Экономика

«Мне никто не ставил задачу подготовить предприятие к продаже». Новый генеральный директор БПЗ Александр Седаков ответил на вопросы «ВД»

В конце мая на Барнаульском пивзаводе (БПЗ) произошла символическая смена топ-менеджера. Вместо Андрея Солодилова генеральным директором предприятия стал Александр СЕДАКОВ. Это один из тех редких случаев, когда руководителем крупной алтайской компании является не один из ее акционеров, а наемный менеджер. О новых целях БПЗ, особенностях регионального рынка пива и проводимой реконструкции Александр Седаков рассказал «ВД». Кстати, это первое интервью нового генерального директора.

Пиво и Шекспир

— Александр Юрьевич, первый вопрос, который хотелось бы задать вам, больше связан с пониманием ситуации на местном рынке производства и потребления пива. Не могли бы вы рассказать, как на БПЗ оценивают собственные позиции на этом рынке?

— Если говорить о рынке Алтайского края, то доля нашего предприятия составляет здесь 55−60% от общего объема потребления пива. Что касается рынка сибирского региона, то там мы занимаем менее 10%.

— Это хорошие показатели. Но возникает вопрос, порожденный отчасти определенным потребительским стереотипом. Есть мнение, что БПЗ удерживает лидерство на рынке в первую очередь за счет низкой розничной цены на свою продукцию, если ее сравнивать с ценами на известные федеральные марки. И как раз за счет такой низкой цены продукцией БПЗ охвачены те 60% небогатого населения края, которые могут позволить себе покупать именно ваше пиво.

— Вы хотите сказать, что мы удерживаем лидерство за счет четкого попадания в небогатую потребительскую нишу? Я не согласен с этой точкой зрения. На самом деле основное конкурентное преимущество нашей продукции — это не цена, а известный брэнд. У барнаульского пива сформировался свой потребитель, который предпочитает «Ворсин» другим маркам. Кроме того, еще одно наше преимущество — оптимальное соотношение цены и качества продукта.

Но если уж мы заговорили о цене, то она все-таки плавно повышается. Только в этом году мы поднимали цену на разные марки пива — от 2 до 9%. Это связано с тем, что затраты на производство растут. Сырьевая составляющая становится дороже, один только хмель за последние три месяца подорожал в несколько раз. Плюс к этому увеличиваются транспортные расходы и расходы на электроэнергию. При всех этих факторах сегодняшняя цена на наше пиво, выражаясь языком брокеров, оптимальна и справедлива. В ней сохранен определенный баланс между удовлетворением покупательского спроса и естественным желанием самого предприятия получать прибыль.

— А вас удовлетворяют нынешние рыночные позиции БПЗ?

— Я вам расскажу одну легенду из жизни Шекспира. Писатель спросил у своего ученика: «Кем бы ты хотел стать?» Тот ответил: «Шекспиром». «Ты меня разочаровал, — сказал писатель. — Я хотел стать Богом, а стал всего лишь Шекспиром».

— Продолжается ли рост потребления пива в нашей стране? И если да, то с чем это, по-вашему, связано?

— Объемы потребления растут, и пивной рынок в России пока не достиг своего потолка. Хотя многие эксперты предрекают, что это произойдет в ближайшем будущем. Но в ряде западных стран объем потребления пива на душу населения почти в два раза больше, чем сейчас у нас в России. С чем связан продолжающийся рост? Пива на прилавках магазинов и супермаркетов сейчас действительно много. Выбирай — какое хочешь. Но происходит замещение потребления крепких алкогольных напитков слабоалкогольными.

— Есть также мнение, что в крае растет потребление только разливного пива. И что по итогам прошлого года доля этого сектора выросла примерно до 20%.

— Объем производства и реализации разливного пива действительно растет. В настоящее время и на нашем заводе доля разливного (бочкового, кегового) пива постепенно увеличивается. Связано это прежде всего с тем, что потребителю нравятся вкусовые качества непастеризованного пива. Он правильно полагает, что это пиво более свежее. Ведь чем дольше пиво перевозится и переливается, тем хуже его качество. В больших емкостях пиво хранится лучше.

Никогда не говори никогда

— Продукция БПЗ сейчас выходит на рынки других сибирских регионов. В частности — Новосибирской и Кемеровской областей. Но возникает впечатление, что вы продвигаете там свою продукцию исключительно через сеть «Мария-Ра». Хотя есть другие ритейлеры, с которыми можно попытаться наладить отношения.

— Бесспорно то, что «Мария-Ра» помогает алтайской продукции, в том числе и нашему пиву, появляться на соседних рынках. Но мы работаем не только с «Марией-Ра». Открою, например, вам секрет, что в Кемерово у нас 229 точек продаж пива «Ворсин».

— Они принадлежат «Торговому дому БПЗ» или вы отдаете пиво на реализацию?

— Отдаем на реализацию. За последний год объемы продаж нашей пивной продукции за пределами края выросли примерно на 50%.

— Это существенный рост. За счет чего он произошел?

— Как я уже говорил — за счет цены и качества. Кроме того, мы устанавливали в торговых сетях наши бар-стойки, через которые реализуется пиво. Причем не надо это расценивать как некую плату с нашей стороны за «вход в сеть». Это обычная на сегодня практика во взаимоотношениях между производителями пива и розничными сетями.

— БПЗ пообещал в этом году вывести на рынок новую молодежную марку, которая будет конкурировать с известными федеральными брэндами. Эти планы не изменились?

— Они корректируются. Точно могу сказать, что в этом году мы не успеем вывести на рынок такую марку. Причина проста: сейчас мы проводим реконструкцию предприятия. И пиво под молодежным брэндом если мы и будем производить, то только после завершения определенных этапов реконструкции. Но работа над созданием молодежного брэнда ведется. Мы ее не прекращали. В настоящий момент есть несколько вариантов названий такой марки. Они тестируются.

— БПЗ навсегда отказался от идеи производства безалкогольного пива и пива в алюминиевой банке?

— Никогда не говори никогда. Если рынок затребует пиво «Ворсин» в алюминиевой банке или безалкогольную марку, мы такое пиво обязательно сделаем. Но здесь есть несколько нюансов. Например, доля потребления безалкогольного пива незначительна, где-то в пределах 2%. И далеко не все известные пивоваренных компании имеют в своей линейке безалкогольную марку.

Что касается баночного пива, то у нас были определенные наработки по этому вопросу. Но для выпуска такого пива нам необходим новый вид оборудования. А сама банка изготавливается только на заводах под Санкт-Петербургом и в Подмосковье. Мы посчитали, что выпускать баночное пиво (а это было бы примерно 10−12% от общего объема нашей продукции) в настоящий момент заводу невыгодно. Транспортные расходы оказывают огромное влияние на конечную стоимость продукта. Представьте, что нам ежедневно (!) необходимо привозить два вагона такой банки. Доставка только одного вагона по железной дороге обойдется примерно в 100 тыс. рублей. На данный момент это экономически нецелесообразно.

— Почему БПЗ никак не представлен в премиум-сегменте?

— Как не представлен? Определенный опыт работы у нас есть. Мы же сделали и вывели на рынок пиво Golfscteiner. Сейчас изучаем и свои возможности, и интерес со стороны рынка к премиум-сегменту. У нашего потребителя сложилось понимание, что в элитном сегменте должно быть представлено только легкое пиво. У Golfscteiner крепость составляет 5−5,5 градуса, к тому же эта марка имеет другие параметры по плотности. Она выше, чем у других сортов премиум-сегмента. Но вывод этого пива на местный рынок нас не разочаровал.

О вкусах лучше не спорить

— Еще одна распространенная среди любителей пива точек зрения заключается в том, что в связи с отказом от импортного солода качество барнаульского пива стало хуже.

— Импортный солод — это, конечно, важный фактор в производстве и конкурентоспособности продукта. Но и слишком дорогой. Хочу отметить, что полностью на импортный солод ни один из пивоваренных заводов России не перешел. Все используют смесь отечественного солода и импортного. Импортный, в основном, поступает к нам из Германии и Финляндии. Мы тоже используем немецкий солод.

— В каких пропорциях?

— Это коммерческая тайна. Я тоже слышал мнение, что «вот раньше пиво барнаульское было гораздо лучше, чем сейчас». Но при этом потребитель забывает, что еще семь-восемь лет назад на рынке не было такого изобилия сортов пива различных производителей. Теперь есть что и с чем сравнивать. Наше пиво не стало хуже, просто появилось другое. Поэтому о вкусах лучше не спорить.

— Сейчас на БПЗ активно ведется реконструкция производства. По слухам, руководство решило затеять предпродажную подготовку предприятия. Возможна ли в ближайшее время продажа завода?

— Этот вопрос вам лучше адресовать акционерам. Мне задачу «подготовить предприятие к продаже» никто не ставил. На ближайшие два года цели у нас очень жесткие — провести реконструкцию, четко отладить бизнес-процессы и своевременно реагировать на изменения рынка.

Специальный вопрос

— Почему все-таки на Барнаульском пивзаводе произошла смена руководства?

— Этот вопрос вам лучше всего задать акционерам предприятия. Я же могу высказать только личную точку зрения. На мой взгляд, акционеры приняли такое решение по той причине, что сегодня предприятие стало ориентироваться на общепринятые мировые стандарты ведения бизнеса, когда акционеры постепенно отходят от прямого управления предприятием, передавая руководящие функции наемным менеджерам.

Кто такой Александр Седаков

Александр Юрьевич Седаков родился 21 апреля 1968 года. Окончил барнаульскую среднюю школу № 105. Имеет высшее экономическое образование, окончил Алтайский госуниверситет. С 1993 по 1998 год трудился в банковской сфере.

С 1998 по 2007 год работал председателем правления Барнаульского городского потребительского общества (БГПО). В этот период под руководством Александра Седакова БГПО осуществляет управление рядом известных предприятий Алтайского края. В том числе розничной сетью «Раздолье» (1998−2002 гг.), компаниями «Ледь» (2002−2007 гг.) и «Барнаульский пищевик» (2004−2007 гг.), заводом «Пивная артель» (2006−2007 гг.).

В детстве и юности Александр Седаков активно занимался легкой атлетикой. В настоящее время продолжает увлекаться различными видами спорта, в том числе экстремальными. Женат, воспитывает сына.

О чем еще рассказал Александр Седаков

О некоторых итогах

— Результаты работы нашего предприятия в 2006 году не являются тайной. Их можно найти в открытых источниках. Объем выпуска продукции составил 7,2 млн. дал. Причем это наш потолок, поскольку вот уже несколько лет завод работает в условиях максимально заложенной проектной мощности. Прибыль предприятия составила 75 млн. рублей. Налоговые отчисления — 320 млн. рублей, из них 180 млн. — в краевой и городской бюджеты. На заводе трудятся 1296 человек. Средняя зарплата — 10700 рублей в месяц.

О поставленных задачах

— Акционеры поставили ее предельно четко. Барнаульский пивзавод обязан в ближайшей перспективе войти в число ведущих холдингов на региональном рынке. То есть мы должны составить конкуренцию тем шести компаниям, которые в настоящее время контролируют 90% этого рынка. Кроме того, мы будем расширять линейку безалкогольных напитков. Я имею в виду минеральную воду, лимонады и квас. Причем объем потребления кваса сейчас растет гораздо более высокими темпами, чем пива.

О реконструкции предприятии

— Инвестиционная программа реконструкции производства рассчитана на сумму 800 млн. рублей. Для БПЗ это значительный объем. Для сравнения скажу, что наша выручка за май составила около 150 млн. рублей. Реконструкцию мы планируем завершить в 2009 году. Основной акцент делается на обновлении оборудования в варочном цехе. Там мы намерены смонтировать новую немецкую линию. Реконструкция позволит БПЗ увеличить объем производства продукции до 10 млн. дал в год. Во-вторых, она оптимизирует некоторые бизнес-процессы, что отразится на издержках и себестоимости продукции. И третий важный фактор — мы получим оборудование, которое способно производить более стабильный по качеству продукт.

Максим УГЛОВОЙ

Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость