К таким выводам пришли наши партнеры — эксперты Института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП, Москва), подготовившие совместно с консалтинговой компанией "Финист" аналитическую работу "Индекс кредитного благоприятствования развитию малого бизнеса". С некоторыми итогами этого любопытного исследования мы знакомим читателей. Полный вариант работы читайте на сайте института.
Основные понятия
Индекс кредитного благоприятствования — это индекс банковского рынка, отражающий настроения участников, их готовность кредитовать малый бизнес. Основные черты такой готовности — открытость для клиентов (доступность информации о кредитовании), динамичность (изменения предложений для клиентов вслед за конкурентами), стремление к совершенствованию (улучшение качества сервиса, активное консультирование).
Малые предприятия, как правило, ограничены в ресурсах для длительной работы с банками. Кредит часто нужен им срочно, и тот банк, который оказывается более оперативным в рассмотрении заявки, который предоставляет больше информации о своих услугах, и становится партнером предпринимателя. Оперативность и внимание представители малого бизнеса ценят и по той причине, что многие из них еще не имеют опыта кредитования.
Отправной точкой для нашего анализа является не банк, а каждая отдельная программа кредитования. По сравнению с кредитованием вообще программа для МСП имеет большую ценность, удовлетворяя конкретные потребности клиентов. Чем более четко сформулировано содержание программы, тем более она полезна для потребителя. Сам факт наличия программ в банках уже является важным индикатором готовности кредитовать малый бизнес.
В идеале программы кредитования должны быть ориентированы на решение конкретных экономических вопросов и поэтому соответствовать определенному ряду требований (название, цели предоставления финансирования, четко формализованное описание потенциальных заявителей, ценовые условия сотрудничества, сроки предоставления финансирования, включая возможности отсрочки платежей по процентам, основному долгу и т. д.). В реальности столь детально описанных программ нами не зафиксировано, поэтому мы выбрали в качестве основного критерия тот факт, что программа выделена банком в отдельную позицию и имеет свое название. Дополнительный критерий — это различия не менее чем по трем характеристикам программы (например, по требованиям к залогу, к оборотам заемщика, процентной ставке).
Также при анализе программ мы не прибегаем к унификации критериев отнесения предприятий к малому или крупному бизнесу, ориентируясь на те параметры, которые задают сами банки. Так, минимальные суммы кредитования малых и средних компаний начинаются от сотен тысяч, а максимальные — превышают 100 млн. рублей.
Исследование охватывает 20 крупнейших банков страны на рынке кредитования малого и среднего бизнеса (см. справку). В качестве основного показателя для составления рейтинга был выбран совокупный портфель кредитов (использовались данные рейтинга РБК, а также собственные оценки на основании информации, публикуемой в СМИ).
Лидеры и прочие
ИКБ в феврале 2010 г. составил, по нашим подсчетам, 151 балл (см. "Методику расчета"). Причем крупнейшие индивидуальные индексы получились у "Номос-банка" (208 баллов), "Локо-банка" и Сбербанка (по 197 баллов). "Номос-банк" и "Локо-банк" показали наилучшие результаты при консультировании клиентов. Сбербанк лидирующим местом обязан во многом своим привлекательным ставкам кредитного предложения.
Также нами выводился индекс кредитной политики, который отражает позиции банков с точки зрения благоприятности экономических условий кредитования, а именно — запрашиваемой стоимости кредита и обеспечения по нему. Здесь лидером рейтинга стал Сбербанк, чья ставка (15%) является наиболее привлекательной при умеренных (близких к среднерыночным) требованиях к потенциальным заемщикам. Средняя ставка кредитования по исследованным кредитным программам в феврале текущего года составила 20,8%, снизившись по сравнению с декабрем на 2,6%. Тенденции к снижению ставок были зафиксированы и Центробанком РФ, согласно обследованию "Изменения условий банковского кредитования в IV квартале 2009 года". В частности, в IV квартале доля банков, сообщивших о снижении ставок по кредитам населению и МСБ, превысила 25%, а еще около 10% банков снизили комиссии.
Вместе с тем если накануне кризиса многие банки начинали активно работать с малыми предприятиями именно из-за возможности получения более высокой маржи, то сейчас такие возможности призрачны. Рентабельность операций предпринимателей резко упала, так как малый бизнес в основном работает на высококонкурентных рынках. В этих условиях кредитоваться под 25–30% мало кто может себе позволить, так как в лучшем случае работает с рентабельностью 5–6%, в худшем — в минус. Текущие ставки кредитования отпугивают потенциальных клиентов. Банкам приходится либо снижать ставки, либо отказываться от активной работы в данном сегменте. Впрочем, поддаваясь общей тенденции снижения ставок, многие из них сохраняют достаточно жесткие требования к заемщикам.
Что тормозит процесс кредитования?
Наиболее жесткие требования к заемщикам по критерию длительности хозяйственной деятельности заемщиков предъявляются в Альфа-Банке, где рассматривают заявки лишь от компаний, проработавших более двух лет. В "МДМ-банке" требования снижаются до полутора лет. В большинстве банков ориентируются на необходимый срок деятельности заемщика около 12 месяцев, хотя при больших по сумме кредитах требования могут ужесточаться. Наименее требовательным к заемщикам является Сбербанк, где отдельные программы кредитования допускают, чтобы предприятие проработало всего три месяца.
Развитие кредитования тормозится и неопределенной ситуацией с залоговым обеспечением. Если накануне кризиса в качестве залога банки достаточно легко рассматривали даже товар в обороте, то сейчас, когда риск остаться с огромной партией товара на арендованной территории довольно велик, они стали более осторожными.
Кредитование под приобретение основных средств, которые сразу же оформлялись в залог, представлялось доступным накануне кризиса даже для малого бизнеса. Теперь банки обременены оборудованием, транспортом, которые они не могут ни продать, ни заставить работать. В отдельных случаях банкам приходится вспоминать "давальческие" схемы, столь популярные в 1990-х. Чтобы хоть как-то возвращать свои средства, банки сдают бывшим собственникам имущество в аренду, обеспечивая закупки сырья и сбыт продукции, пытаясь сохранить рыночную стоимость актива до появления покупателя.
Недвижимость является не менее болезненной темой, хотя большинство банков по-прежнему называют ее среди первоочередных предметов залога (в отдельных банках вообще невозможно получить кредит без обеспечения недвижимостью). Однако, как и до кризиса, банки не слишком внимательны при анализе залоговой недвижимости. Поверхностный подход к работе с объектами недвижимости, пренебрежение как тщательной камеральной, так и полевой проверкой весьма чреваты. По большинству ипотечных кредитов для бизнеса сотрудники банка даже не выезжают на место. А если выезжал сотрудник аккредитованной оценочной компании, то, конечно, он может подтвердить только наличие объекта недвижимости. Однако проблемы не лежат на поверхности, они скрыты в соответствии объекта недвижимости документам, требованиям различных ведомств.
В этих условиях снова оказываются востребованными поручительства собственников и третьих лиц, которые позволяют банку уменьшить риски кредитования и получить пространство для ценового маневра.
Банки, охваченные мониторингом
"Абсолют-банк", "Ак Барс", Альфа-Банк, Банк Москвы, BSGV, "Возрождение", ВТБ 24, "Инвестторгбанк", "Интеза" (КМБ-Банк), "Локо-банк", "МДМ-Банк", "Национальный торговый банк", "Номос-банк", "Промсвязьбанк", "Росбанк", "Росевробанк", Сбербанк, "Траст", "Уралсиб", "Юниаструм банк".
Совокупный кредитный портфель по кредитам малым и средним предприятиям данных банков в I полугодии 2009 г. составлял более 1 трлн. рублей.
Самое важное - в нашем Telegram-канале