Тревожная реальность
Сергей Толмачев, коммерческий директор «Мартики», на сентябрьской выставке HouseHold Expo – 2025 (ХаусХолд Экспо – 2025) недосчитался нескольких коллег по рынку. Их места в этом году заняли китайские производители и поставщики — иначе пустовали бы значительные площади.
Несколько отечественных компаний уже не смогли себе позволить тратить средства на оплату участия в выставке. Такова тревожная реальность.
Представители компаний-конкурентов, с которыми я пообщался на выставке, констатировали спад на нашем рынке. В «Мартике» в этом году тоже сократилось производство как в денежном выражении, так и в физическом объеме. Мы вынуждены были даже пойти на некоторое сокращение персонала — при таких объемах загрузить работой всех сотрудников не удалось, — говорит Толмачев.
Перспективный канал
Главные причины спада известны: охлаждение экономики и снижение покупательной способности. Но давление оказывают и другие факторы, например наплыв китайских товаров на российских маркетплейсах.
Компания «Мартика» третий год осваивает онлайн-торговлю и считает этот канал продаж весьма перспективным. Объем продаж через маркетплейсы у компании удваивается каждый год.
Тем временем маркетплейсы упростили доступ на свои площадки для китайских товаров и конкуренция становится все жестче. Китайские продавцы легко интегрируются в российские платформы и переманивают покупателей особо низкой ценой. Способствует этому и благоприятное для их товаров соотношение курса рубля и юаня.
Впрочем, в «Мартике», несмотря на конкуренцию со стороны китайских поставщиков, рассчитывают получить прибыль от продаж через маркетплейсы по итогам года.
Мы можем обеспечить быструю доставку при стабильно высоком качестве, и много работаем над этим. Скорость доставки — один из главных критериев выбора товара», — объясняет Сергей Толмачев.
Растущие неплатежи
Другой негативный фактор — нарушение сроков оплаты товаров. На июньском съезде Российского союза промышленников и предпринимателей неплатежи назвали одним из главных рисков в экономике 2025 года.
В «Мартике» с этой оценкой согласны: больше половины ее крупных клиентов регулярно задерживают платежи. «А в текущем году эту порочную практику применяют и нескольких крупных ритейлеров», — объясняет Сергей Толмачев.
По словам Виталия Смокотина, столь широкого распространения неплатежей не было последние лет десять. «Ведем переговоры, предупреждаем, предъявляем претензии, судимся», — говорит он.
Ответная реакция
Между тем главный рецепт выживания, по мнению топ-менеджеров «Мартики», один — рост производительности труда. Это то, на что может повлиять сама компания.
Ранее aitapress.ru уже рассказывал: «Мартика» взяла курс на автоматизацию и роботизацию производства. На сегодня уже 56% термопластавтоматов (ТПА) оснащены роботами, сообщил Тимофей Молчанов, технический директор компании.
Эффект такой: теперь один сотрудник может обслуживать до пяти роботизированных ТПА. Раньше же, до установки роботов, он справлялся максимум с двумя.
Дальнейшую роботизацию мы временно приостановили, — объяснил Тимофей Молчанов. — При текущих объемах производства оснащенность роботами считаем достаточной. Теперь приступаем к проекту перестройки системы подачи сырья. Получили на него средства из Фонда развития Алтайского края по льготной ставке.
Что даст компании новый проект? Дальнейшее сокращение издержек и высвобождение площадей, а в итоге рост производительности труда.
Сегодня сырье подвозят к каждому термопластавтомату, а грузчик вручную засыпает его в бункер. Если подавать сырье по трубопроводам из единого распределительного центра, эти затраты будут исключены.
Силосы с сырьем будут размещены снаружи, рядом с производственным корпусом, что позволит освободить еще часть площадей, которые мы сможем задействовать в производстве, — добавляет Виталий Смокотин.
Сегодня подрядчик разрабатывает для «Мартики» решение под ключ с учетом всех нюансов и пожеланий заказчика. А реализовывать его будут поэтапно, в течение двух-трех лет.
Это наш задел на будущее. Благодаря этому проекту и роботизации компания сможет быстро нарастить производство, когда на рынке сложится благоприятная конъюнктура, — добавил Тимофей Молчанов.
Положительный результат
Сергей Толмачев также рассказал, как ситуация в экономике влияет на выпуск новых изделий, ведь ранее «Мартика» ежегодно выводила на рынок новшества.
Покупатели, наши посредники, уже не так охотно, как раньше, вводят новые товары, так как из-за снижения потока покупателей вынуждены сокращать складские площади и экономить, — говорит Толмачев. — Тем не менее, в августе мы начали продажи новинки — системы ящиков для хранения вещей. Получившийся продукт полностью себя оправдал по качеству. А покупатели высоко оценили его уникальные преимущества — продажи растут каждую неделю.
По словам коммерческого директора, разрабатывая и запуская новое изделие, компания скрупулезно анализирует, принесет ли оно прибыль и сможет ли подвинуть конкурента на полке. Однако риск, что товар не «выстрелит», существует. Поэтому в «Мартике» намерены еще более взвешенно принимать решение о разработке и выводе на рынок новшеств.
Резюмируя беседу, Виталий Смокотин заверил: несмотря на проблемы, компания закончит год с положительным результатом. К этому есть все предпосылки.
Цифра
56% термопластавтоматов «Мартики» оснащены роботами.





