Экономика

"Мы сделали ставку на экспорт". Виктор Яшкин рассказал о том, почему барнаульские патроны востребованы во всем мире

Ежегодно в январе в Лас-Вегасе проходит крупнейшая в мире выставка производителей оружия и боеприпасов "SHOT show". В этом году на ней был и алтайский представитель — "Барнаульский патронный завод". Вскоре после возвращения из Лас-Вегаса Виктор Яшкин, генеральный директор холдинга "Барнаульский станкостроительный завод" (в него входит в том числе патронный завод), встретился с корреспондентом нашей газеты и рассказал об особенностях работы своего предприятия.

Виктор Яшкин, генеральный директор холдинга "Барнаульский станкостроительный завод".
Виктор Яшкин, генеральный директор холдинга "Барнаульский станкостроительный завод".
Анна Зайкова

— Виктор Алексеевич, что сегодня представляет собой ваш холдинг?

— Он объединяет 15 предприятий. Причем некоторые дочерние предприятия сами имеют сложную структуру. Например, "Алтайталь", специализирующийся на выпуске грузоподъемной техники, также стал холдинговой компанией, в его состав входят пять дочерних предприятий. Среди крупных производств также можно отметить "Станкоцепь", "Термоблок". Но ключевым, конечно, остается "Барнаульский патронный завод". Все предприятия холдинга самостоятельны, но сохранили управляемость со стороны холдинговой компании. Ряд служб также являются общими. Это бухгалтерия, отдел кадров, служба благоустройства.

— Почему выбрана именно структура холдинга, а не формат крупного промышленного предприятия?

— Нас такая структура устраивает. Она сложилась в непростые 90-е годы. Тогда мы работали в системе госзаказа и столкнулись с неплатежами. Собственно, дальнейшее существование, работоспособность станкостроительного завода были под большим вопросом. Тогда было очевидно, что одним большим предприятием выжить почти невозможно. Мы выпускали несколько видов продукции, поэтому приняли решение дать всем производствам самостоятельный статус, но оставить контрольные пакеты акций материнской компании. Решение было принято непростое, но время доказало его правильность.

Мы были первыми на Алтае, кто пошел по этому пути. Часть первых самостоятельных предприятий погибла, шел естественный процесс отбора на право жить в новых условиях рыночных отношений. Например, прекратил существование "Станкоразнобыт", производивший стиральные машины.

— Почему это произошло?

— Нашим коллективом была со­здана неплохая конструкция стиральной машины, прогрессивная для конца прошлого века. Но на рынке появились товары импортного производства, более качественные и дешевые. Наши стиральные машины не смогли конкурировать с ними, и у нас не было опыта вести доработку конструкции.

Но это и не страшно — мы сосредоточили усилия на той продукции, которую умели хорошо делать. Это грузоподъемные механизмы, приводные втулочные роликовые цепи, патроны. Заметно выросла номенклатура изделий по каждому направлению. Так, сегодня количество модификаций патронов подходит к 200, а когда-то их было всего три. "Алтайталь" сегодня является единственным предприятием в России, выпускающим грузоподъемную технику. Это результат профессио­нальной работы конструкторов предприятия и грамотно выстроенной рыночной политики.

Приказал министр

— Как вообще получилось, что станкостроительный завод занялся производством стиральных машин?

— Не секрет, что когда-то все предприятия должны были заниматься выпуском товаров народного потребления. В свое время в Москве проходил съезд профсоюзов, в составе алтайской делегации была наша станочница. Министром оборонной промышленности был тогда Павел Васильевич Финогенов. После окончания съезда принимал у себя делегатов. Пришло время вопросов министру. Наша работница подняла руку и рассказала, что приобрести стиральную машину в Барнауле очень сложно. Министр ответил: "Вы со станкостроительного? Вот вашему заводу и поручим выпуск машин!"

И мы — патронщики — приступили к разработке и выпуску совершенно новой для нашего производства продукции. Это удалось сделать в заданные сроки. Стиральная машина была самой современной в сравнении с другими отечественными образцами, но, понятно, не могла конкурировать с продук­цией таких фирм, как Bosch и Siemens. Поэтому и было принято в дальнейшем решение не заниматься этим направлением.

— В вашем холдинге и сейчас есть одно на первый взгляд непрофильное предприятие— "Термоблок", которое производит теплообменники. Как оно появилось в вашей структуре?

— В советские времена каждый из патронных заводов выпускал оборудование для оружейной и патронной отраслей. Наш завод не был исключением. Мы выпускали термохимические линии, другое специальное оборудование. Было налажено также производство молокоохладителей. Они и стали той основой, на которой родились первые теплообменники. Первый образец поставили у себя на заводе. Потом показали новую продукцию "Алтайским коммунальным системам", они стали ее применять. И сегодня налажен выпуск теплообменников самых разных модификаций по характеристикам и размерам.

Полмиллиарда патронов

— В 2013 году в стране отмечен спад промышленного производства. Вы ощутили это на себе?

— Конечно. Но здесь в полной мере проявились положительные стороны холдинговой структуры, сложившейся многопрофильности производства. Например, патронный завод поэтапно увеличивает производство основной продукции: по итогам января объем производства в сравнении с прошедшим годом вырос на 38%. Благодаря этому в целом по холдингу получен положительный результат. Хотя нашим ветеранам памятно время, когда патронный завод выживал за счет других предприятий.

— Какими у вас получились финансовые итоги 2013 года?

— Мы выпустили продукции на 2 млрд. 564 млн. рублей. Из них 2 млрд. приходятся на патронный завод. В этом году планируем подойти к показателю в 3 млрд. рублей. На патронном заводе достигнут прирост производства на 25,4%, выпущено 420 млн. штук патронов. В 2014 году плановый рост объемов производства составит 10%. А к 2015 году подойдем к выпуску 500 млн. патронов.

Выпуск спортивно-охотничьих патронов с 2005 года вырос в восемь раз. При этом хотелось бы отметить, что, освоив выпуск спортивно-охотничьих патронов, мы сохраним потенциал для производства боевой продукции на случай, когда в этом появится потребность. Так, в 2013 году мы увеличили государственный оборонный заказ на 142% по сравнению с 2012 годом.

— За счет чего удалось нарастить показатели?

— Мы постоянно ищем новых покупателей. Сегодня за рубеж продаем 80% произведенной продукции. Бренд нашего завода хорошо известен в США, Австралии, Новой Зеландии, европейских и африканских странах. Список большой — легче перечислить страны, с которыми мы не работаем.

Ставку на экспорт мы сделали еще в 90-х годах. Учились новым методам работы, участию в международных выставках. И сегодняшний успех — результат усилий большого коллектива в течение двух десятилетий.

— В последние несколько лет вы провели серьезную модернизацию производства. Что вас сподвигло на это?

— Невозможно развиваться, не вкладывая средства в новое оборудование, ремонт производственных площадок. Благодаря программе модернизации, действующей на предприятии уже несколько лет, мы полностью изменили технологию в инструментальном производстве. Если бы мы этого не сделали, никогда не получили бы тот результат в наращивании объемов производства, о котором я сказал. На прежнем оборудовании цикл изготовления изделий был длительным, сказывался дефицит высококвалифицированных кадров. Люди неохотно идут работать на универсальном оборудовании.

В 2009 году, учитывая все факторы, мы начали переводить процесс изготовления инструмента на новое оборудование с программным управлением. На станках теперь работают ребята с высшим образованием, они хорошо знают компьютеры, умеют писать программы. Труд стал абсолютно другим. На втором этапе модернизации мы закупили оборудование, которое позволит выпускать детали для роторных линий, которые используются в патронном производстве. Таким образом, оборудование в цехах этого предприятия будет также обновлено. Процесс модернизации идет постоянно. Мы уже приблизились к его четвертому этапу.

— Вы сегодня крупнейший производитель патронов в России?

— Отрасль производства патронов — это достаточно закрытая система, где никто особо не хвастается результатами. Но мы одни из крупнейших.

Кстати, мы уже начали работать по кооперации с мировыми брендами. Например, сотрудничаем со знаменитой американской фирмой Colt — под их клеймом выпускаем патроны. Мы стали известны в мире как крупные производители боеприпасов.

О чем еще рассказал собеседник

Об оборудовании

— Сегодня мы вернулись к теме производства оборудования для патронной отрасли. В связи с ростом объемов производства патронов нам стало не хватать мощностей. В России никто не производит автоматические линии, за рубежом тоже. Своими силами мы сделали в прошлом году две автоматические роторные линии, и на сегодняшний день у нас порядка шести линий запущено в производство. Пока делаем оборудование для собственных нужд, но уже очевиден интерес к этой продукции других предприятий, в том числе и зарубежных.

О коллективном

— Сложные этапы мы переживаем коллективно. Если у предприятия есть проблемы, часть его забот берет на себя холдинговая компания. Другой пример: снижение производства на одном из предприятий. По идее, надо сокращать людей. Но мы имеем возможность перевести их на другой участок, где требуются рабочие. Если их прежние производства начнут расти, человек всегда сможет вернуться. Таким образом в целом по предприятию решается непростой кадровый вопрос.

О молодежи

— У нас на заводе около 35% коллектива — это молодые люди в возрасте до 35 лет. То есть более трети! И мы этому вопросу уделяем особое внимание. С 2014 года на предприятии действует положение об оказании помощи молодежи в приобретении жилья. Предусмотрены два варианта поддержки. Первый: единовременная выплата 300 тыс. рублей при покупке жилья. Если человек выполнит все условия договора, то помощь будет оказана безвозмездно — деньги не надо будет возвращать. Второй вид поддержки: завод выплачивает 2/3 процентной ставки по кредиту. Мы посчитали, что при кредите 1,5 млн. рублей за 10 лет благодаря принятой программе человек сэкономит 800 тыс. рублей. Кроме того, по соглашению со Сбербанком наши работники получат по ипотечному кредиту сниженную ставку и для них будет уменьшен первоначальный взнос. Кстати, после того как мы рассказали о программе в СМИ, популярность работы на станкостроительном заводе заметно выросла.

О зарплатах

— У нас есть наладчики (это основная рабочая профессия на патронном заводе), которые зарабатывают более 60 тыс. рублей в месяц. А есть и такие, кто получает значительно больше. При этом мы постоянно ведем прием на работу не потому, что от нас люди уходят, а потому, что производство растет, значит, растет и коллектив станкостроителей.

Досье

Виктор Алексеевич Яшкин родился 10 сентября 1951 года. С отличием окончил Алтайский политехнический институт по специальности "Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты". Во время учебы устроился на станкостроительный завод, где работали его родители. Работал инженером-конструктором отдела главного механика. Позже был заместителем, а потом начальником механосборочного цеха по производству электрических талей, руководил инструментальным производством. В 1995–2001 гг. был первым заместителем генерального директора акционерного общества "Барнаульский станкостроительный завод". С мая 2001 года — генеральный директор компании.

Успешно защитил кандидатскую диссертацию по теме "Условия выживания предприятия военно-промышленного комплекса в условиях быстроменяющейся среды на примере “Барнаульского станкостроительного завода”". Женат, есть дочь.

Цифра

80% продукции "Барнаульского патронного завода" поставляется за рубеж.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость