Экономика

Как в Алтайском крае поддерживают молодых предпринимателей

Предприниматели часто говорят о том, что за 20 лет развития бизнеса сформировались два поколения его представителей — старшее и младшее. К первому относятся те, кто начинал работать в 90-х годах прошлого века, когда речи о какой-то гос­поддержке не шло. Вопрос стоял жестко: выживешь или нет. Сейчас от многих из них можно услышать такие слова: "Теперь-то что не начинать бизнес, вон какая поддержка молодым! Все им рассказывают и денег дают. Нам-то никто не помогал". Действительно, в 2011 году только на информационно-образовательные мероприятия для молодых предпринимателей в крае было потрачено более 41 млн. бюджетных рублей. Но оценить эффективность расходования этих средств весьма непросто.

Олег Богданов

Молодые предприниматели (до 30 лет) на равных со всеми остальными могут воспользоваться любым видом господдержки бизнеса из тех, что есть в крае. Еще совсем недавно, буквально три-четыре года назад, получение гранта на открытие своего дела молодым человеком становилось событием и активно освещалось в прессе. С недавних пор этим уже никого не удивишь. Тем не менее в 2011 году в крае впервые был реализован комплекс мероприятий господдержки, ориентированных именно на молодежь, желающую попробовать свои силы в бизнесе. Все они были исключительно информационного и образовательного плана.

По данным Главного управления молодежной политики и образования Алтайского края, в прошлом году на бюджетные деньги в крае были организованы и проведены два слета, один форум, конкурс "Молодой предприниматель Алтая-2011", около 100 семинаров (по одному-двум в каждом районе и городе) и несколько образовательных программ для молодых мам, школьников, по сельскому туризму и другие. В краевом бюджете на эти цели было запланировано 8,7 млн. рублей, а 34,8 млн. рублей регион выиграл в конкурсе Минэкономразвития. Причем федеральные деньги поступили в край только в декабре и были освоены менее чем за месяц. Именно в этот период программа мероприятий была наиболее насыщенной — по несколько семинаров в день.

В целом за год в слетах, семинарах и форумах приняли участие около 7 тыс. человек. Из них предпринимателями, по данным на конец I квартала 2012 года, стали 374 человека. И ожидаемые результаты от реализации мероприятий для молодежи, которые прописаны в краевой целевой программе поддержки предпринимательства на 2011–2013 годы, формально достигнуты.

Среди намеченных результатов — популяризация предпринимательства в молодежной среде, донесение информации о существующих мерах господдержки, расширение деловых связей, контактов с властью и т. д. В июле текущего года в этот перечень были добавлены и количественные показатели: ежегодное число участников проводимых мероприятий должно составлять 3 тыс. человек, а зарегистрированных субъектов малого и среднего бизнеса из их числа — 360. В краевом управлении молодежной политики пояснили, что ожидаемые результаты были скорректированными по требованию Мин­экономразвития.

"За" и "против"

У предпринимателей как молодых, так и опытных нет единого мнения относительно того, как правильно поддерживать начинающих бизнесменов. У форумов типа "АТР" и "Всероссийский слет сельской молодежи" есть и преданные сторонники, и ярые противники. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть жаркие дискуссии по данной теме на интернет-ресурсах.

Сторонники "АТР" утверждают, что подобные мероприятия полезны, что на них завязываются деловые связи, приобретается ценная информация. "Мне очень понравилось на "АТР", — говорит Виктория Самойленко из Славгорода, которая стала предпринимателем в мае текущего года. — Там грамотные тренеры, на занятиях мы обсуждали реальные проблемы бизнеса, я получила много полезной информации".

Противники подобных мероприятий считают их пустой тратой времени и бюджетных денег.

Дмитрий Романьков,
директор фирмы "Альфа-Групп" в Тальменском районе:

Один мой знакомый, тоже предприниматель, был на "АТР", сказал, что ему не понравилось, что для него там не было ничего ценного.

"Пустой тратой денег" и "сбором ребят для галочки" считает подобные форумы и Александр Распопин, председатель Совета предпринимателей в Кытмановском районе. "Мне кажется, что молодые предприниматели нуждаются в адресной финансовой поддержке. А также в поддержке администрации тех районов, где они работают, в том числе и моральной, — считает он. — У нас недавно молодая предпринимательница открыла кафе-бар, к ней почти сразу пришли полицейские. Сказали, что надо установить камеры видеонаблюдения, туалет сделать внутри здания и так далее. В итоге она закрыла предприятие. И я думаю, что теперь вряд ли еще раз решится открыть свое дело".

Галина Тризна, председатель Совета предпринимателей в Михайловском районе, уверена, что молодежи, которая идет в бизнес, сегодня поддержки более чем достаточно. "Деньги им дают, только многие через год закрываются", — говорит она. К обучению она тоже относится скептически: "Будущие предприниматели перед тем, как получить субсидии, проходят курсы в Барнауле. А что толку, все равно долго не работают. Мало тех, кто серьезно настроен заниматься бизнесом. И их видно сразу".

Андрей Мамаев, исполнительный директор "Неверовской дробильно-сортировочной фабрики", считает, что молодежи необходима прежде всего информационная поддержка. "Нужно рассказывать даже не о законах и нормативах, которые действуют, а об актуальных изменениях в них", — считает он.

"Было бы хорошо, чтобы существовал институт наставничества, чтобы более опытные предприниматели помогали молодым", — говорит Дмитрий Романьков. С ним согласна и Виктория Самойлова: "Если твои родители не предприниматели, то совета, в общем-то, спросить не у кого". Некоторые хотели бы содействия муниципальных властей в решении проблем с помещениями. "У нас сложно найти хорошую площадку под торговую точку по нормальной цене", — говорит владелец магазина по продаже сотовых телефонов "Сотел" в Красногорском районе Вадим Косолапов.

Интернет вместо семинаров

По оценке Ольги Гриневской, исполнительного директора инвестиционной компании, работающей со стартапами, "Главстарт" (Москва), 40 млн. рублей на проведение образовательных мероприятий по поддержке молодых предпринимателей для Москвы было бы явно недостаточно. "На эти деньги можно было бы реализовать образовательную программу, но при условии, что с ее участников будет взиматься дополнительная плата". Она считает, что более полезными для начинающих бизнесменов были бы длительные курсы, а не разовые семинары: "Если человек интересуется предпринимательством, то он может найти всю необходимую ему информацию в Интернете. Там есть лекции, книги, тематические ресурсы. Поэтому ценности именно в проведении точечных семинаров мы не видим. Было бы полезнее, если бы эти деньги давались под проекты, причем не под идеи, а прототипы".

Справедливости ради стоит отметить, что Интернет в селах края пока развит недостаточно хорошо. И интернет-грамотности даже молодежи подчас не хватает. Некоторые молодые предприниматели в разговоре с "ВД" утверждали, что в Глобальной сети они бы не нашли информацию о том, как можно получить грант на развитие своего дела. Та же проблема характерна и для более взрослых предпринимателей: многие плохо информированы. Возможно, в связи с таким положением дел семинары о господдержке действительно оказались полезными. Хотя очевидно, что о формах господдержки бизнеса в Интернете можно узнать все — от условий ее предоставления до проблем, возникающих при ее получении. Правда, вопрос о том, почему информация не доходит до всех через информационно-консультационные центры, которые специально для этого созданы в каждом городе и районе, остается открытым и является темой для другой публикации.

Создается сообщество

Около четырех месяцев назад было создано Сообщество молодых предпринимателей Алтайского края. Его руководитель Анна Клепикова рассказала, что это было сделано по ее инициативе. Наше объединение отличает то, что оно организовано "снизу", самими предпринимателями", — рассказала она. По словам г-жи Клепиковой, сейчас в объединении состоят около 240 человек из разных районов края. "Нашей целью было не только включить в сообщество предпринимателей из Барнаула, но и найти представителей во всех районах края. Для этого были проведены зональные встречи в четырех городах — Бийске, Камне-на-Оби, Барнауле, Рубцовске", — говорит Анна Клепикова. Самым ценным в сообществе она считает дружеские отношения, которые возникли благодаря встречам на семинарах: "Мы теперь общаемся, поддерживаем друг друга, делимся последней информацией, необходимой для развития бизнеса. Когда люди лично знакомы, они, как правило, легко идут на такое общение". Сейчас сообщество проходит процедуру регистрации, после этого оно станет отделением Всероссийского сообщества молодых предпринимателей, которое только создается по инициативе Росмолодежи.

Денег не жалеют

Финансирование некоторых мероприятий краевой целевой программы "О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" на 2011–2013 годы в 2012 году (из краевого и федерального бюджетов):

Компенсация затрат на приобретение техники и оборудования в лизинг — 36 млн. рублей.

Финансирование Алтайского фонда микрозаймов — 100 млн. рублей.

Гранты начинающим предпринимателям — 25 млн. рублей.

Софинансирование муниципальных программ поддержки бизнеса — 50 млн. рублей.

Поддержка молодежного предпринимательства — 43,5 млн. рублей.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость