Экономика

Как отражается кризис на рынке средств индивидуальной защиты

До октября 2008 года алтайский рынок средств индивидуальной защиты (СИЗ) демонстрировал впечатляющие темпы роста. По некоторым данным, он почти на треть обгонял показатели Москвы. При этом одним из ведущих трендов местной отрасли считался активный переход клиентов на марочный товар и стремительный отказ от потребления продукции низшего ценового сегмента. Однако глобальная экономическая ситуация внесла в сценарий свои коррективы: предприятия готовы вернуться к валенкам и фуфайкам.

Около 1,3 млрд. рублей составили расходы алтайских предприятий на охрану труда в 2008 году. В расчете на одного работника это около 3 тыс. руб.
Около 1,3 млрд. рублей составили расходы алтайских предприятий на охрану труда в 2008 году. В расчете на одного работника это около 3 тыс. руб.
Павел Водопьянов

Спад начался в пик 

Участники рынка СИЗ, видя из сезона в сезон стабильную динамику, смело строили планы на окончание 2008 года. Тем более что пик продаж происходит в ноябре–декабре. "Обычно к этому периоду мы заполняли склады до отказа и продавали все!" – отмечает заместитель генерального директора компании "Сибирский центр безопасности труда" Сергей Бобылев. Однако объемы закупок начали снижаться уже со второй половины октября. "Именно тогда на предприятиях пошла информация о грядущих сокращениях персонала. И, естественно, закуп СИЗ стал планироваться исходя из меньшего состава служащих", – говорит директор компании "ПК-1" Николай Панов. 

В результате запасы на складах остались невостребованными, а игроки рынка СИЗ с большим трудом закрыли год без существенных клиентских долгов. Из опрошенных экспертов "полный порядок" констатируют только в компании "Техноавиа". "Покупателей стало меньше. Но благодаря наличию нескольких крупных заказчиков, не изменивших объемы своих закупок, мы завершили 2008 год практически без потерь. Хотя общие показатели года на 10% ниже результатов 2007 года", – говорит Евгений Тищенко, заведующий отделом спецодежды "Техноавиа". 

Не исключено, что г-н Тищенко немного лукавит, так как у всего основного пула операторов рынка имеются в активе весьма крупные клиенты. Однако, не называя компаний, все отмечают, что они тоже показали отрицательную динамику. Поэтому продавцы СИЗ единодушно констатируют, что будут менять как ценовую политику, так и принципиальный подход к дальнейшей работе с клиентами. "Конечно, будут скидки и дополнительные услуги. Например, планируем ездить по предприятиям с презентациями, что раньше делали только в порядке исключения", – отмечает Евгений Тищенко. Интересный нюанс отмечает г-н Панов: "В нынешних условиях резко увеличилось число выходящих в регионы производителей из Центральной России. В день принимаю по пять предложений о сотрудничестве! Практически на любых условиях они хотят загрузить свои мощности. И, конечно, мы будем менять состав поставщиков". 

Эксперты отмечают, что, несмотря на ощутимое падение в отрасли, серьезного демпинга пока нет, просто идет активная распродажа "неликвида". Однако если у клиентов усугубится проблема с получением кредитных средств, жесткой игры на понижение не избежать. Кто при этом будет в плюсе – локальные компании или федеральные сети – пока не ясно. У обеих сторон есть свои преимущества в кризисной ситуации. Так, у краевых предприятий это мобильность, а у национальных – поддержка "из центра" и большие складские запасы. Однако стоит отметить, что пока события складываются не в пользу федеральных операторов. Так, расформировано местное подразделение компании "Тракт". 

Вернемся к фуфайкам 

Прогнозируя развитие ситуации, практически все операторы сходятся во мнении, что рынок вернется назад. Правда, все при этом говорят о различном периоде. Наиболее оптимистичной позицией выглядит мнение Анатолия Дегтярева, генерального директора группы компаний "Спецобъединение". "Произойдет откат на два-три года назад, когда большинство предприятий производили закупки СИЗ по остаточному принципу. Ожидается падение спроса на технологичные и качественные, а значит, и более дорогие СИЗ и возвращение заказчиков к более низкому ценовому сегменту". 

Николай Панов, отмечая ту же тенденцию, склонен говорить о возвращении на пять лет назад. "Если в последние годы мы радовались росту спроса на марочный, высокотехнологичный и, разумеется, дорогой товар, то сейчас определяющим фактором снова станет цена", – сетует глава "ПК-1". Меньше всего оптимизма звучит в словах генерального директора компании "Гратис" Владислава Гридина. Он полагает, что качественно рынок отбросит к началу 1990-х. "Мода на брэндированную одежду, корпоративный стиль потеряет свою актуальность, первостепенным требованием станет функциональность. То есть мы ввернемся к валенкам и фуфайкам". У Николая Панова иное мнение: "Заказчики уже привыкли к тому, что, как ни крути, а судят по одежке. И если перестанешь придерживаться фирменного стиля и в спецодежде, целевая аудитория вмиг поймет, что дела твои плохи, что только усугубит ситуацию. Так что спрос на брэндированную одежду вряд ли существенно упадет. Хотя те заказчики, которые только собирались делать такие заказы, скорее всего, повременят". С коллегой по отрасли солидарен и Евгений Тищенко: "Кто придерживался премиум-категории, в низший сегмент не уйдет". 

Участники рынка уже готовятся реагировать на изменения потребительского спроса. "У нас сохранились лекала моделей, востребованных в те времена. Так что мы сможем быстро обеспечить клиентов тем, за что они будут способны платить", – отмечает г-н Гридин. "Те компании, которые выживут, все равно будут закупать СИЗ – к тому обязывает закон. Просто будут эксплуатировать их до последнего", – полагает г-н Бобылев. При этом на вопрос о законодательно регламентированных сроках эксплуатации эксперт парирует: "А как закон регламентирует сложившийся кризис?!". "Даже когда все плохо, у предприятия есть масса вариантов, как выйти из положения, по себе знаю, – говорит Владислав Гридин. – Поэтому какие-то заказы будут, все равно рано или поздно рынок оживет". 

Когда утихнет напряженность 

Конечно, операторам рынка СИЗ жаль терять свои позиции. Но, как отмечает г-н Дегтярев, "еще печальнее, если это повлечет за собой рост травматизма и увеличение числа несчастных случаев на предприятиях края". Но этот вопрос пока представляется проблемой с отложенной актуальностью – управление края по труду и занятости населения бросило свои силы на другой фронт. "Для этого ведомства приоритетной задачей сейчас является снижение напряженности на рынке труда. И мы, как производители, хорошо понимаем, что создание новых рабочих мест и борьба с безработицей – это вопросы первостепенной важности", – говорит глава "Спецобъединения". 

"Борьба с напряженностью" увела на второй план и содействие в развитии отрасли СИЗ края. Так, созданная по инициативе управления по труду и занятости ассоциация производителей и поставщиков СИЗ (АлтАСИЗ) оказалась без административного ресурса. В результате за три последних месяца 2008 года отраслевой союз полностью бездействовал. Но стоит отметить, его участников это сейчас не слишком и огорчает. "В данный период ассоциация – это лишняя формальность. Сложно сохранять хорошую мину при плохой игре. Работа в ассоциации предполагает спокойные отношения в стабильной ситуации, чего нет. Наоборот, идут разобщающие процессы. Практика показывает, что когда плохо, все стараются выживать поодиночке", – отмечает Владислав Гридин. Вместе с тем участники рынка уверены, что нынешнее бездействие отраслевого союза – явление временное. "Как только напряженность спадет, деятельность ассоциации будет возобновлена. Опыт нашего трехлетнего сотрудничества показал, что в вопросах информирования потребителей о достижениях отрасли и пропаганды СИЗ производителям и поставщикам средств защиты лучше держаться вместе", – резюмирует Анатолий Дегтярев.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость