Идею орошения Китая алтайской водой в начале мая озвучил министр сельского хозяйства России Александр Ткачев. Пока ученые не берутся давать оценки этому проекту, поскольку не известны его детали: будет ли это канал или водопровод, откуда планируют брать воду для этих целей и какой объем хотят поставлять. Ученые признают, что бывают проекты хорошо проработанные, которые могут реализовываться без большого вреда для экологии. При этом часто на практике бывает, что расчеты оказываются неверными.
Геннадий Барышников,
завкафедрой природопользования и геоэкологии географический факультета АлтГУ:
Нигде и никогда ранее вопрос забора воды из Алтайского края для переброса в Китай не обсуждался. Если воду будут брать из Кулундинского канала, как это было озвучено, то возникает вопрос, как быть с судоходством ниже по течению Оби. Кулундинский канал был построен для орошения Кулундинской степи из Оби. Буквально несколько лет назад уровень Оби был настолько низким, что транспортные суда не могли перевезти товар на север Томской и Тюменской области. На сегодня речной транспорт самый дешевый. И если его не будет, то будет нарушено снабжение нефе-газовых регионов. Но полагаю, что люди, которые предложили эту идею, сделали нужные расчеты. Правда, часто бывает так, что они не совпадают с реальностью. Тот же самый Кулундинский канал привел к большому засолению почвы и антропогенному изъятию почвы из оборота. Получилось, что в самом канале происходили большие утечки. Непонятно также, как повлияет изъятие воды на те паводки, которые у нас происходят ежегодно.Геннадий Барышников.asu.ru
Геннадий Барышников также отметил, что это далеко не первая идея переброски рек. Одна из них касалась и водоснабжения Казахстана, который сейчас тоже испытывает проблемы. В том числе и из-за того, что Китай наращивает забор воды из Черного Иртыша. Эту воду в конечном итоге теряет наша страна.
Геннадий Барышников,
завкафедрой природопользования и геоэкологии географический факультета АлтГУ:
Вопрос и в том, как будут решаться государственные взаимоотношения, потому что в этом проекте задействованы три страны: водовод должен проходить по территории Алтайского края, Казахстана и Китая. Казахстан и без того недоволен тем, что китайцы через Черный Иртыш забирают у них воду, чтобы орошать поля. Воды в Казахстане не хватает даже, чтобы наполнить Бухтарминское водохранилище.
Несколько лет назад была идея забирать воду из низовий Иртыша и отправлять в обратную сторону в Казахстан. До этого, в 80-е годы обсуждали идею переброски стока сибирских рек для наполнения Каспия. Но от этих идей отказались и уровень Каспийского моря сам стал подниматься на необходимую высоту, то есть природа сама отрегулировала.
С этим водоводом есть много проблем. Экологи должны хорошо поработать над этой идеей, потому что изменение климата в западной Сибири — проблема похуже цунами в Японии.
Экологи согласны, что давать конкретные оценки этой идее, пока нет проекта, преждевременно. Как рассказал Директор института водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук Юрий Винокуров, пока этот проект напоминает непросчитанную идею переброса сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию.
Юрий Винокуров,
директор института водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук:
Министр пока говорил о том, что возможна проработка этого вопроса. Этот вопрос сейчас не проработан, поэтому говорить на эту тему рано. Для начала нужно провести хотя бы предварительные расчеты.Юрий Винокуров, директор Института водных и экологических проблем Сибирского отделения РАН.Михаил ХаустовНапример, если брать паводковую воду, то она у нас есть только месяц-полтора, а давать такие объемы в течение всего года можно только, если построить водохранилище и аккумулировать ее.
Пока к этому я бы отнесся как к тому, что есть определенная заинтересованность во взаимоотношениях, а вода это очень дорогостоящий ресурс, который есть у России и она может им делиться. Но нужно очень хорошо просчитать, каким путем и сколько воды мы можем отдавать.
Пока я не скажу, что категорически против проекта, потому что этот вопрос даже не прорабатывался. Может, у министра есть какие-то предложения, но они не известны.
Самое важное - в нашем Telegram-канале