Экономика

Как небольшой американский город привлекает 3 млн. посетителей в год

Чтобы ваш город посещали миллионы туристов, необязательно иметь знаменитые достопримечательности, тратить миллионы на продвижение и разрабатывать сильный брэнд. Достаточно иметь под боком крупный туристический объект, найти свои сильные стороны и немного энтузиазма местных жителей. В этом убедился корреспондент газеты "Ваше дело", побывавший в составе деловой группы в небольшом американском городе Ноксвилле. И неожиданно нашел много общего с Барнаулом.

Ноксвилл, США.
Ноксвилл, США.
Олег Копылов

"Все туристы стремятся в большие города — Нью-Йорк, Чикаго и другие. Но настоящую жизнь Штатов можно увидеть только в небольших малоэтажных городах: именно в них живет основная часть американцев", — рассказывает житель Ноксвилла Ал Шуэц. Он понимает: у большинства жителей земли чуть ли не первая ассоциация при упоминании "Ноксвилл, Теннесси" будет: "Что это за дыра?". Я, признаться, тоже так думал. Мистер Шуэц, в прошлом инженер, а сейчас пенсионер, не обижается, а с энтузиазмом рассказывает, почему жизнь в тихом и малоизвестном городе может быть гораздо интереснее, чем в мегаполисе.

Действительно, Ноксвилл — не самый большой и известный город США. Он лишь третий по величине в своем штате Теннесси после Нэшвилла и Мэмфиса. Всего здесь живет около 200 тысяч человек. Даже при запросе в Яндексе семь из первых десяти результатов посвящены не городу, а его тезке — актеру Джонни Ноксвиллу.

Сам Ноксвилл похож на город лишь только в центре города: здесь несколько двадцатиэтажных высоток и много исторических малоэтажных зданий. А почти все остальное — деревня, правда, красивая, с хорошими, большими или маленькими домами и аккуратно подстриженной травкой. Все это расположено посреди леса или парка. А вокруг — горы Аппалачи, реки и озера. Такой вот американский юго-восток.

Здесь нет каких-либо всемирно известных достопримечательностей, которыми можно притягивать толпы туристов. В этом, согласитесь, Ноксвилл похож на Барнаул.

И это не единственное сходство. Как и Барнаул, Ноксвилл является воротами в туристическую зону — самый популярный национальный парк США The Great Smoky Mountains (дословно можно перевести как "великие дымчатые горы") находится в двух часах езды. И точно так же сложно однозначно сказать, хорошо это или плохо. С одной стороны, город получает огромный транзитный поток туристов, с другой — им вроде бы незачем здесь останавливаться. Как местные жители решают эту проблему?

Ставка на историю

"В какой-то момент мы поняли, что не стоит позиционировать себя как транзитный город, — рассказывает Лэйни Шортер, представитель Центра гостеприимства Ноксвилла. — Делать ставку на развлечения тоже не было смысла: рядом город Пиджин Фордж , где расположен крупнейший парк развлечений юго-восточной части США — Долливуд. Поэтому мы решили ориентироваться на аудиторию, которой интересна история, в том числе Гражданской войны в США. Как правило, это семьи, которые едут к нам не за развлечениями".

Нельзя, впрочем, сказать, что туристов сюда привлекают только историей. Какого-то одного яркого брэнда у Ноксвилла до сих пор нет. Пока местные позиционируют свой город примерно как "живописное место с богатой историей и интересной культурой". Но понимают, что этого явно недостаточно.

"Сейчас мы как раз занимаемся ребрэндингом, — говорит Лэйни Шортер. — Почему нам пришлось это делать? Потому что в Ноксвилле такое разнообразие, насыщенность и наполненность, что выбрать одно направление сложно. У нас туризм, природа, музыка, история, культура. Сейчас мы пытаемся отразить все это в своем брэнде".

В отсутствие ярких достопримечательностей Ноксвилл делает ставку на событийный туризм. Самый известный местный праздник — Международный фестиваль печенья, который входит в десятку самых популярных фестивалей еды в США. Соревнования проводятся на открытом воздухе среди поваров-любителей в нескольких категориях, попробовать получившееся печенье может каждый посетитель. Стоимость входного билета — $ 10. В прошлом году мероприятие посетили 20 тыс. человек.

Вообще, для каждого времени года в Ноксвилле проводятся свои праздники: ярмарки народных промыслов, концерты, спортивные соревнования. Большая часть мероприятий организуется силами самих жителей. Именно поэтому местные уверены, что культурная жизнь кипит здесь, не то что в каком-нибудь Нью-Йорке. Разве такое возможно?

"Мы не можем соперничать с крупными городами по количеству музеев и театров, — объясняет Ал Шуэц. — Но чтобы не было скучно, жители маленького городка с удовольствием участвуют в организации праздников, поэтому у нас постоянно происходят какие-то события. И главное — почти все культурные мероприятия у нас можно посетить бесплатно".

Более-менее крупное мероприятие проходит здесь каждую первую пятницу месяца. Специально ради этого магазины и галереи на главной улице бесплатно угощают напитками и закусками. Мы оказались здесь в первую пятницу декабря и попали на Рождественский парад. В карнавальном шествии участвовал чуть ли не весь город: от школьников до мэра.

Интересно, что при этом в Ноксвилле нет главного праздника российских городов — Дня города. "Да, такого праздника у нас, по сути, нет, — говорит Лэйни Шортер. — Но есть выходные, которые выпадают на День труда (первые выходные сентября). В этот день мы устраиваем фейерверк для наших жителей. Примерно 400 тысяч человек приходят, чтобы посмотреть на него. И все знают, что это в честь города Ноксвилла. Салют очень красиво отражается в реке".

Плюшевая чума

Любопытна методика учета туристов, посещающих Ноксвилл. Их считают с помощью... путеводителей. "Каждый турист знает, что всю информацию о городе может получить в центре гостеприимства, поэтому сразу едет к нам за путеводителем, — говорит Лэйни Шортер. — В прошлом году мы выдали 750 тыс. экземпляров. Но так как к нам приезжают семьями, то мы полагаем, что эту цифру можно умножить на четыре. Получается, что нас посещает не менее 3 млн. человек в год".

Методика, согласитесь, экзотичная, но хотя бы прозрачная. И не исключено, что точная. Национальный парк The Great Smoky Mountains ежегодно посещают 10 млн. туристов, и если учесть, что многие из них приезжают сюда через Ноксвилл и задерживаются здесь на день, то 3 млн. посетителей не кажутся чьей-то фантазией.

Кстати, статистику посещений здесь ведут отнюдь не чиновники. Для работы с туристами в Ноксвилле вообще нет отдельного управления или комитета. Этими вопросами занимается некоммерческий центр гостеприимства Visit Knoxville, с которым мэрия каждый год заключает контракт.

По словам мисс Шортер, деятельность центра оценивают не только чиновники, но также партнеры и простые жители. Если какое-то из направлений не будет соответствовать стандартам, центр запросто может остаться без очередного контракта.

Правда, денег от муниципалитета едва хватает, поэтому центр пытается заработать на маркетинговых услугах. Еще одна статья доходов — сувениры, которые полностью изготавливаются местными жителями. Набор вполне стандартный: магниты и открытки (раскрашены ноксвилльскими художниками), кружки, футболки, местный шоколад.

А вот действительно нетривиальный ход мы увидели на приеме у мэра. Всех членов нашей группы неожиданно сделали почетными жителями Ноксвилла, о чем есть настоящий сертификат с печатью и подписью мэра. Никаких льгот такой документ не дает, но, согласитесь, приятно стать почетным жителем американского города.

Похоже, главная идея здесь в том, что интересным для туристов можно сделать все, была бы фантазия. Как вам, например, ассортимент музейной лавки — сувенирные мягкие игрушки в виде бациллы, чумы, ротавируса или клетки мозга? Звучит страшно, но, например, плюшевая чума выглядит вполне себе мило. И главное — пользуется спросом у туристов.

Справка

Ноксвилл (Knoxville) — город на юге США в штате Теннесси, основанный в 1779 году. Был назван в честь Генри Нокса, военного министра в кабинете Джорджа Вашингтона. Население — 175 тыс. человек, с пригородами — 655 тыс. человек. Есть транспортный узел, порт на реке Теннесси. В промышленности заняты 48 тыс. человек. Основные отрасли: электрометаллургическая, машиностроительная, металлообрабатывающая, текстильная, химическая, швейная. Здесь расположены крупнейшие в США фабрики мужских рубашек и рабочей одежды. В пригороде Алкоа — большой алюминиевый комбинат.

Три любопытных символа Ноксвилла

Памятник Рахманинову

Именно в Ноксвилле Сергей Рахманинов дал свой последний концерт. В 1943 году композитор совершал турне по США, и после выступления в Ноксвилле 17 февраля у него обострилась болезнь. Рахманинов чувствовал себя так плохо, что следующие концерты отменил и уехал домой в Калифорнию, где и умер спустя месяц.

Памятник "Рахманинов: последний концерт" установлен российским скульптором Виктором Бокаревым в 2003 году в парке Ноксвилла.

Напиток Mountain Dew

Оригинальный рецепт сладкой газировки Mountain Dew (аналог Sprite и 7up) изобретен в Ноксвилле в начале 1940-х годов братьями Хартман. Дословно название напитка переводится как "горная роса". В 1968 году права на газировку выкупила компания Pepsi. Сегодня под маркой Mountain Dew выпускается более десятка различных газированных напитков и продается во многих странах мира.

Лаборатория в Oak-Ridge

Ноксвилл был одним из трех американских городов, где разрабатывалась атомная бомба в рамках Манхэттенского проекта. В городе-спутнике Оук-Ридж располагалась лаборатория, где проводили опыты по обогащению урана.

Сегодня в Оук-Ридж находится крупнейшая национальная лаборатория Министерства энергетики США. Здесь располагается мощнейший на сегодня суперкомпьютер в мире Titan. Его производительность составляет 20 петафлопс.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость