Экономика
Erid: F7NfYUJCUneTRyYgqqKN

На пути повышения энергоэффективности и экологичности. СГК применяет инновационный способ утилизации золы в Алтайском крае

Ежегодно угольные тепловые электростанции производят миллионы тонн вторсырья. Но вместо того, чтобы складировать их на золоотвалах, топливные шлаки можно эффективно использовать в производстве. Сибирская генерирующая компания (СГК) поделилась опытом использования золы-уноса в дорожном строительстве.

Зола-уноса используется в дорожном строительстве.
Зола-уноса используется в дорожном строительстве.
Фото предоставлено пресс-службой СГК.

Идеальный ресурс

Каждый год Сибирская генерирующая компания производит 9 млн тонн золы-уноса и 700 тыс. тонн топливных шлаков — практически 50 % от генерируемого вторсырья всех ТЭЦ в России. Это попутные продукты, которые образуются при сжигании топлива на угольных тепловых электростанциях и представляют собой остатки минералов, содержащихся в угле.

Золошлаковые материалы практически не опасны для окружающей среды. Согласно материалам апробации, они не являются токсичными и радиоактивными и соответствуют Единым санитарно-­эпидемиологическим и гигиеническим требованиям.

При этом золошлаки обладают рядом полезных качеств, не уступающим дорогим строительным материалам. Например, буроугольная зола-уноса может послужить прекрасной заменой дорогостоящего известняка. Она так же устраняет избыточную влагу и придает грунту устойчивость за счет вяжущих свойств. Это делает золошлаковые материалы практически идеальным ресурсом для различных отраслей народного хозяйства.

Однако на сегодня вовлечение вторичных материалов в российское производство не превышает 20 %. Генеральный директор акционерного общества «СГК-Алтай» Игорь Лузанов назвал возможные причины недоверия производителей к золошлакам:

В первую очередь мешает незнание того, как этот материал можно использовать. Также у предприятий возникают опасения по поводу безопасности и практичности золошлаков. Все новое тяжело реализуется, потому что еще не изучено, и мы только в начале этого пути. Наша цель — как можно больше рассказывать и показывать предпринимателям новые возможности.

При этом в Минэнерго РФ отметили, что у России есть большой потенциал использования золошлаков. Согласно указу президента РФ № 309, к 2030 году необходимо достичь уровня применения отходов производства и вторичных ресурсов до 25 %.

Использовать с пользой

В феврале 2025 года в Алтайском крае приняли региональную программу повышения объемов утилизации золошлаковых отходов. Одно из перспективных направлений — строительство дорог в Алтайском крае с применением золошлаковых материалов, в том числе золы-уноса.

Вопрос применения вторичных ресурсов в производстве касается не только промышленности, но и экологии в целом, подчеркнул руководитель проекта дирекции по реализации золошлаковых материалов Сергей Голиков. Использование золы-уноса в дорожном строительстве позволит избежать их складирования в отвалы, сократив тем самым занимаемые площади, и даст возможность применять отходы с пользой.

Зола-уноса используется в дорожном строительстве.
Фото предоставлено пресс-службой СГК.

В частности, ученые Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова разработали более 10 вариантов ликвидации оврага и организации сброса паводковых вод. Доктор технических наук, профессор кафедры «Строительные материалы и автомобильные дороги» Василий Свиридов рассказал о возможностях применения золошлаковых материалов на автомобильной дороге Алейск — Буканское, как удачном примере решения вопроса о ликвидации оврагообразования.

Немаловажный плюс вовлечения золошлаковых материалов в промышленный оборот касается экономики. На сегодняшний день тонна цемента в среднем стоит 9 тыс. рублей, а золы-уноса — 600 руб­лей. Цифры говорят сами за себя, — убежден директор по реализации золошлаковых материалов Сибирской генерирующей компании Петр Саньков.

Наука доказала, водители проверили

Важной разработкой стал комплексный минеральный вяжущий материал из цемента и золы-уноса. Впервые его использовали для укрепления основания на участке дороги Павловск — Топчиха в 2023 году. Спустя год эксперимент повторили на участке дороги станция Калманка — Черемное. Сергей Голиков рассказал о первых результатах: «На предыдущем объекте были определенные нюансы. На участке дороги Станция Калманка — Черемное мы улучшили технологию: увеличили объем воды для улучшения гидратации вяжущего, что позволяет нам ожидать более хорошие результаты. Надеюсь, что данный участок послужит стартером более объемного применения золы-уноса в строительстве автомобильных дорог Алтайского края».

Зола-уноса используется в дорожном строительстве.
Фото предоставлено пресс-службой СГК.

На объекте ремонта автомобильной дороги станция Калманка — Черемное прошел выездной День качества с участием ведущих экспертов. Заведующий кафедрой строительных материалов и автомобильных дорог АГТУ им. И. И. Ползунова доктор технических наук, профессор Геннадий Овчаренко отметил, что с данного участка дороги еще предстоит взять опытные образцы. При этом профессор уверен, что результаты окажутся положительными.

Геннадий Овчаренко обратил внимание, что по данному участку дороги уже ходят большегрузные машины и никаких проблем это не вызывает.

Зола-уноса используется в дорожном строительстве.
Фото предоставлено пресс-службой СГК.

При ремонте использовали высококальциевую золу, которая образуется при сжигании канско-ачинских углей. Помимо дорожного строительства, этот ресурс также внедрили в производство железобетонных изделий и ряд других строительных материалов.

Практическим опытом использования золы-уноса поделился начальник «Алтайавтодора» Василий Мотуз:

Наука уже доказала эффект применения золы-уноса в лаборатории, а теперь мы применяем ее на практике. Смешивая золу с цементом, мы укрепляем грунт и при этом меньше тратим щебеночных материалов. Соответственно, мы получаем положительный экономический эффект.

Василий Мотуз добавил, что на отдельных участках применяется разная дозировка цемента и золы. Это делается для того, чтобы достичь оптимального состава.

Зола-уноса используется в дорожном строительстве.
Фото предоставлено пресс-службой СГК.

Интерес всех сторон

Эксперты сошлись во мнении, что тема применения золошлаковых материалов в строительстве автомобильных дорог будет набирать популярность уже в ближайшей перспективе. Интерес к этому имеют все стороны.

По словам Сергея Голикова, в ближайшее время готовят к экспертизе Восточный обход Новосибирска, где предполагается применение 179 тыс. куб. м золошлаков новосибирских ТЭЦ.

Еще 1,5 млн куб. м золошлаков планируют использовать при строительстве Южного транзита Новосибирска. Также Северный обход Омска предполагает применение 840 тысяч куб. м золошлаков. Работы должны стартовать в сентябре этого года.


Подпишитесь на Алтапресс в Телеграме и в Max

  • Реклама
  • ООО «Сибирская генерирующая компания»
  • ИНН: 7709832989
При подготовке материалов используются сервисы экосистемы для бизнеса Контур

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Рассказать новость