Поддержка есть, но мало
Отрасль машиностроения одна из первых отреагировала на вызовы современности и встала на путь импортозамещения. Причем еще до начала известных политических событий.
Серьезный прорыв, по словам Александра Костина, в этом направлении удалось сделать, когда успешно работала программа государственного субсидирования производителей сельскохозяйственной техники Минсельхоза РФ 14.32.
Доля на внутреннем рынке отечественного машиностроения достигала 74%. В 2022 году она упала до 61%, в 2023-м - до 54%. При этом импорт техники в денежном эквиваленте в 2023 году вырос до 209 млрд рублей. В 2021 году этот показатель составлял 191 млрд рублей.
«Поддержка со стороны государства есть, но финансирование слабое. Субсидирование по программе 14.32 в прошлом году составило 8 млрд рублей. По остальным еще меньше, - отметил Костин. - На компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий - вообще 0%. В разрезе участия в госпрограммах можно оценить, сколько в России действует стабильных машиностроительных компаний. В сегменте сельхозназначения их не более 55. И это на всю большую аграрную страну».
Также представитель отечественного машиностроения акцентировал внимание на высоких ставках Центробанка. Производителям доступны кредиты под 20% годовых, а то и выше. И все находятся в ожидании дальнейшего роста.
«Если перед начинающим предпринимателем стоит дилемма вложить сбережения в производство или положить под проценты в банк, то логично, что он выберет второй вариант. С точки зрения производственников, глубоко погрузившихся в процесс, это не очень хорошо. Но нам приходится задумываться, как выжить, а не как развиваться », - подчеркнул спикер.
Расчет на дружественные страны
Отечественное сельхозмашиностроение напрямую завязано на поставки комплектующих, необходимых для производства техники. В этом плане российские производители деталей и компонентов не могут закрыть потребности коллег.
«С чем это связано? В первую очередь с отсутствием эффективных программ поддержки производителей комплектующих, - говорит Костин. - Чтобы развивать новый сегмент, перестроить под него производство, им нужны объемы, которые мы им дать не можем. И пока такое положение вещей будет сохраняться, весь расчет - на дружественные страны, которые, я надеюсь, таковыми и останутся».
Необходимую комплектующую базу тот же «Агроцентр» закупает в Китае, Турции, Белоруссии. При этом Костин приводит такие цифры:
«Возьмем для сравнения китайскую деталь и российскую. Себестоимость заготовки в КНР обходится в 934 рублей, у нас 3,3 тыс. Затраты на режущие инструменты в Китае - 960 рублей, в России 2,5 тыс. Это говорит о том, что наше производство в десятки раз дороже, в том числе за счет затрат на энергетические ресурсы и транспортные расходы»
По официальным данным, отмечает Костин, в сельхозмашиностроении по прошлому году спад производства составил 10-30%. В этом году эти показатели сохраняются. Всего за пять месяцев 2024 году отечественные машиностроители изготовили: плугов - 642, борон - 1819, культиваторов - 1107. На всю Россию.
«Знаменательным событием для страны стало открытие тракторного завода на «Ростсельмаше». Это первый завод за весь постсоветский период. Но, боюсь, следующий будет лет через 60», - подытожил машиностроитель.
Самое важное - в нашем Telegram-канале