Экономика

Как развивается сервис на трассах в Алтайском крае

В последние несколько лет число объектов придорожного сервиса на федеральной трассе М-52 в Алтайском крае росло. Одни участники этого рынка говорят, что конкуренция начала обостряться еще 10 лет назад. Другие отмечают, что она стала особенно заметной с 2010 года. Но прогресс виден именно в масштабе десятка лет: количество и качество придорожных услуг в регионе растет неравномерно. Сегодня развитие многих и вовсе замерло из-за кризиса — особенно вне федеральных дорог.

Комплекс придорожного сервиса "Облепиха".
Комплекс придорожного сервиса "Облепиха".
Анна Зайкова

Наиболее востребованными сервисами на алтайских дорогах являются заправки и заведения общепита. По данным краевого управления по развитию предпринимательства на март 2015 года, их сегодня в регионе 342 и 133 соответственно (гостиниц, например, всего 22, шиномонтажных мастерских — 34). К дорожным кафе и закусочным в крае долгое время были претензии. В 2007—2008 годах администрация региона проводила рейды по таким заведениям и находила нарушения в каждом. Среди них — несоответствия требованиям безопасности дорожного движения, санитарным нормам, а также отсутствие разрешительных документов на размещение самих заведений.

Сегодня органы власти заявляют о развитии сферы придорожного сервиса, подчеркивая роль своего контроля. Руководитель управления по развитию предпринимательства Евгений Дешевых в марте заявлял, что за последние три года в крае построили и реконструировали 22 объекта отрасли. Представители бизнеса, в свою очередь, говорят, что развитие ускорилось с 2010 года, когда стал расти турпоток на Алтай. Тогда и начала обостряться борьба за остановки пассажиров.

Анатолий Долгов,
руководитель комплекса «Родник» в Косихинском районе:

Мы работаем девять лет. Когда я только начал, мне даже не нужно было брать кредиты: получал доход — и тут же строился. А года с 2012 пришлось обратиться к банковским ссудам. Сложно сказать почему: из-за конкуренции или сложной экономической ситуации. Думаю, и то, и другое сыграло роль.

Как рассказали altapress.ru владельцы нескольких комплексов на федеральной трассе, сегодня они постоянно «ездят друг к другу в гости» — сверяют ценники и услуги. По словам Станислава Гущина, руководителя комплекса «Медея» в Алтайском районе, конкуренты копируют его работу с момента основания предприятия.

Станислав Гущин,
руководитель комплекса «Медея» в Алтайском районе:

Наша заправка стала первой в деревне, — говорит Гущин. — Спустя время все вокруг стали строить заправки. Потом у нас появилась шиномонтажка — и все опять стали повторять этот опыт. Потом открыли гостиницу — вокруг появилось еще несколько.

В следующем году напротив заведения появится стоянка. Это упростит въезд на территорию таверны — пока у конкурента напротив, комплекса «Дилижанс», он удобнее.

Сергей Саввиных,
директор таверны «У дяди Вити»:

Также планируется, что на нашем участке дороги между полосами поставят бетонное заграждение. Тогда люди, которые едут из Барнаула, к «Дилижансу» уже не съедут. Мы в этом направлении будем самыми первыми в Тальменке.

Долгов, Гущин и Саввиных руководят комплексами со множеством услуг, в числе которых общепит, шиномонтаж, магазины и т. д. Они полагают, за многопрофильностью — будущее.

На своих местах

В Барнауле на продажу выставили комплекс «Облепиха» за 350 млн рублей

В 2007 году краевая власть назвала «Дилижанс» «единственным объектом инфраструктуры дорожной системы подобного высокого уровня». Сегодня среди «визитных карточек края» три объекта: крупные комплексы «Грань Алтая», «Маяк» и «Облепиха». В последние три года первый был достроен и реконструирован, вторые два завершили строительство.

У комплексов относительно большие гостиницы: в «Маяке» — 27 номеров, в «Облепихе» — 32, в «Грани» поменьше — 11. На каждом объекте есть немаленький банкетный зал (в «Облепихе», например, он рассчитан на 200 человек), у каждого есть удобная стоянка для фур дальнобойщиков — то, чего нет у большинства небольших придорожных объектов. Имеются и кафе, и магазины. А у «Грани» — даже собственная ферма, которая поставляет предприятию свинину и говядину.

Директор комплекса «Медея» считает, что многопрофильность нужна, чтобы преодолевать проблему сезонности. В придорожном бизнесе она так же ярко выражена, как у алтайских турбаз. Все руководители комплексов отмечают резкий спад посещаемости с сентября и подъем летом.

Станислав Гущин,
руководитель комплекса «Медея» в Алтайском районе:

Ая функционирует три месяца, и ей хватает заработанного на оставшиеся девять. У нас так жить не получится. У нас зимой, например, гостиница работает активнее, чем летом: потому что в окрестностях многие места размещения закрываются на зиму. А летом зарабатываем на других услугах.

Однако вне зависимости от перечня услуг все участники рынка сходятся на том, что главное в их деле — расположение. В этом плане из вновь появившихся крупных предприятий выделяют «Маяк». А вот локацию «Облепихи» эксперты называют менее удачной.

Анатолий Долгов,
руководитель комплекса «Родник» в Косихинском районе:

Кроме дороги, рядом с «Маяком» также есть разные предприятия. Я периодически объезжаю разные комплексы и заметил: сотрудники местных компаний ходят в «Маяк» на обед. А начиная с «Облепихи» и дальше предприятий уже нет. Мне кажется, этому комплексу будет трудно зимой. Мы как-то минут сорок там стояли — в их огромное кафе зашли всего два человека.

Максим Позолотин,
коммерческий директор комплекса «Маяк»:

Конкуренции как таковой между нами (крупными комплексами) нет: каждый занял свое место. «Грань Алтая» и мы удобно расположены по направлению от Новосибирска: люди едут оттуда и останавливаются в «Грани», потом у нас, следующая остановка у них в Горном Алтае. Либо минуют «Грань» и останавливаются сразу у нас, потому что многим удобно делать одну остановку по дороге из Новосибирска в Горный Алтай. А барнаульским жителям удобнее останавливаться в «Облепихе» и «Нике». Однако «Облепиха» захватывает только барнаульский поток.

Обещания не по карману

Придорожный комплекс «Облепиха» накопил долгов на сумму более 2 млн. рублей

Крупные комплексы требуют больших инвестиций, которые трудно возвращать в нынешних экономических условиях. Создание из «Грани Алтая» гиганта к 2012 году на базе давно работающих заправки и общепита по смете обошлось в 180 млн рублей. Такую информацию дает сайт краевой администрации. Для реконструкции брали кредит «Алтайсбербанка». Руководитель «Грани Алтая» Александр Бистерфельд отказался комментировать altapress.ru, как сегодня обстоят дела с его выплатой и окупаемостью объекта.

Объем инвестиций в комплекс «Облепиха» неизвестен. Однако в октябре 2014 года этот бизнес выставляли на продажу за 350 млн рублей. Также известно, что предприятие задолжало ряду компаний-поставщиков, Пенсионному фонду и налоговой службе. Согласно информации Федеральной службы судебных приставов, общая сумма долга — около 2 млн рублей.

Несмотря на рост турпотока на Алтай этим летом, руководство «Маяка» говорит, что ожидало на 20% больше клиентов. Максим Позолотин связывает это с нынешним кризисом и экономией туристов. Однако по сравнению с прошлым годом, когда паводок отпугнул путешественников от Алтая, количество посетителей комплекса выросло примерно на 30%.

Максим Позолотин,
коммерческий директор комплекса «Маяк»:

Стоянка для дальнобойщиков у нас стабильно заполнена, гостиница на 60 человек заполнена примерно на 80%/

Кризис отразился и на других комплексах. «Есть давление администрации: быстрее, быстрее строй. Они ведь заявили о тебе, что ты в этом году сделаешь то-то и то-то. И не волнует, есть у тебя деньги или нет, — рассказал один из участников рынка, пожелавший остаться анонимным. — Для того, чтобы на полгода раньше запустить кафе, я взял 2,5 млн кредита. Из-за этого ничего не могу теперь развивать».

Директор комплекса «Родник» сообщил, что заморозил запуск второго этажа с гостиницей из-за нехватки оборотных средств. В «Маяке» с осторожностью говорят о перспективе открытия краеведческого музея на своей площади. Такой проект был в планах, но сегодня это дорого и неизвестно, насколько востребовано.

Однако массового закрытия придорожных сервисов на М-52 нет. Даже предприниматели, у которых есть проблемы, уверены, что эта трасса их так или иначе прокормит. Они говорят, на этой дороге комплексов сегодня стало достаточно: дело за улучшением качества услуг. В потенциале такого бизнеса на других дорогах края участники рынка сомневаются. Качество дорожного покрытия там оставляет желать лучшего, а пассажиропоток в разы меньше.

Прямая речь

Наталья Гордеева,
президент Алтайской регио­нальной ассоциации туризма:

Сегодня в плане дорожного сервиса фактически развита только трасса М-52: от Новосибирска до Республики Алтай. Там есть много мест, где можно нормально сходить в туалет, помыть руки, перекусить и отдохнуть. Если взять любое другое направление на Алтае, тут в 80% случаев начинаются туалеты-будки и подобный «сервис». Насколько мне известно, дорога на Рубцовск сегодня под пристальным вниманием администрации. Возможно, что-то сдвинется с мертвой точки, но пока есть то, что есть. Если мы говорим о развитии туризма в степной зоне региона, то, конечно, обустраивать направления на Рубцовск и Змеиногорск нужно в обязательном порядке. Прежде всего там нужны нормальные заправки — «Газпром» и «Роснефть», где можно заправиться, перекусить и сходить в туалет. Место для ночлега вне города там тоже пока довольно трудно найти, если заранее не готовился к поездке. Мы сотрудничаем с рядом комплексов на постоянной основе, но недавно появившихся «Маяка» и «Облепихи» нет среди наших партнеров: они расположены слишком близко к Барнаулу. Думаю, в данном случае это скорее минус, чем плюс.

Цифры

  • Более 600 объектов дорожного сервиса сегодня работает в крае.
  • 22 объекта дорожного сервиса было построено и реконструировано за последние три года.
  • Более 6 млн рублей господдержки предприниматели края привлекли на развитие объектов дорожного сервиса с 2012 по 2014 год.
  • 180 млн рублей составила сметная цена реконструкции комплекса «Грань Алтая».
  • 5945 посадочных мест в точках общепита сегодня есть на федеральных, региональных и межмуниципальных дорогах края.

Источники: краевое управление по развитию предпринимательства, официальный сайт администрации Алтайского края

Важные новости, обзоры и истории Всегда есть, что почитать. Подпишитесь Vkontakte Odnoklassniki Telegram

Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость