замначальника краевого Управления по транспорту, дорожному хозяйству и связи Виктор Прозоров согласен с тем, что необходимость выработки четких критериев отбора перевозчиков назрела давно. "Проблемы возникают, когда мы сталкиваемся с нарушениями со стороны перевозчиков. Мы не можем заменить одного предпринимателя на другого, если только он не лишается лицензии. Кроме того, сейчас действует принцип: кто пришел раньше, тот и получил маршрут", — рассказывает собеседник.

Как выглядит идеальный перевозчик
Смоляк Евгений

Виктор Прозоров отмечает, что конкурс позволит комиссии проверить, есть ли у перевозчика заявленные мощности и опыт работы. А те предприниматели, которые создают комфортные условия для пассажиров (DVD-плеер, климатическая установка и т. д.), получат дополнительные баллы. "Раньше перечень критериев оценки предпринимателя был меньше, и перевозчик не нес ответственности за подачу ложных сведений. Сегодня же предусмотрено предоставление документов с последующей проверкой. В постановлении указаны основания для проведения конкурса, которые будут включены в договоры. Раньше этого не было, и мы не могли лишить перевозчика возможности работать до завершения его договора", — сообщил г-н Прозоров.

Комиссия может назначить конкурс в трех случаях: если открывается новый маршрут; если кто-то из перевозчиков уходит с рынка; если автопредприниматель нарушил установленные условия. Например, не соблюдал нормы безопасности перевозок, в результате чего произошло ДТП и пострадали пассажиры.

В администрации пока не распространяются о том, какие маршруты и перевозчики первыми испытают конкурсный отбор, однако говорят, что перечень неблагонадежных предпринимателей уже имеется. "Конкурсы будут проводиться постепенно. В течение нескольких лет все маршруты пройдут эту процедуру", — пояснил Виктор Прозоров.

Ряд перевозчиков скептически относится к новой схеме. Так, директор компании "Автотранссиб" Юрий Лебедев вспоминает опыт проведения первого городского конкурса в Барнауле. Тогда предприятие лишилось трех маршрутов. "В этих конкурсах присутствует субъективный фактор. В случае с Барнаулом мы попали в ситуацию, когда здесь появилась большая партия корейских автобусов. Мы на "Газелях", поэтому и потеряли маршруты. Аналогичные примеры есть и в других городах", — рассказывает г-н Лебедев.

Руководитель предприятия "Перевозчик" (Заринск) Николай Клочков видит плюс конкурсного отбора в том, что с рынка уйдут мелкие предприятия, не имеющие серьезной базы. Но есть и те, кто развернет конкурентную борьбу, обладая более свежим подвижным составом. Предприниматель считает это главным критерием. "За долгие годы работы мы накопили автобусы, имеющие приличный возраст. Конечно, мы будем докупать новую технику. Но на рынок приходят компании, которые ее уже имеют, при этом не заботятся об остальных конкурсных показателях", — считает г-н Клочков.

Директор компании "Перевозчик" отмечает, что срок заключения договора — пять лет — не будет играть большой роли. Ведь комиссия в любой момент может объявить конкурс на маршрут предпринимателя, если тот нарушит требования постановления. "Мы залезем в долги, возьмем технику в лизинг на три – пять лет, а через месяц у нас заберут маршрут. Срок окупаемости одного автобуса — четыре-пять лет, и нам нужна гарантия, что мы будем работать", — резюмирует Николай Клочков.

Справка

В конкурсах за новые маршруты могут побороться более 150 компаний и предпринимателей.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость