Идеальный ресурс
Каждый год Сибирская генерирующая компания производит 9 млн тонн золы-уноса и 700 тыс. тонн топливных шлаков — практически 50 % от генерируемого вторсырья всех ТЭЦ в России. Это попутные продукты, которые образуются при сжигании топлива на угольных тепловых электростанциях и представляют собой остатки минералов, содержащихся в угле.
Золошлаковые материалы практически не опасны для окружающей среды. Согласно материалам апробации, они не являются токсичными и радиоактивными и соответствуют Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям.
При этом золошлаки обладают рядом полезных качеств, не уступающим дорогим строительным материалам. Например, буроугольная зола-уноса может послужить прекрасной заменой дорогостоящего известняка. Она так же устраняет избыточную влагу и придает грунту устойчивость за счет вяжущих свойств. Это делает золошлаковые материалы практически идеальным ресурсом для различных отраслей народного хозяйства.
Однако на сегодня вовлечение вторичных материалов в российское производство не превышает 20 %. Генеральный директор акционерного общества «СГК-Алтай» Игорь Лузанов назвал возможные причины недоверия производителей к золошлакам:
В первую очередь мешает незнание того, как этот материал можно использовать. Также у предприятий возникают опасения по поводу безопасности и практичности золошлаков. Все новое тяжело реализуется, потому что еще не изучено, и мы только в начале этого пути. Наша цель — как можно больше рассказывать и показывать предпринимателям новые возможности.
При этом в Минэнерго РФ отметили, что у России есть большой потенциал использования золошлаков. Согласно указу президента РФ № 309, к 2030 году необходимо достичь уровня применения отходов производства и вторичных ресурсов до 25 %.
Использовать с пользой
В феврале 2025 года в Алтайском крае приняли региональную программу повышения объемов утилизации золошлаковых отходов. Одно из перспективных направлений — строительство дорог в Алтайском крае с применением золошлаковых материалов, в том числе золы-уноса.
Вопрос применения вторичных ресурсов в производстве касается не только промышленности, но и экологии в целом, подчеркнул руководитель проекта дирекции по реализации золошлаковых материалов Сергей Голиков. Использование золы-уноса в дорожном строительстве позволит избежать их складирования в отвалы, сократив тем самым занимаемые площади, и даст возможность применять отходы с пользой.
В частности, ученые Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова разработали более 10 вариантов ликвидации оврага и организации сброса паводковых вод. Доктор технических наук, профессор кафедры «Строительные материалы и автомобильные дороги» Василий Свиридов рассказал о возможностях применения золошлаковых материалов на автомобильной дороге Алейск — Буканское, как удачном примере решения вопроса о ликвидации оврагообразования.
Немаловажный плюс вовлечения золошлаковых материалов в промышленный оборот касается экономики. На сегодняшний день тонна цемента в среднем стоит 9 тыс. рублей, а золы-уноса — 600 рублей. Цифры говорят сами за себя, — убежден директор по реализации золошлаковых материалов Сибирской генерирующей компании Петр Саньков.
Наука доказала, водители проверили
Важной разработкой стал комплексный минеральный вяжущий материал из цемента и золы-уноса. Впервые его использовали для укрепления основания на участке дороги Павловск — Топчиха в 2023 году. Спустя год эксперимент повторили на участке дороги станция Калманка — Черемное. Сергей Голиков рассказал о первых результатах: «На предыдущем объекте были определенные нюансы. На участке дороги Станция Калманка — Черемное мы улучшили технологию: увеличили объем воды для улучшения гидратации вяжущего, что позволяет нам ожидать более хорошие результаты. Надеюсь, что данный участок послужит стартером более объемного применения золы-уноса в строительстве автомобильных дорог Алтайского края».
На объекте ремонта автомобильной дороги станция Калманка — Черемное прошел выездной День качества с участием ведущих экспертов. Заведующий кафедрой строительных материалов и автомобильных дорог АГТУ им. И. И. Ползунова доктор технических наук, профессор Геннадий Овчаренко отметил, что с данного участка дороги еще предстоит взять опытные образцы. При этом профессор уверен, что результаты окажутся положительными.
Геннадий Овчаренко обратил внимание, что по данному участку дороги уже ходят большегрузные машины и никаких проблем это не вызывает.
При ремонте использовали высококальциевую золу, которая образуется при сжигании канско-ачинских углей. Помимо дорожного строительства, этот ресурс также внедрили в производство железобетонных изделий и ряд других строительных материалов.
Практическим опытом использования золы-уноса поделился начальник «Алтайавтодора» Василий Мотуз:
Наука уже доказала эффект применения золы-уноса в лаборатории, а теперь мы применяем ее на практике. Смешивая золу с цементом, мы укрепляем грунт и при этом меньше тратим щебеночных материалов. Соответственно, мы получаем положительный экономический эффект.
Василий Мотуз добавил, что на отдельных участках применяется разная дозировка цемента и золы. Это делается для того, чтобы достичь оптимального состава.
Интерес всех сторон
Эксперты сошлись во мнении, что тема применения золошлаковых материалов в строительстве автомобильных дорог будет набирать популярность уже в ближайшей перспективе. Интерес к этому имеют все стороны.
По словам Сергея Голикова, в ближайшее время готовят к экспертизе Восточный обход Новосибирска, где предполагается применение 179 тыс. куб. м золошлаков новосибирских ТЭЦ.
Еще 1,5 млн куб. м золошлаков планируют использовать при строительстве Южного транзита Новосибирска. Также Северный обход Омска предполагает применение 840 тысяч куб. м золошлаков. Работы должны стартовать в сентябре этого года.





