Экономика
Erid: F7NfYUJCUneTTTdPUCzh

«Мы наращиваем мышцы». Топ-менеджеры «Мартики» рассказали, как выживают в условиях неплатежей и конкуренции с Китаем

Все чаще российские топ-менеджеры и банкиры заявляют о признаках рецессии в гражданском секторе экономики. «Ситуация сложная», — подтвердили в барнаульской компании «Мартика» — производителе товаров из пластмасс для дома. Но рецепт выживания остается прежним — производительность труда. «Мы не отказываемся от инвестиций. Реализуя инвестпроекты, мы повышаем эффективность и наращиваем мышцы, чтобы быстро пойти вперед, когда ситуация на рынке улучшится», — объяснил гендиректор «Мартики» Виталий Смокотин.

В компании рассказали, что происходит на рынке, как она адаптируется к ситуации и почему в столь трудный период начала новый инвестпроект.

Производство компании «Мартика».
Производство компании «Мартика».
Фото: Дмитрий Лямзин.

Тревожная реальность

Сергей Толмачев, коммерческий директор «Мартики», на сентябрьской выставке HouseHold Expo – 2025 (ХаусХолд Экспо – 2025) недосчитался нескольких коллег по рынку. Их места в этом году заняли китайские производители и поставщики — иначе пустовали бы значительные площади.

Несколько отечественных компаний уже не смогли себе позволить тратить средства на оплату участия в выставке. Такова тревожная реальность.

Представители компаний-конкурентов, с которыми я пообщался на выставке, констатировали спад на нашем рынке. В «Мартике» в этом году тоже сократилось производство как в денежном выражении, так и в физическом объеме. Мы вынуждены были даже пойти на некоторое сокращение персонала — при таких объемах загрузить работой всех сотрудников не удалось, — говорит Толмачев.

Стенд компании «Мартика» на выставке HouseHold Expo – 2025.
Фото: Наталья Киль.

Перспективный канал

Главные причины спада известны: охлаждение экономики и снижение покупательной способности. Но давление оказывают и другие факторы, например наплыв китайских товаров на российских маркетплейсах.

Компания «Мартика» третий год осваивает онлайн-торговлю и считает этот канал продаж весьма перспективным. Объем продаж через маркетплейсы у компании удваивается каждый год.

Тем временем маркетплейсы упростили доступ на свои площадки для китайских товаров и конкуренция становится все жестче. Китайские продавцы легко интегрируются в российские платформы и переманивают покупателей особо низкой ценой. Способствует этому и благоприятное для их товаров соотношение курса рубля и юаня.

Впрочем, в «Мартике», несмотря на конкуренцию со стороны китайских поставщиков, рассчитывают получить прибыль от продаж через маркетплейсы по итогам года.

Мы можем обеспечить быструю доставку при стабильно высоком качестве, и много работаем над этим. Скорость доставки — один из главных критериев выбора товара», — объясняет Сергей Толмачев.

Товары для дома из пластмассы компании «Мартика».
компания «Мартика».
Товары для дома из пластмассы компании «Мартика».
компания «Мартика».
Товары для дома из пластмассы компании «Мартика».
компания «Мартика».
Продукция компании «Мартика». Миски для миксера «Мадена».
Фото предоставлено компанией «Мартика».
Продукция компании «Мартика». Миски для миксера «Мадена».
Фото предоставлено компанией «Мартика».

Растущие неплатежи

Другой негативный фактор — нарушение сроков оплаты товаров. На июньском съезде Российского союза промышленников и предпринимателей неплатежи назвали одним из главных рисков в экономике 2025 года.

В «Мартике» с этой оценкой согласны: больше половины ее крупных клиентов регулярно задерживают платежи. «А в текущем году эту порочную практику применяют и нескольких крупных ритейлеров», — объясняет Сергей Толмачев.

По словам Виталия Смокотина, столь широкого распространения неплатежей не было последние лет десять. «Ведем переговоры, предупреждаем, предъявляем претензии, судимся», — говорит он.

Ответная реакция

Между тем главный рецепт выживания, по мнению топ-­менеджеров «Мартики», один — рост производительности труда. Это то, на что может повлиять сама компания.

Ранее aitapress.ru уже рассказывал: «Мартика» взяла курс на автоматизацию и роботизацию производства. На сегодня уже 56% термопластавтоматов (ТПА) оснащены роботами, сообщил Тимофей Молчанов, технический директор компании.

Эффект такой: теперь один сотрудник может обслуживать до пяти роботизированных ТПА. Раньше же, до установки роботов, он справлялся максимум с двумя.

Тимофей Молчанов, технический директор компании «Мартика».
Фото: Анна Зайкова.

Дальнейшую роботизацию мы временно приостановили, — объяснил Тимофей Молчанов. — При текущих объемах производства оснащенность роботами считаем достаточной. Теперь приступаем к проекту перестройки системы подачи сырья. Получили на него средства из Фонда развития Алтайского края по льготной ставке.

Что даст компании новый проект? Дальнейшее сокращение издержек и высвобождение площадей, а в итоге рост производительности труда.

Сегодня сырье подвозят к каждому термопластавтомату, а грузчик вручную засыпает его в бункер. Если подавать сырье по трубопроводам из единого распределительного центра, эти затраты будут исключены.

Силосы с сырьем будут размещены снаружи, рядом с производственным корпусом, что позволит освободить еще часть площадей, которые мы сможем задействовать в производстве, — добавляет Виталий Смокотин.

Сегодня подрядчик разрабатывает для «Мартики» решение под ключ с учетом всех нюансов и пожеланий заказчика. А реализовывать его будут по­этапно, в течение двух-трех лет.

Это наш задел на будущее. Благодаря этому проекту и роботизации компания сможет быстро нарастить производство, когда на рынке сложится благоприятная конъюнктура, — добавил Тимофей Молчанов.

Производство и продукция компании «Мартика».
Анна Зайкова.
Производство и продукция компании «Мартика».
Анна Зайкова.
Производство и продукция компании «Мартика».
Анна Зайкова.
Производство и продукция компании «Мартика».
Анна Зайкова.

Положительный результат

Сергей Толмачев также рассказал, как ситуация в экономике влияет на выпуск новых изделий, ведь ранее «Мартика» ежегодно выводила на рынок новшества.

Покупатели, наши посредники, уже не так охотно, как раньше, вводят новые товары, так как из-за снижения потока покупателей вынуждены сокращать складские площади и экономить, — говорит Толмачев. — Тем не менее, в августе мы начали продажи новинки — системы ящиков для хранения вещей. Получившийся продукт полностью себя оправдал по качеству. А покупатели высоко оценили его уникальные преимущества — продажи растут каждую неделю.

По словам коммерческого директора, разрабатывая и запуская новое изделие, компания скрупулезно анализирует, принесет ли оно прибыль и сможет ли подвинуть конкурента на полке. Однако риск, что товар не «выстрелит», существует. Поэтому в «Мартике» намерены еще более взвешенно принимать решение о разработке и выводе на рынок новшеств.

Резюмируя беседу, Виталий Смокотин заверил: несмотря на проблемы, компания закончит год с положительным результатом. К этому есть все предпосылки.

Цифра

56% термопластавтоматов «Мартики» оснащены роботами.


Подпишитесь на Алтапресс в Телеграме и в Max

  • Реклама
  • ООО «Мартика»
  • ИНН: 2224118330
При подготовке материалов используются сервисы экосистемы для бизнеса Контур

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Рассказать новость