Взяли в капкан
По данным 2ГИС, в Барнауле и Новоалтайске работают 1066 продуктовых магазинов (см. справку). 12 федеральных и региональных сетей представляют треть продуктовой розницы Барнаула, и их лидеры заявляют о том, что будут наращивать вес.
Владимир Казюта, владелец девяти магазинов "Дельфин", комментирует последствия для мелкой розницы: "Население Барнаула и товарооборот не растут, а количество магазинов увеличилось". В мэрии уточнили altapress.ru: действительно, только за 2017 год число торговых точек возросло почти на 200 штук.
"Сети открываются рядом с магазинами мелкой розницы, дверь в дверь. Точнее, там, где есть покупатель", — говорит Казюта. То есть, по сути, сетевые и самостоятельные ритейлеры сражаются на одних и тех же "пятачках" за один кошелек барнаульцев, причем не такой уж и большой.
Другие места торговли объективно сомнительны, утверждает эксперт: "Даже если речь идет о каком-то районе с большим количеством населения, не факт, что там нужен магазин. Не исключено, что люди привыкли покупать продукты в другом месте, потому что это им удобно".
"Дельфину", как и другим подобным магазинам, приходится выживать. Из-за высокой цены закупа продукты в нем дороже, чем в сети, примерно на 10%, а иногда и выше. "Например, молоко “Простоквашино” у нас стоит около 70 рублей, в сети — 50, а в период акций и вовсе 39,9 рубля", — приводит факт Владимир Казюта.
На фоне падающих доходов населения это критично. "Но мы не можем полностью отказаться от таких товаров, — продолжает предприниматель. — Потому что эту продукцию продвигает производитель, покупатель знает ее, доверяет и выбирает на полке среди неизвестных ему марок".
Выходом могло бы быть объединение мелкой розницы в сообщество, которое за счет своего веса могло бы получать схожие с сетями условия. И действительно, такой проект запустили в 2010 году. В одно юрлицо объединились 20 социальных магазинов Барнаула, которые по договоренности с мэрией делают минимальную наценку на некоторые группы товаров. Их могут купить обладатели социальных карт — люди с небольшим достатком.
Но держится этот проект на доброй воле и благотворительности его участников, говорит возглавляющая объединение Ирина Семенова: "Мы имеем хорошие цены, например, от “Алейскзернопродукта” на его продукцию. Но это нерентабельно для поставщика. Это его жест доброй воли. Социальная ответственность".
Казюта добавляет: особенной выгоды вступление в это объединение не приносит.
На том и стоят
"Наше преимущество — в качестве и в том, что мы можем очень быстро менять ассортимент, — говорит Игорь Карноухов, владелец сети 16 магазинов “Хорошее настроение”. — Предлагать что-то особенное. Мы даем покупателю возможность выбрать понравившийся кусочек рыбки или колбасы. В сети все упаковано в вакуум".
"Отличаться мы стараемся предложением свежего мяса, рыбы, фруктов, — поддерживает коллегу Андрей Ларионов, руководитель сети “Грида”. — Именно оригинальный ассортимент — это то, что кроме шаговой доступности привлекает покупателей".
Жительница центра Барнаула Елена отмечает, что в "не сетях" есть все нужные группы товаров: молоко, кондитерка, пельмени, консервы, крупы, еда для животных и детское питание. "Да, мука будет неразрекламированная, но для блинов на завтрак сгодится", — считает она.
"Вокруг моего дома есть, пожалуй, все сети города, — продолжает Елена. — Но появляюсь я там от силы один-два раза в неделю, потому что ассортимент и обслуживание не устраивают. Все что нужно могу купить в небольших магазинчиках. Там меня в лицо знают все продавцы и в “обморок падают”, если что-то не так".
Хотя порой покупка неизвестных марок в таких магазинах разочаровывает, говорит Евгений, который не так давно выкинул в мусор банку дешевой консервы — "неудачный эксперимент". Он простил свой магазин "у дома", а вот киоск с несвежим творогом и колбасой с душком — нет. Видимо, таких, как он, оказалось много — киоск закрылся.
Серая лошадка
"Я не верю в бурный рост своей сети без инвестиций", — говорит Владимир Казюта. Его слова подтверждает Андрей Ларионов — он вкладывает деньги в ритейл из другого бизнеса.
Его сеть магазинов "у дома" "Грида" стала продолжением одноименных киосков, которые работают на остановках общественного транспорта.
"В один момент мы поняли: работая в формате продуктовых киосков, мы теряем часть рынка. Мы стали подбирать помещения под магазины и развиваем сеть. Сейчас у нас пять торговых точек площадью около 100 квадратов каждая. К открытию готовится еще шесть", — говорит Ларионов.
Цель предпринимателя — иметь 20 магазинов. По его словам, это та отправная точка, которая позволит выйти на другой уровень переговоров с поставщиками, получить лучшие условия.
Доля сети и всех остальных
В Барнауле и Алтайском крае, как, впрочем, и во всей России, сейчас идет борьба между несколькими продуктовыми сетями. Весь 2017 год активно росла "Пятерочка", которая с сентября открывает магазины в нашем регионе.
В феврале 2018-го рынок ритейла всколыхнула информация о том, что основатель "Магнита" Сергей Галицкий продал свои акции банку ВТБ. Новые хозяева пообещали мощные инвестиции и рывок в количественном и качественном развитии.
В стадию бурного роста вышел формат супермаркетов сети "Лента". Ритейлер выкупает помещения, в том числе целые магазины других брендов. В конце прошлого года, например, он приобрел около 20 магазинов сети "Холидей Классик" в Сибири. В том числе четыре — в Барнауле. Сейчас компания набирает персонал для своих торговых точек в столице Алтайского края.
Наконец, не снижает обороты роста региональная сеть "Мария-Ра". Буквально на глазах матереет томская "Ярче!".
Евгений Дешевых, руководитель краевого управления по поддержке предпринимательства, в декабре 2017-го на панельной дискуссии конгресса предпринимательских объединений Алтайского края отчитывался: "Из 14,6 тыс. стационарных объектов около 9 тыс. принадлежат малому бизнесу, то есть 62–63%". Как пояснил altapress.ru эксперт, в денежном выражении они также занимают две трети рынка. Рост сетей, по словам чиновника, идет за счет продуктовых рынков, которых становится все меньше.
Но другие участники мероприятия говорили примерно следующее: "Маленькие магазины душат сети. Мелкий производитель остается за бортом, потому что не может обеспечить крупные поставки в сетевые проекты".
Риторику подтверждают и сейчас. Виталий Попов, коммерческий директор оптовой продуктовой базы "Копейка", которая как раз и снабжает отдельные несетевые магазины, говорит, что с 2015 года их активная клиентская база сократилась на 30%.
С другой стороны, пояснял в интервью altapress.ruАлександр Ракшин, владелец сети "Мария-Ра",
мелкая розница может развиваться за счет своих неоспоримых преимуществ: шаговой доступности, колоссальной клиентоориентированности и мобильности.
Есть ли векторы развития у мелких магазинов в Барнауле?
Altapress.ru выяснил, что сегодня у мелкой розницы есть несколько векторов развития.
Мнения экспертов
Олег Махнаков,
директор компании "Рикон", возглавляет комитет по аграрной политике в общественной организации "ОПОРА России":
— В европейских странах есть закон о торговле, который регулирует работу сетей. Например, они могут открываться только в определенных местах — по периметру квартала, работать до пяти-шести часов вечера, не работать в выходные. И когда они закрываются, покупатель идет в небольшие булочные, мясные лавки. У нас этого закона нет, и мощное лобби в Москве не дает его принять.
Все идет к тому, что в регионе останутся три-четыре крупные сети. Малый бизнес умрет, ведь небольшой производитель не сможет сотрудничать с ними. Давая сетям возможность активно расти, мы убиваем малое предпринимательство.
Между тем мелкая розница — маленькие магазинчики — это социально значимые предприятия. С ними может работать администрация, получая поддержку. Например, на празднование дня села или другие мероприятия.
Ирина Семенова,
глава объединения барнаульских социальных магазинов:
— Производитель объективно не может предложить мелкой рознице цены, как сети. Затраты на логистику съедают их доход. Им выгодно поставлять продукцию на распределительные центры, которые сейчас развивают сети. Вот и получается, что часть производителей, вместо того чтобы работать с нами, везут свой товар в Кемерово. У нас, у мелкой розницы, просто нет шансов. В один прекрасный момент второе дыхание не откроется.
Справка
77 точек шести федеральных сетей работают в Барнауле и Новоалтайске: "Магнит", "Пятерочка", "Лента", "Ашан", "Холидей", METRO.
265 объектов шести региональных: "Ярче!", "Амиго", "Светофор", "Аникс", "Быстроном" и "Мария-Ра" (179 магазинов).
Самое важное - в нашем Telegram-канале