В Алтайском крае в этом году начала действовать программа развития торговой деятельности. Региональный документ рассчитан на 2012–2016 годы. Подробности реализации программы рассказала замначальника Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Галина Денежкина.
– Галина Михайловна, чем вызвана необходимость разработки программы развития торговой деятельности?
– Торговый сектор является важной составляющей экономики Алтайского края. Сегодня он обеспечивает 13% налоговых поступлений в общем объеме консолидированного бюджета края и 17,7% от общей численности занятых в экономике края. Несмотря на достаточно активное развитие торговли в крае, отрасль имеет ряд проблем: недостаток торговых площадей в отдельных территориях края, дисбаланс в развитии и размещении торговой инфраструктуры внутри муниципальных образований, перемещение розничных рынков в капитальные строения, несоответствие ярмарок установленным требованиям.
В крае также существует недостаток современных торговых форматов. Необходимо стремиться к более высокому уровню сервиса и контролю качества товаров в рознице. Важно, чтобы в крае появлялись инвестиционные проекты строительства логистических центров, крупных объектов оптовой торговли. Для сельской местности особенно актуально повышение уровня обеспеченности населения торговыми услугами. В развитии торговли нуждаются зоны отдыха вблизи туристических маршрутов. Мы также надеемся на то, что краевая программа будет способствовать увеличению объемов продукции, реализуемой алтайскими производителями в торговых объектах края.
– Есть ли необходимость в дальнейшем наращивании (согласно программе почти в полтора раза) торговых площадей?
– Действительно, в последние годы в Алтайском крае наблюдается увеличение числа торговых объектов. Если в 2006 году их количество составляло 10 тыс. 887, то к 2012 году эти показатели выросли до 13 тыс. 673, соответственно, увеличились и торговые площади. По данным 2011 года, недостаток торговых площадей сложился лишь в двух муниципальных районах края.
Обеспеченность населения торговыми площадями в крае на 1 тыс. жителей по итогам 2011 года составила 604 кв. метра, тогда как норматив для края – 434 кв. метра. Но при этом необходимо учитывать, что размещение торговых площадей может быть неравномерным. Поэтому мы будем рекомендовать органам местного самоуправления при разработке муниципальных программ развития торговли предусматривать меры по увеличению обеспеченности населения торговыми площадями и развитию современных форматов торговли.
– Одна из задач программы – сократить разрыв между селом и городом по уровню обеспеченности торговлей. Как можно решить эту задачу?
– Стоит отметить, что по уровню обеспеченности торговыми площадями существенной разницы между городом и селом в крае не наблюдается. Практически везде норматив достигнут. Более того, в 40% сельских территорий уровень обеспеченности населения торговыми площадями больше нормативного в 1,5 раза и выше.
При этом в сельских территориях отмечается значительное превышение нормативов по площадям, предназначенным для реализации продовольственных товаров (в среднем 250%) и недостаток площадей непродовольственного назначения (в 22 муниципальных районах). Поэтому краевая стратегия предусматривает разработку отраслевых муниципальных программ, включение в документы территориального планирования объектов торговли, мероприятия по переводу рынков в капитальные строения, проведение выставочно-ярмарочных мероприятий и др.
Одной из мер стимулирования развития сельской торговли является адресное использование краевой и муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства, а также программ развития сельского хозяйства в части торгово-закупочной и заготовительной деятельности.
– Предполагается, что к 2016 году розничный оборот в крае достигнет 450 млрд. рублей, а оптовый – 451,5 млрд. рублей. На каком уровне эти показатели сегодня?
– В прошлом году оборот розничной торговли составил 218,1 млрд. рублей. В течение всего года темпы его роста были одними из самых высоких в СФО.
Оборот оптовой торговли в прошлом году – 235,7 млрд. рублей. Здесь восстановление идет более медленными темпами. Согласно программе докризисный уровень оборота оптовой торговли должен быть достигнут к завершению срока реализации программы. Однако сегодня существуют предпосылки, что это произойдет значительно раньше.
– Какова роль краевых и муниципальных властей в реализации данной программы?
– Разработчиком документа является Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры. Региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления выступают исполнителями основных ее мероприятий.
Программа позволит консолидировать деятельность органов власти по дальнейшему развитию торговой отрасли на территории края. Важно отметить, что эффективность краевой программы во многом будет зависеть от той работы, которую будут проводить муниципалитеты в рамках своихпрограмм развития торговли. Именно на органы местного самоуправления законом возложены функции по созданию условий для обеспечения жителей услугами торговли.
Самое важное - в нашем Telegram-канале