Экономика

Как спасти российский автопром?

Правительство РФ продлило на девять месяцев срок действия ввозных пошлин на иномарки.12 октября вступило в силу соответствующее постановление. Напомним, что пошлины на импортные легковые и грузовые автомобили были повышены 12 января 2009 года. В среднем они увеличились с 25 до 30%. Также с семи до пяти лет уменьшился возраст машин, относимых к категории подержанных. Предполагалось, что эти меры должны поддержать отечественный автопром. Результаты же оказались следующими. В I полугодии собираемость пошлин выросла на 3,5 млрд. рублей по сравнению с прогнозируемым объемом сбора в том случае, если бы они не были повышены. Импорт легковых авто за полгода упал на 73%, грузовиков — на 84%. Отечественный автопром по-прежнему "в минусе": за семь месяцев производство грузовых машин упало почти на 70%, легковых — на 60%. Как спасти российский автопром?

Российский автопром должен очень удивить мировой рынок, чтобы выжить, считают эксперты.
Российский автопром должен очень удивить мировой рынок, чтобы выжить, считают эксперты.
Михаил Хаустов

Дмитрий Жаворонков,
адвокат:

Сложный вопрос. Я сам много лет ездил на отечественных автомобилях. И их модели мне даже больше нравятся, чем иномарки. Потому что они больше приспособлены к нашим дорогам. Но понятно, что отечественные машины устарели лет на 15–20. Уже неактуален как их внешний вид, так и используемые технологии. Да и качество оставляет желать лучшего, машины требуют постоянного ремонта. Но те меры, которые сегодня принимаются на федеральном уровне по поддержке отечественного автопрома, у меня вызывают недовольство. Необходимо улучшать качество наших автомобилей, а не повышать пошлины на иномарки, чтобы выбор в пользу отечественного производителя был осознанным, а не вынужденным.

Раиса Грязнова,
индивидуальный предприниматель (Барнаул):

Даже если и можно, то очень трудно это будет сделать. Но спасать надо, потому что в этой отрасли заняты тысячи рабочих. Куда им деваться, если предприятия закроются? Проблема наших машин понятна – низкое качество. Мне, например, очень нравится "Волга", но ведь она ломается очень быстро, даже новая. Я удивляюсь: мы ракеты в космос запускаем, а автомобиль сделать не можем! Может быть, стоит конкурс провести на государственном уровне, чтобы заинтересовать конструкторов в разработке новых моделей? Ведь интеллектуальный потенциал у нас в стране есть.

Александр Ненашев,
директор гостиницы "Колос":

Чтобы спасти отечественный автопром, нужен принципиально новый подход. Скажем, мы должны прогреметь на весь мир, что 50% выпускаемых у нас машин будут ездить на водороде. Или еще что-то. Нужно очень сильно удивить мировой авторынок! Ведь очевидно, что мы никогда не догоним мировых производителей по комфортности наших авто, по ­аэродинамике и многим другим параметрам. Брать старуху, которая на костылях еле-еле подходит к краю своей могилы, и вкладывать в нее миллиарды бессмысленно. В стране развивали, например, военную технику. Но почему-то забросили автомобильное производство. Сами же. А теперь опомнились и хлопаем себя по бокам. Я отслеживаю эту тему. Например, Израиль заявил, что создаст автолеты: человек в нем будет летать, как Фантомас. А индийцы заявили, что выпустят автомобиль, который в пересчете на наши деньги будет стоить 52 тыс. рублей.

Или другой путь — надо делать наши автомобили дешевле. У нас есть неплохие варианты Lada Priora или "Волга Siber". Но они должны стоить вполовину дешевле. Тогда люди с достатком средним и ниже среднего смогут их купить.

Михаил Фирсов,
генеральный директор сельхозпредприятия "Великий Октябрь" (Троицкий район):

Российским предприятиям надо серьезно снизить цены на свою продукцию. Тогда поднимется спрос на отечественные автомобили, увеличится оборачиваемость средств и, соответственно, появится возможность модернизировать технологии производства. Сегодня, видимо, у руководителей автомобильных заводов стоят совсем другие задачи — высасывают последнее из предприятий. А производство остается на том уровне, который сложился еще в советское время. Изменили форму автомобилей и перекрасили их в другие цвета — вот и вся модернизация. Все комплектующие остались прежними. Даже новая машина гремит и сыплется. А тот же подержанный японский автомобиль, который уже выработал свой ресурс, бегает по России как новенький. В салоне все сделано для человека, а не для робота. Кроме того, они намного безопаснее наших.

Александр Мастинин,
депутат АКЗС:

Ответ до банального прост — надо делать более качественные автомобили. Любой товар на рынке сегодня должен быть конкурентоспособным. Если большинство автолюбителей отдают предпочтение даже бывшим в употреблении иномаркам в пику нашим новым, это говорит о том, что в российском автопроме на данный момент просто нет конкурентоспособного продукта, который бы пользовался популярностью у россиян. Те полумеры, которые принимаются, не спасут автопромышленность. Нужно не увеличивать таможенные пошлины, бездумно вкачивать миллиарды в агонизирующее производство, а полностью пересмотреть подход. Чтобы по-новому заработала инженерная мысль, была создана качественно новая линейка машин, доступных для большинства. Тогда эта продукция станет востребованной, что и станет спасением для автопрома.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость