Экономика

Концентрация торговли в стране по-прежнему низкая

В начале февраля в Бийске проходил "Форум поставщиков и ритейла-2012".

В мероприятии прияли участие 168 гостей, в числе которых —  представители "Союза независимых сетей России", крупнейшей немецкой торговой сети Edeka, а также российских торговых сетей. В своем докладе менеджер по работе с ключевыми клиентами Сибири и Дальнего Востока компании Nielsen поделилась тенденциями покупательского поведения на рынке страны.

Ольга Севостьянчикова:

Я бы хотела начать с тех изменений, которые наметились в портрете потребителя за последнее время. Эта тема является ключевой как для производителя, так и для ритейлера. На протяжении многих лет Nielsen измеряет индекс потребительского доверия. Этот показатель отражает, насколько покупатель готов тратить деньги, как он оценивает собственное финансовое благополучие, перспективы трудоустройства и насколько он считает текущее время удачным для трат.

Период восстановления, который начался с III квартала 2009 года и продолжался до 2010 года, в прошлом году перешел в стадию рецессии. Но в конце 2011 года произошло падение индекса с 89 до 84 (максимальное значение индекса потребительского доверия — 100). Это значит, что потребитель не совсем готов тратить. Мы проводили опрос россиян, считают ли они, что страна до сих пор находится в кризисе. Число тех, кто положительно ответил на этот вопрос, не такое большое, как год назад, но это все еще значительная часть населения (60%). Такой настрой напрямую отражается на готовности людей тратить. 

Если в 2008–2010 гг. потребитель говорил, что больше всего его волнует состояние экономики, то в конце прошлого года обнаружился новый фактор, который заботит покупателя больше остальных, — это собственное здоровье. Параллельно людей волнуют растущие тарифы на коммунальные услуги,  цены на топливо и продукты.

Мы также спрашивали потребителей, делают ли они накопления, и получили довольно тревожный результат. Все больше людей говорят о том, что свободных средств у них не остается. Только треть населения имеет возможность откладывать деньги. В целом растет число тех, кто считает, что сегодня неудачное время для покупок, и тех, кто готов тратить деньги только на необходимые вещи (70% опрошенных).

Если перейти к показателям динамики продаж тех или иных категорий продуктов, то  почти все они преодолели уровень кризисного 2009 года. Однако есть категории, объемы продаж которых не смогли достичь даже уровня кризисного периода, — это водка и пиво. Cнижение объемов демонстрируют такие категории, как зубные пасты, стиральные порошки, сигареты. Объем продаж последней категории упал на 7% по сравнению с 2009 годом.

Мы поинтересовались у наших респондентов, на чем они собираются экономить. Оказалось, что люди планируют отказать себе в развлечениях, четверть опрошенных собирается экономить на газе и электричестве, 16% будут покупать меньше новой одежды, 14% хотят экономить на сигаретах, столько же собираются покупать меньше алкоголя или переходить на более дешевые брэнды.

В 2009–2010 гг. нашего потребителя волновало качество продукции, и, выбирая магазин, он руководствовался именно этим критерием. В прошлом году важными для потребителя стали такие факторы, как большой ассортимент и площадь магазина. Также покупатели говорят о том, что их волнует ценовой уровень в магазине и соотношение "цена — качество". То есть люди возвращаются в гипермаркеты, растет количество денег, которые они оставляют в магазинах этого формата. Но если канал супермаркетов остается стабильным, то вот дискаунтеры теряют покупателей. Каким будет поведение людей в 2012 году, неизвестно. Но есть основания предполагать, что после марта фактор цены снова окажется в приоритете.

Коротко — о перспективах развития ритейла в России. Концентрация торговли в стране по-прежнему крайне низкая. Если в Европе на 1 млн. человек населения приходится 14 гипермаркетов, то у нас показатель пока не так впечатляет. Наибольшая концентрация гипермаркетов наблюдается в Санкт-Петербурге — 10 магазинов на 1 млн. человек. Если говорить о Сибири, то в Новосибирске на 1 млн. жителей приходится пять магазинов этого формата, а в Омске  — четыре.

Современные форматы торговли продолжают улучшать динамику объемов продаж. Уже 53% денежных потоков проходит через канал современной торговли (гипермаркеты, супермаркеты и минимаркеты самообслуживания). Что касается традиционных форматов (прилавочные магазины, киоски, павильоны, открытые рынки), то их значение уменьшается, люди реже ходят сюда за покупками.

В Москве и Санкт-Петербурге количество магазинов за последние четыре года увеличилось на треть. Число торговых точек в крупных городах и городах-миллионниках возросло на 38%. Но гораздо более существенная динамика наблюдается в мелких городах — 64%. Территории за пределами столиц и крупных городов сегодня наиболее интересны для ритейлеров.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость