- Михаил Павлович, вы говорили, что регулирующее воздействие администрации края будет возрастать и это нужно для реализации стратегии развития. Означает ли это, что в экономику будет вкладываться больше денег из бюджета?
- Безусловно, мы рассчитываем на привлечение федерального ресурса и уже начали работу над пятью инвестпроектами, которые планируем выставить на конкурс в инвестиционный фонд Российской Федерации. Цена вопроса - от пяти до 25 миллиардов рублей на каждый проект.
Но главное - администрация должна наметить вектор движения экономики и убедить бизнес-сообщество и общество в целом, что именно в этом направлении надо двигаться. Стратегия, в которой будут обозначены эти направления, - не догма. В процессе исполнения она может корректироваться. Наша задача - не только деньги вложить, но еще ввести бизнес-структуры в рамки этой стратегии. Аккуратно и без надрыва.
- То есть администрация может договариваться с бизнесом, чтобы он вкладывал деньги в определенные направления?
- И договариваться, и требовать. С одной стороны, власть - партнер бизнеса. С другой же - государство как власть предполагает еще и принуждение, конечно же, в рамках правового поля. Сегодня так живут все развитые государства: если ты не выполняешь закон, то… шаг вправо - шаг влево караются жестко. Месяц назад мы были в Сингапуре, там за окурок, брошенный на тротуар, - огромный штраф. И никто не бросает.
Надо всех ввести в правовое поле и, кроме того, убедить в правильности нашей позиции. Не случайно мы затеяли проведение серии "круглых столов" для обсуждения стратегии. Не случайно был создан стратегический совет при главе администрации края, в котором представлены все категории населения, все общественные формирования. Мы получили огромное количество замечаний, специалисты "РОЭЛ Консалтинг" обязуются их изучить и трансформировать в документ.
Принципиальная разница
-У нас в крае долгое время придерживались такой точки зрения: сначала бюджетные деньги вложим в село и промышленность, добьемся их роста, а уж потом подумаем об учителях и врачах… Не повторяем ли мы сегодня этот путь, вкладывая бюджетные средства в реальный сектор?
- Есть принципиальная разница в позициях. Если посчитать, сколько денег было вложено в сельское хозяйство, - это же десятки миллиардов рублей. А что в результате? Сокращение посевных площадей, снижение поголовья и надоев. Сегодня мы живем в другом измерении, и надо четко понимать, что каждый вложенный бюджетный рубль должен работать. При этом нужно обеспечить не только его возвратность, но и прибыль. Мы должны и определить, и обосновать, куда именно вкладывать средства, сколько вкладывать, что сделает с ним крестьянин или промышленник. А потом друг перед другом отчитаться.
Я не пытаюсь себя убеждать, что все хорошо. Но в корне не согласен с посылом недавно вышедшей книги об Алтае как о депрессивном регионе. Алтай никогда не был депрессивным. Он был и остается регионом нереализованных возможностей.
Естественный ход
- В военное время на Алтай привезли тяжелую промышленность и тем изменили естественный ход развития. Но кончилась господдержка - и промышленности стало плохо… Не пытаемся ли мы и сегодня навязать региону то, что для него неорганично?
- Приведу только несколько примеров. В Алтайском крае 6,5 миллиона гектаров пахотных земель. Такой площади пашни да еще такого качества нет ни в одном регионе Сибири да и, наверное, в России. Но с землей нужно обращаться, как со своими детьми - тогда она отдаст то, что имеет. У нас же к земле подходят как… в немецком концлагере. Ее можно топтать, жечь, можно не засевать, совершенно не думая о завтрашнем дне. Эта большая проблема нашего региона, которую сегодня администрация края начала решать. Мы заставляем относиться к земле так, как она того заслуживает, поощряем внедрение современных ресурсосберегающих технологий. И это естественный путь для аграрного края.
Столь же естественно было бы развитие агропромышленного кластера. Как бы уважительно мы ни относились к импортной технике, но, покупая "Джон Диры", мы привязываем себя к поставкам запчастей, к иностранным специалистам. Мы должны иметь свой трактор. Можно, наконец, тот же "Джон Дир" собирать. И техника станет дешевле. Эти и многие другие примеры показывают: предпосылки для экономического роста, опирающегося на наши естественные преимущества, налицо.
- Нет ли у вас ощущения, что у тех, кто еще работает на производстве, руки уже не те, чтобы делать качественную продукцию?
- С руками у нас все в порядке. Необходимо достучаться до сознания людей и в первую очередь, как было модно говорить когда-то, командиров производства. Нужно заставить их думать амбициозными категориями. Хотя в регионе есть руководители, сумевшие вовремя перестроиться, но большинству это еще предстоит.
- В крае работает ряд программ господдержки, а теперь предполагается еще и субсидирование части процентной ставки по облигационным займам. Зачем вводить этот на первый взгляд не очень востребованный инструмент?
- На рынке края появляется достаточно много крупных предприятий, которые в состоянии выпустить облигации и вложить полученные от размещения займа средства как в основной, так и в оборотный капитал. Мы пришли к консенсусу с депутатским корпусом, что речь должна идти о суммах займов начиная с 500 миллионов рублей. Не ниже - иначе потеряем то, что хотим приобрести. Край в своем развитии должен сделать качественно новый шаг. Даже не шаг, а, скорее, прыжок. Если ли мы все время будем догонять экономику страны и мира, то никогда не догоним. Ни-ко-гда.
Общее дело
- Существует инерция развития, и сколько ни убеждай бизнес, стратегия может стать документом, который ляжет на полку, а мы будем идти все той же накатанной дорогой…
- А никакой административный ресурс и не поможет, если руководитель предприятия сам не намерен мыслить на перспективу. Если он ставит себе только одну задачу - получить прибыль сегодня, то завтра на его место придет тот, кто четко видит свое развитие в будущем. Многие руководители это понимают. Хотя, безусловно, не все считают, что мы развиваемся в нужном направлении.
- Вы плохо это воспринимаете?
- Каждое мнение имеет право на жизнь. Но нужно четко разграничивать два подхода. Либо ты думаешь только о том, как обогатиться и обеспечить свое превалирующее положение на рынке различными методами. Либо - о том, как вписать свой бизнес в стратегию развития края, Сибири, России. Этот подход для бизнеса разумнее с точки зрения его будущего.
- Для нашей протяженной страны транспортная политика должна быть очень вдумчивой. А сегодня перевозить, например, муку в Европу невыгодно…
- Я вам больше скажу. Документально оформленной государственной политики на федеральном уровне по отношению к Сибири пока, к сожалению, нет. Крупные инвестиционные проекты для нашей территории появились только в последние два года. А ведь Сибирь, без преувеличения, - это та кладовая, откуда черпает свое благополучие вся страна. И ее нужно заселять, вернее, делать так, чтобы люди были заинтересованы здесь жить. Не заселим мы - заселят другие. Но администрация края сегодня не может позволить себе ждать, когда эти и другие проблемы решатся на федеральном уровне. Мы должны идти на полшага впереди. Там, где сможем это сделать, позитивный результат обеспечен.
- Ходят слухи, что администрация пошла на подготовку стратегии только потому, что этого потребовали в Министерстве регионального развития…
- Ни одно министерство от нас ничего не потребовало. У нас ведь есть стратегия развития до 2010 года. При желании можно было бы, не забивая голову, не расходуя бюджетные средства, формально прикрыться этим документом. Дело в другом: сегодня в крае созрели определенные настроения, ощущение необходимости качественного прорыва. Без внятной стратегии на длительную перспективу осуществить такой рывок невозможно.
Цифры и факты
Более 13,1 млрд. рублей было направлено в экономику края в январе-июне 2007 года. Это на 35,1% больше, чем за аналогичный период 2006 года. В России этот показатель - 20,8%.
3,7 млрд. рублей предполагается вложить из федерального и регионального бюджетов в развитие транспортной инфраструктуры особой экономической зоны "Бирюзовая Катунь" (строительство автодороги Ая - Бирюзовая Катунь, мостового перехода через Катунь, реконструкцию аэропортов Барнаула и Бийска).
30 млрд. рублей - общая стоимость проектов потенциальных инвесторов и резидентов ОЭЗ "Бирюзовая Катунь", которые в настоящий момент рассматривает администрация края.
3,5 тыс. мест для круглогодичного размещения туристов - такова вместимость туристско-развлекательных комплексов, которые будут построены на территории "Бирюзовой Катуни".
Самое важное - в нашем Telegram-канале