Типы новых бюджетных учреждений (казенные, бюджетные, автономные), которые в Алтайском крае должны быть созданы к 1 июля 2012 года, имеют разный потенциал развития и разную степень контроля. Чем они отличаются друг от друга?
За что платить?
Наш читатель, прочитав предыдущую публикацию "СК" о реформе (см. № 40), предположил: "Ну все, прощай, бесплатный инсулин". Ведь закон санкционировал получение учреждением дополнительных доходов – вот и будут брать деньги за все. Однако такие выводы – ошибка: право зарабатывать доходы никак не отменяет бесплатные услуги и государственные обязательства!
– Все социальные обязательства перед населением сохраняются. Это регулируется другими правовыми актами, которые изменениям не были подвержены, – пояснила "СК" Марина Клишина, первый зам генерального директора Центра исследований бюджетных отношений (Москва).
То же касается и других учреждений, например школ. Есть федеральные стандарты, в которых указано, сколько часов дается на физику, математику и т. д. На их основе формулируется государственное (муниципальное) задание, на выполнение которого дается субсидия. А вот плата предусмотрена за то, что делается сверх задания.
Важно! Порядок установления цен на платные услуги будет регулировать учредитель (отраслевой орган). Плата за услуги должна стать понятной и прозрачной.
Под присмотром
Не случится ли так, что субсидии, выданные на обучение или лечение, пойдут на покупку машины директору, а в школе месяцами не будет, скажем, учителя физики?
В казенных учреждениях все будет по-старому: финансирование по смете, счета в казначействе. Поэтому и контроль за целевым расходованием средств будет жестким. Плюс контроль госзадания, если оно есть.
В бюджетных учреждениях нового типа под контроль учредителя попадают капитальные расходы и выплаты населению и, конечно, исполнение госзадания. В автономных же контролируется только последнее (задание).
– Достижение запланированных показателей контролируется учредителем – отраслевым органом (например, управлением по образованию), – продолжает Марина Клишина. – Кроме того, есть отраслевые требования, выполнение которых контролируется и будет контролироваться уполномоченными органами: Роспотребнадзором, пожнадзором и т. п. Учитель физики – из этой серии.
Добавим, что учреждения всех типов обязаны будут публиковать отчеты о деятельности в Интернете, так что все желающие смогут держать ее под пристальным наблюдением.
Важно! В самых самостоятельных автономных учреждениях закон предусмотрел создание наблюдательного совета в составе 5–11 человек. Представители общественности в нем могут составлять не менее трети.
Кто ответит?
Беспокойство у читателей вызвало и еще одно новшество федерального закона № 83: субсидиарная ответственность государства по обязательствам бюджетных организаций отменяется.
Субсидиарная ответственность – это когда учредитель выплачивает долги учреждения, если у самого учреждения средств на их погашение не хватает. А ну как директор учреждения займет деньги – чем будет расплачиваться? Имуществом школы, больницы, предполагают читатели.
Однако и это не так. Ведь собственником имущества новых бюджетных учреждений продолжает оставаться РФ, регион или муниципальное образование. И без согласия собственника распоряжаться им учреждение просто не вправе. Особо регламентированы в законе и крупные сделки, а также сделки с заинтересованностью: в бюджетных учреждениях нового типа они должны быть предварительно согласованы с учредителем, в автономных – с наблюдательным советом.
Важно! За просроченную кредиторскую задолженность, превышающую предельно допустимые значения, руководитель несет персональную ответственность – увольнение, за убыток – взыскание в размере убытка. В регионе должен быть подготовлен перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по долгам, но пока такой перечень не подготовлен.
Блиц
Отвечает Марина Клишина, первый зам генерального директора Центра исследований бюджетных отношений.
– От кого зависит, на какой тип учреждения будет переведен садик, школа и т. д.?
– От органов государственной власти субъекта РФ, местного самоуправления (пока решение об этом в крае не принято. – Прим. авт.).
– Могут ли малокомплектная школа, детсадик, Дом культуры остаться казенными учреждениями?
– Могут. Только зачем? Новых возможностей для развития у них не появится.
– Влияет ли размер учреждения на выбор типа?
– Влияет не размер, а возможность или невозможность развития, оказания платных услуг.
– При выборе типа учреждения учитываются готовность, умение, благонадежность руководителя учреждения. Кто это оценивает?
– Учредитель совместно с самим учреждением.
– В детском садике воспитателей принуждают готовить бизнес-план. С чем это связано?
– Впервые слышу об этом от вас. По закону бизнес-план готовить не предусмотрено.
– Сохранятся ли льготы, например, для сельских учителей?
– Да.
Самое важное - в нашем Telegram-канале