Наиболее востребованными сервисами на алтайских дорогах являются заправки и заведения общепита. По данным краевого управления по развитию предпринимательства на март 2015 года, их сегодня в регионе 342 и 133 соответственно (гостиниц, например, всего 22, шиномонтажных мастерских — 34). К дорожным кафе и закусочным в крае долгое время были претензии. В 2007–2008 годах администрация региона проводила рейды по таким заведениям и находила нарушения в каждом. Среди них — несоответствия требованиям безопасности дорожного движения, санитарным нормам, а также отсутствие разрешительных документов на размещение самих заведений.
Сегодня органы власти заявляют о развитии сферы придорожного сервиса, подчеркивая роль своего контроля. Руководитель управления по развитию предпринимательства Евгений Дешевых в марте заявлял, что за последние три года в крае построили и реконструировали 22 объекта отрасли. Представители бизнеса, в свою очередь, говорят, что развитие ускорилось с 2010 года, когда стал расти турпоток на Алтай. Тогда и начала обостряться борьба за остановки пассажиров.
Анатолий Долгов,
руководитель комплекса “Родник” в Косихинском районе:
Мы работаем девять лет. Когда я только начал, мне даже не нужно было брать кредиты: получал доход — и тут же строился. А года с 2012 пришлось обратиться к банковским ссудам. Сложно сказать почему: из-за конкуренции или сложной экономической ситуации. Думаю, и то, и другое сыграло роль.
Как рассказали altapress.ru владельцы нескольких комплексов на федеральной трассе, сегодня они постоянно "ездят друг к другу в гости" — сверяют ценники и услуги. По словам Станислава Гущина, руководителя комплекса "Медея" в Алтайском районе, конкуренты копируют его работу с момента основания предприятия.
Станислав Гущин,
руководитель комплекса "Медея" в Алтайском районе:
Наша заправка стала первой в деревне, — говорит Гущин. — Спустя время все вокруг стали строить заправки. Потом у нас появилась шиномонтажка — и все опять стали повторять этот опыт. Потом открыли гостиницу — вокруг появилось еще несколько.
В следующем году напротив заведения появится стоянка. Это упростит въезд на территорию таверны — пока у конкурента напротив, комплекса "Дилижанс", он удобнее.
Сергей Саввиных,
директор таверны "У дяди Вити":
Также планируется, что на нашем участке дороги между полосами поставят бетонное заграждение. Тогда люди, которые едут из Барнаула, к “Дилижансу” уже не съедут. Мы в этом направлении будем самыми первыми в Тальменке.
Долгов, Гущин и Саввиных руководят комплексами со множеством услуг, в числе которых общепит, шиномонтаж, магазины и т. д. Они полагают, за многопрофильностью — будущее.
На своих местах
В 2007 году краевая власть назвала "Дилижанс" "единственным объектом инфраструктуры дорожной системы подобного высокого уровня". Сегодня среди "визитных карточек края" три объекта: крупные комплексы "Грань Алтая", "Маяк" и "Облепиха". В последние три года первый был достроен и реконструирован, вторые два завершили строительство.
У комплексов относительно большие гостиницы: в "Маяке" — 27 номеров, в "Облепихе" — 32, в "Грани" поменьше — 11. На каждом объекте есть немаленький банкетный зал (в "Облепихе", например, он рассчитан на 200 человек), у каждого есть удобная стоянка для фур дальнобойщиков — то, чего нет у большинства небольших придорожных объектов. Имеются и кафе, и магазины. А у "Грани" — даже собственная ферма, которая поставляет предприятию свинину и говядину.
Директор комплекса "Медея" считает, что многопрофильность нужна, чтобы преодолевать проблему сезонности. В придорожном бизнесе она так же ярко выражена, как у алтайских турбаз. Все руководители комплексов отмечают резкий спад посещаемости с сентября и подъем летом.
Станислав Гущин,
руководитель комплекса "Медея" в Алтайском районе:
Ая функционирует три месяца, и ей хватает заработанного на оставшиеся девять. У нас так жить не получится. У нас зимой, например, гостиница работает активнее, чем летом: потому что в окрестностях многие места размещения закрываются на зиму. А летом зарабатываем на других услугах.
Однако вне зависимости от перечня услуг все участники рынка сходятся на том, что главное в их деле — расположение. В этом плане из вновь появившихся крупных предприятий выделяют "Маяк". А вот локацию "Облепихи" эксперты называют менее удачной.
Анатолий Долгов,
руководитель комплекса “Родник” в Косихинском районе:
Кроме дороги, рядом с “Маяком” также есть разные предприятия. Я периодически объезжаю разные комплексы и заметил: сотрудники местных компаний ходят в “Маяк” на обед. А начиная с “Облепихи” и дальше предприятий уже нет. Мне кажется, этому комплексу будет трудно зимой. Мы как-то минут сорок там стояли — в их огромное кафе зашли всего два человека.
Максим Позолотин,
коммерческий директор комплекса “Маяк”:
Конкуренции как таковой между нами (крупными комплексами) нет: каждый занял свое место. “Грань Алтая” и мы удобно расположены по направлению от Новосибирска: люди едут оттуда и останавливаются в “Грани”, потом у нас, следующая остановка у них в Горном Алтае. Либо минуют “Грань” и останавливаются сразу у нас, потому что многим удобно делать одну остановку по дороге из Новосибирска в Горный Алтай. А барнаульским жителям удобнее останавливаться в “Облепихе” и “Нике”. Однако “Облепиха” захватывает только барнаульский поток.
Обещания не по карману
Крупные комплексы требуют больших инвестиций, которые трудно возвращать в нынешних экономических условиях. Создание из "Грани Алтая" гиганта к 2012 году на базе давно работающих заправки и общепита по смете обошлось в 180 млн рублей. Такую информацию дает сайт краевой администрации. Для реконструкции брали кредит "Алтайсбербанка". Руководитель "Грани Алтая" Александр Бистерфельд отказался комментировать altapress.ru, как сегодня обстоят дела с его выплатой и окупаемостью объекта.
Объем инвестиций в комплекс "Облепиха" неизвестен. Однако в октябре 2014 года этот бизнес выставляли на продажу за 350 млн рублей. Также известно, что предприятие задолжало ряду компаний-поставщиков, Пенсионному фонду и налоговой службе. Согласно информации Федеральной службы судебных приставов, общая сумма долга — около 2 млн рублей.
Несмотря на рост турпотока на Алтай этим летом, руководство "Маяка" говорит, что ожидало на 20% больше клиентов. Максим Позолотин связывает это с нынешним кризисом и экономией туристов. Однако по сравнению с прошлым годом, когда паводок отпугнул путешественников от Алтая, количество посетителей комплекса выросло примерно на 30%.
Максим Позолотин,
коммерческий директор комплекса “Маяк”:
Стоянка для дальнобойщиков у нас стабильно заполнена, гостиница на 60 человек заполнена примерно на 80%/
Кризис отразился и на других комплексах. "Есть давление администрации: быстрее, быстрее строй. Они ведь заявили о тебе, что ты в этом году сделаешь то-то и то-то. И не волнует, есть у тебя деньги или нет, — рассказал один из участников рынка, пожелавший остаться анонимным. — Для того, чтобы на полгода раньше запустить кафе, я взял 2,5 млн кредита. Из-за этого ничего не могу теперь развивать".
Директор комплекса "Родник" сообщил, что заморозил запуск второго этажа с гостиницей из-за нехватки оборотных средств. В "Маяке" с осторожностью говорят о перспективе открытия краеведческого музея на своей площади. Такой проект был в планах, но сегодня это дорого и неизвестно, насколько востребовано.
Однако массового закрытия придорожных сервисов на М-52 нет. Даже предприниматели, у которых есть проблемы, уверены, что эта трасса их так или иначе прокормит. Они говорят, на этой дороге комплексов сегодня стало достаточно: дело за улучшением качества услуг. В потенциале такого бизнеса на других дорогах края участники рынка сомневаются. Качество дорожного покрытия там оставляет желать лучшего, а пассажиропоток в разы меньше.
Прямая речь
Наталья Гордеева,
президент Алтайской региональной ассоциации туризма:
Сегодня в плане дорожного сервиса фактически развита только трасса М-52: от Новосибирска до Республики Алтай. Там есть много мест, где можно нормально сходить в туалет, помыть руки, перекусить и отдохнуть. Если взять любое другое направление на Алтае, тут в 80% случаев начинаются туалеты-будки и подобный "сервис". Насколько мне известно, дорога на Рубцовск сегодня под пристальным вниманием администрации. Возможно, что-то сдвинется с мертвой точки, но пока есть то, что есть. Если мы говорим о развитии туризма в степной зоне региона, то, конечно, обустраивать направления на Рубцовск и Змеиногорск нужно в обязательном порядке. Прежде всего там нужны нормальные заправки — "Газпром" и "Роснефть", где можно заправиться, перекусить и сходить в туалет. Место для ночлега вне города там тоже пока довольно трудно найти, если заранее не готовился к поездке. Мы сотрудничаем с рядом комплексов на постоянной основе, но недавно появившихся "Маяка" и "Облепихи" нет среди наших партнеров: они расположены слишком близко к Барнаулу. Думаю, в данном случае это скорее минус, чем плюс.
Цифры
- Более 600 объектов дорожного сервиса сегодня работает в крае.
- 22 объекта дорожного сервиса было построено и реконструировано за последние три года.
- Более 6 млн рублей господдержки предприниматели края привлекли на развитие объектов дорожного сервиса с 2012 по 2014 год.
- 180 млн рублей составила сметная цена реконструкции комплекса "Грань Алтая".
- 5945 посадочных мест в точках общепита сегодня есть на федеральных, региональных и межмуниципальных дорогах края.
Источники: краевое управление по развитию предпринимательства, официальный сайт администрации Алтайского края
Самое важное - в нашем Telegram-канале