Экономика

Как правильно внедрять инновации на предприятиях

Для российских компаний этап борьбы за выживание сегодня, условно говоря, закончен. Настало время думать о выживании в завтрашнем дне, а обеспечить его может только развитие. На многих динамично развивающихся предприятиях создаются специальные подразделения, сотрудники которых заняты непосредственно разработкой и подготовкой к внедрению инноваций. Скорее всего, в каждой компании считают, что ее опыт по разработке новой продукции уникален. Однако, по сути, в России, да и во всем мире, используется единая модель управления инновационным процессом.

Под силу ли нам это?

Управление инновационным процессом состоит как минимум из трех основных этапов: разработка идеи, создание опытного образца и серийное изготовление. Но самое важное происходит, наверное, несколько раньше, когда только ставится задача поиска идей. И уже на этом этапе руководству предприятия предстоит оценить меру своих возможностей и целесообразность работы над нововведениями. Практика показывает, что далеко не всем фирмам необходимо осваивать новые технологии, даже несмотря на постоянное возрастание значения инноваций. Некоторые виды и формы хозяйственной деятельности, например, малые фармацевтические предприятия, не могут самостоятельно заниматься разработкой новых препаратов. А предприятиям, находящимся в полном упадке или на стадии банкротства, считают некоторые эксперты, просто нет смысла модернизировать производство. В любом случае, оценивая инновационный потенциал своего предприятия, руководителю придется задаться вопросом: "А под силу ли компании внедрение инноваций?"

Идея, казалось бы, простая и гениальная, в любом случае подвергается тестированию. Зачастую для этого приглашаются консультанты, которые должны решить, насколько эта идея актуальна. При этом анализируется спрос на рынке, возможная цена нового продукта и требуемый объем инвестиций, а также наличие необходимых для внедрения инновации специалистов. Кроме того, оцениваются технические возможности компании.

"Главный технолог нашего предприятия постоянно поддерживает связь с производителями сырья в Москве, Новосибирске и других городах, - делится опытом Георгий Сутягин, коммерческий директор завода лакокрасочных материалов "Нова". - Если мы покупаем это сырье, проводим собственные исследования в лаборатории, смотрим, что из него может получиться". Затем в компании "Нова" процесс тестирования потенциального продукта продолжают профессиональные строители и ученые одного из вузов. Только после этого продукция может быть запущена в серийное производство. А вот на другом барнаульском предприятии была "похоронена" идея одного инженера, предложившего принципиально новый топливный прибор. Тестирование идеи показало, что производство этого изделия окажется слишком затратным и трудоемким, нежели его более простых "предшественников". Ведь хорошая инновация - это тот продукт, который не только является новым и привлекательным, но еще и прост в производстве.

Управляем рисками

Период времени между появлением идеи и ее воплощением в виде готового продукта на языке специалистов называется "инновационным лагом". Эти же специалисты подсчитали, что уровень провала только что введенных на рынок изделий колеблется от 30% до 60%. Понятно, что чем выше новизна продукта, тем больше неопределенность того, как он будет принят рынком. Основные неудачи с выведением новой продукции на рынок можно условно разделить на три группы. Во-первых, это недостаточный анализ перспектив развития самого рынка и поведения конкурентов. Во-вторых, к провалу внедрения новой продукции приводит неверная оценка собственных инновационных, производственных и финансовых возможностей. Наконец, в-третьих, степень риска значительно повышает непрофессиональная поддержка товара при его выведении на рынок.

Однако управлять рисками можно. Для этого необходимо, чтобы процесс разработки новой продукции и ее внедрения прошел пошаговую схему, состоящую из множества этапов, в ходе которых новый товар тщательно проверяется на соответствие потребностям потребителей. В целом схема выглядит примерно так: отбор идеи - разработка концепции - стратегия маркетинга - финансовый анализ - разработка продукции - пробный маркетинг - широкое применение. В процессе отбора идей совершаются, как правило, две ошибки. А именно: можно остановиться на проекте, который окажется неэффективным, либо отказаться от действительно перспективной идеи. Для минимизации подобного риска необходимо рассмотреть как можно больше идей. Их источниками могут быть потребители, оптовые покупатели, конкуренты, поставщики, маркетологи или специализированные инновационные компании.

Разработка концепции помогает избежать неправильного позиционирования будущего продукта на рынке, то есть верно определить его место в ряду существующих товаров. При этом эксперты советуют проводить некоторые стадии внедрения новинки параллельно, что позволит значительно сократить инновационный лаг. В противном случае предприятие подвергается риску иного плана - опоздать с выводом продукта на рынок. Уже завтра с его аналогом могут объявиться конкуренты, а послезавтра эта идея или технология будет считаться безнадежно устаревшей.

Смелость новаторов

Даже единственная успешно внедренная инновация вполне может нацелить предприятие на принципиально новую корпоративную стратегию, изменив тем самым ход его истории. Однако никто не застрахован от ошибок. Тщательная проработка и отбор идеи, оценка ее по организационным, маркетинговым и экономическим показателям - это, конечно, важно. Но не менее важно "умение вовремя слезть с мертвой лошади". Есть известный принцип: "Если вы скачете на мертвой лошади, слезьте с нее". Иначе говоря, поняв, что идея, в воплощение которой уже вложены деньги, бесперспективна, нужно найти в себе силы отойти в сторону. Есть два аспекта, позволяющие избежать провала при внедрении инноваций: смелость идти до конца и смелость уйти, если проект окажется нерентабельным.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость